Утаева Ольга Станиславовна
Урок милосердия в 4 классе «Кто мой ближний?»
▼ Скачать + Заказать документы
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБЛАСТНОЙ УНИВЕРСИТЕТ
(МГОУ)
Институт непрерывного образования
Духовно-просветительский культурный центр
имени просветителей славянских
Кирилла и Мефодия МГОУ
ТЕМА:
«Милосердие. Кто мой ближний?»
4 класс
Автор:
Утаева Ольга Станиславовна,
учитель начальных классов
МБОУ СОШ №11
г. Красногорск
Москва
2023 г.
Публикация «Урок милосердия в 4 классе „Кто мой ближний?“» размещена в разделах
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 4 класс
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Задачи:
-дать знания о христианской добродетели смирения, о покаянии, о Промысле Божием.
Основные понятия: Милосердие. Ближний. Добрые дела. Добродетели.
Средства: учебное пособие, иллюстрации №№ 34-38.
План: 1. Проверка знаний. 2. Объяснение нового материала, на примере. 3. Работа с понятиями. 4. Связь с современными событиями. 5. Закрепление.
Ход урока:
1. Повторение
- Среди нас живут добрые люди: наши близкие и друзья. Хороших людей много. Он нас любят, помогают, заботятся, и мы их любим.
- Но есть среди нас и злые люди: вредные, обманщики, лицемеры. Как относились христиане к таким людям? Как поступают в настоящий момент?
- В Священной истории сказано, что Христос учил Своих учеников любить всех людей и даже врагов своих ( вспомните заповедь: «возлюби ближнего своего»).
Но можно ли любить людей, которые нам неприятны и злы?
Может ли человек другого вероисповедания быть твоим ближним?
2. Формулирование темы урока и цели и задач.
-Вот, оказывается, давно-давно задавали этот вопрос Своему Учителю Иисусу Христу апостолы. Он ответил на этот вопрос притчей.
- Начнем наш сегодняшний урок с этой притчи. Просмотр мультфильма «Притча о милосердном самарянине»
- О каком человеческом качестве мы сегодня будем говорить на уроке? Милосердие.
Запись темы урока в тетрадь.
Оно проявляется в заботе, помощи, участии и терпении.
- На какие вопросы ответим сегодня на уроке?
(Что такое милосердие, можно ли научиться милосердию, кому и как нужно делать милосердные дела)
3. Работа по теме урока.
-Какой вопрос был задан Христу?
- Как ответил Христос?
- Кто шел по дороге? (человек)
- Что с ним произошло? (на него напали разбойники, избили и отобрали вещи)
-Кто шел по той же дороге? (священник, служитель церкви и самарянин)
-Что сделал каждый из них?
- Кто оказался ближним пострадавшему человеку?
- Кто же наш ближний? Как на этот вопрос отвечали христиане?
- Как правильно относится к другим людям?
- Как вы должны относится к другому человеку?
- Что означает слово «милосердие»?
Милосердие – это сострадательное, доброжелательное, заботливое отношение к другому человеку. Запись в тетрадь.
- Какие слова – синонимы вы можете подобрать к слову «милосердие»?
-Посмотрите на Слайд 1. Какие слова по-вашему мнению лишние? Объясните.
-На Руси в давние времена жили славяне. И язык, на котором они разговаривали, назывался славянским. В нем существует очень точное слово, которое обозначает добрый поступок человека – благотворить. Это сложное слово состоит из двух. Из каких?
- Что означает слово «благо»? (добро)
Благотворить – делать добро. Запись в тетрадь.
- Кто из вас пробовал хоть раз делать добро том человеку, который к вам плохо относится? Кто попробует, тот увидит, что добро обязательно вернется к нему. И если с другим человеком случилось несчастье, мы должны немедленно постараться помочь ему, каким бы он ни был.
-Слайд 2 – милосердие – традиционная черта у россиян.
- Можно ли требовать за совершенное добро оплату?
- Как называют человека, который не берет за добрые дела оплату?
Бескорыстие – качество человека, когда он не требует ничего з свою помощь.
-Назовите добрые дела, которые вы готовы выполнить. Готовы ли вы быть добрыми, зная, что вся ваша работа, выполненная для блага другого человека, не будет им оплачена и тебя никто не поблагодарит?
- Готовы ли вы делать добрые дела, зная, что тебя никто за это не похвалит и не заметит их?
-Можно ли купить доброту за деньги?
- Можно ли просить оплату за доброе дело? Что думали по этому поводу христиане?
-Так относится к людям не всегда легко для нас. Потому что это служение людям. Служить – значит отдавать себя для блага других людей. Легко ли это?
-Что легче: отдавать или брать? Задайте себе вопрос, как вы ведете себя по отношению к другим людям – отдаете или берете?
-Посмотрите на Слайд 3. Здесь изображена картина Ивана Алексеевича Ерменёва «Нищие». Прослушайте отрывок стихотворения М. Ю. Лермонтова, в котором говорится еще об одной черте человека. (до 38 секунды)
- Что просил нищий, стоя у храма? (хлеб)
- Какие чувства он испытывал в этот момент? (ему тяжело стоять, хочет кушать, пить, страдает)
- Как бы вы назвали человека, который дал нищему камень? (скупой)
-Теперь послушайте еще одно стихