Приложение МААМ

Урок милосердия в 4 классе «Кто мой ближний?»

Утаева Ольга Станиславовна
Урок милосердия в 4 классе «Кто мой ближний?»
▼ Скачать + Заказать документы

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБЛАСТНОЙ УНИВЕРСИТЕТ

(МГОУ)

Институт непрерывного образования

Духовно-просветительский культурный центр

имени просветителей славянских

Кирилла и Мефодия МГОУ

ТЕМА:

«Милосердие. Кто мой ближний

4 класс

Автор:

Утаева Ольга Станиславовна,

учитель начальных классов

МБОУ СОШ №11

г. Красногорск

Москва

2023 г.

Публикация «Урок милосердия в 4 классе „Кто мой ближний?“» размещена в разделах

Задачи:

-дать знания о христианской добродетели смирения, о покаянии, о Промысле Божием.

Основные понятия: Милосердие. Ближний. Добрые дела. Добродетели.

Средства: учебное пособие, иллюстрации №№ 34-38.

План: 1. Проверка знаний. 2. Объяснение нового материала, на примере. 3. Работа с понятиями. 4. Связь с современными событиями. 5. Закрепление.

Ход урока:

1. Повторение

- Среди нас живут добрые люди: наши близкие и друзья. Хороших людей много. Он нас любят, помогают, заботятся, и мы их любим.

- Но есть среди нас и злые люди: вредные, обманщики, лицемеры. Как относились христиане к таким людям? Как поступают в настоящий момент?

- В Священной истории сказано, что Христос учил Своих учеников любить всех людей и даже врагов своих ( вспомните заповедь: «возлюби ближнего своего»).

Но можно ли любить людей, которые нам неприятны и злы?

Может ли человек другого вероисповедания быть твоим ближним?

2. Формулирование темы урока и цели и задач.

-Вот, оказывается, давно-давно задавали этот вопрос Своему Учителю Иисусу Христу апостолы. Он ответил на этот вопрос притчей.

- Начнем наш сегодняшний урок с этой притчи. Просмотр мультфильма «Притча о милосердном самарянине»

- О каком человеческом качестве мы сегодня будем говорить на уроке? Милосердие.

Запись темы урока в тетрадь.

Оно проявляется в заботе, помощи, участии и терпении.

- На какие вопросы ответим сегодня на уроке?

(Что такое милосердие, можно ли научиться милосердию, кому и как нужно делать милосердные дела)

3. Работа по теме урока.

-Какой вопрос был задан Христу?

- Как ответил Христос?

- Кто шел по дороге? (человек)

- Что с ним произошло? (на него напали разбойники, избили и отобрали вещи)

-Кто шел по той же дороге? (священник, служитель церкви и самарянин)

-Что сделал каждый из них?

- Кто оказался ближним пострадавшему человеку?

- Кто же наш ближний? Как на этот вопрос отвечали христиане?

- Как правильно относится к другим людям?

- Как вы должны относится к другому человеку?

- Что означает слово «милосердие»?

Милосердие – это сострадательное, доброжелательное, заботливое отношение к другому человеку. Запись в тетрадь.

- Какие слова – синонимы вы можете подобрать к слову «милосердие»?

-Посмотрите на Слайд 1. Какие слова по-вашему мнению лишние? Объясните.

-На Руси в давние времена жили славяне. И язык, на котором они разговаривали, назывался славянским. В нем существует очень точное слово, которое обозначает добрый поступок человека – благотворить. Это сложное слово состоит из двух. Из каких?

- Что означает слово «благо»? (добро)

Благотворить – делать добро. Запись в тетрадь.

- Кто из вас пробовал хоть раз делать добро том человеку, который к вам плохо относится? Кто попробует, тот увидит, что добро обязательно вернется к нему. И если с другим человеком случилось несчастье, мы должны немедленно постараться помочь ему, каким бы он ни был.

-Слайд 2 – милосердие – традиционная черта у россиян.

- Можно ли требовать за совершенное добро оплату?

- Как называют человека, который не берет за добрые дела оплату?

Бескорыстие – качество человека, когда он не требует ничего з свою помощь.

-Назовите добрые дела, которые вы готовы выполнить. Готовы ли вы быть добрыми, зная, что вся ваша работа, выполненная для блага другого человека, не будет им оплачена и тебя никто не поблагодарит?

- Готовы ли вы делать добрые дела, зная, что тебя никто за это не похвалит и не заметит их?

-Можно ли купить доброту за деньги?

- Можно ли просить оплату за доброе дело? Что думали по этому поводу христиане?

-Так относится к людям не всегда легко для нас. Потому что это служение людям. Служить – значит отдавать себя для блага других людей. Легко ли это?

-Что легче: отдавать или брать? Задайте себе вопрос, как вы ведете себя по отношению к другим людям – отдаете или берете?

-Посмотрите на Слайд 3. Здесь изображена картина Ивана Алексеевича Ерменёва «Нищие». Прослушайте отрывок стихотворения М. Ю. Лермонтова, в котором говорится еще об одной черте человека. (до 38 секунды)

- Что просил нищий, стоя у храма? (хлеб)

- Какие чувства он испытывал в этот момент? (ему тяжело стоять, хочет кушать, пить, страдает)

- Как бы вы назвали человека, который дал нищему камень? (скупой)

-Теперь послушайте еще одно стихотворение о нищем. Чтение учителем на стр. 41-42 стихотворения Я. Полонского.

-Как в этом стихотворении поступал нищий? (раздавал всё, что ему подавали)

-Почему он так делал? Что заставляло его так поступать?

-Знали ли поэты, писавшие эти строки, «золотое правило жизни христиан»? (знали, потому что они не осуждали нищих, а сочувствовали им)

- Последние строки Лермонтова перекликаются с текстом Евангелия:

«Просите, и дано вам будет; ищите и найдете; стучитесь и отворят вам; ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят. Если между вами человек,который, когда сын попросит у него хлеба, подал бы ему камень? И когда попросит рыбы, подал бы ему змею? Итак, во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними…»

Евангелие от Матфея, глава 7, стихи 7-13

Еще один пример из Библии:

Одна из книг Ветхого завета и часть Пятикнижия — книга Исход — повествует об освобождении еврейского народа из египетского рабства, странствиях евреев под руководством пророка Моисея и обретении Бога избранным народом. В одном из самых драматических моментов повествования рассказывается о том, как, по чудесному мановению жезла Моисея, Красное море расступилось перед ним и беглецами и все они успели перебраться на другой берег. При этом гнавшиеся за ними египтяне потонули в волнах сомкнувшегося моря.

Данный сюжет заинтересовал американских ученых, которые методом компьютерного моделирования доказали возможность такого события, как разделение моря.

Карл Дрюс из отделения атмосферных и океанических исследований Университета Боулдера (штат Колорадо, США) и Вэйчин Хань, работающий в Национальном центре атмосферных исследований, расположенном также в городе Боулдер, обратили внимание, что, согласно Библии, разделению моря предшествовал сильный восточный ветер. «И простер Моисей руку свою на море, и гнал Господь море сильным восточным ветром всю ночь и сделал море сушею, и расступились воды. И пошли сыны Израилевы среди моря по суше: воды же были им стеною по правую и по левую сторону», — говорится в Библии.

Ученые решили, что восточный ветер вряд ли мог помочь евреям, шедшим из Египта, перейти Красное море, которое вытянуто с северо-запада на юго-восток. Их предположение не ново: в Библии море, которое переходили евреи, ведомые Моисеем, на церковнославянский язык переводится как Чермное море, что означает не только красное, но и «море камышей», и на английском языке названия весьма созвучны: Red Sea (Красное море) и Sea of Reeds (Море камышей).

Но у берегов Красного моря камыши не растут. Зато они есть у берегов озер, расположенных в дельте Нила.

Изучив старинные карты Египта, ученые предположили, что в Библии речь шла об озере, которое находилось около древнего города Танис, расположенном в восточной части дельты Нила. Сейчас озеро, о котором, вероятно, шла речь, называется Мензала.

Анализ археологических данных, измерений со спутника и древних карт позволил ученым определить границы и распределение глубины озера 3000 лет назад. Затем они смоделировали действие восточного ветра разных параметров с разной продолжительностью.

Оказалось, что ветер, который на протяжении 12 часов дует со скоростью около 100 км/ч (27 м/с, был способен «раздвинуть» воды, чтобы на срок около четырех часов образовался сухопутный мост с одного берега озера на другой.

«Мы проводили моделирование очень близко к тому, что написано в Книге Исход, — рассказал BBC Карл Дрюс, один из авторов работы. — Разделение моря вполне может быть описано динамикой жидкостей. Ветер уносит воду таким образом, что создает безопасный проход, а затем резко позволяет воде вернуться обратно».

Ученые говорят, что люди всегда были очарованы историей, описанной в Исходе, и довольно интересно, что, согласно исследованию, эта история вполне подтверждается и законами физики.

Правда, авторы работы отмечают, что довольно проблематично находиться на берегу и тем более переходить море по дну при почти ураганном ветре.

Моисей радовался смерти Фараона и его войска, в ладоши, прыгал ***8

«Мои дети погибли!» - сказал Бог.

- В каких произведениях вы встречались с проявлениями милосердия и сострадания? Затронули ли они вашу душу? Почему?

4. Закрепление.

Давайте поговорим о событиях сегодня. О войне, которая идет. Если Бог говорил, в случае с Моисеем, дети мои погибли, жалел их, значит ли это, что и мы должны проявлять милосердие в отношении всех ближних?

В Священной истории сказано, что Христос учил своих учеников любить всех людей и даже врагов своих.

Работа в парах.

- Соберите пословицы о милосердии, доброте и сострадании, подготовьте объяснение значений этих пословиц.

- Дающая рука не отболит, берущая не отсохнет.

- Доброе сердце о чужой беде болит.

- Человек милосердный благотворит душе своей.

- Милосердие – это сила, могущая защитить то, что беззащитно.

- Милосердие никогда не пропадет зря.

5. Рефлексия.

- Что нужно делать, чтобы стать милосердным?

-Но можно ли любить людей, которые нам неприятны и злы?

-Может ли человек другого вероисповедания быть твоим ближним?

Публикации по теме:

Урок по шитью во 2 классе «Игольница «Цветочек»Урок по шитью во 2 классе «Игольница «Цветочек» В этом году ребята из 2В класса, начали осваивать новое для себя дело - «шитьё». На первых занятиях, мы изучали швы «вперёд иголку» - это.

Урок риторики «Подготовленная речь» в 3 классе Подготовленная речь. Приемы подготовки.. 1 четверть Федеральное государственное образовательное учреждение «Прогимназия «Снегири» Управления.

Урок чтения в 1 классе «Звук [О]. Буква «О»Урок чтения в 1 классе «Звук [О]. Буква «О» -Здравствуйте, ребята! -К нам на урок пришли гости, посмотрите, кто это? Это Мышонок – Микки Маус и его подруга Мини. Посмотрите на них,.

Урок Добра в 1 классеУрок Добра в 1 классе Цель урока: - сформировать в сознании детей понятие «доброта», - пробудить в детях чувство добра, милосердия, взаимопомощи, проявлять заботу.

Урок кубановедения в 1 классе Из истории кубанских фамилий. Цель: Познакомить учеников с историей кубанских фамилий и их значением. Задачи: П - развивать интерес к истории.

Урок музыки во 2 классе «Знакомьтесь, Баба-яга!»Урок музыки во 2 классе «Знакомьтесь, Баба-яга!» Урок музыки 2 класс «Знакомьтесь, Баба Яга!» Цель : Познакомить детей с образом Бабы Яги. Выяснить положительным или отрицательным персонажем.

Урок музыки в 1 классе «Музыка осени» МУЗЫКА ОСЕНИ Цель: помочь войти в мир красоты осенней музыки с чувством сопричастности к природе, связать жизненные впечатления детей с.

Урок окружающего мира в 3 классе «Воздух» ЦЕЛИ: 1) Расширить знания детей о воздухе. 2) Познакомить детей со свойствами воздуха,. 3) Развивать умения работать в паре. 4) Формировать.

Урок по рисованию в 1 классе «Сова»Урок по рисованию в 1 классе «Сова» Слайд 1: Сегодня мы с вами поближе познакомимся с зимующими птицами совами и нарисуем одну из них. Слайд 2: Совы широко распространены.

Фотоотчет «Классный час «Урок милосердия» в 3 классе»Фотоотчет «Классный час «Урок милосердия» в 3 классе» "Ты поверь, совсем не трудно человеком добрым стать"» 7 сентября в нашей школе состоялся Единый день милосердия. Во всех классах прошли.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Урок милосердия в 4 классе «Кто мой ближний?»
Опубликовано: 16 сентября 2023 в 08:15
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Урок милосердия в 4 классе «Кто мой ближний?»» (включая файлы) размещена пользователем Утаева Ольга Станиславовна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


Получи документы
РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД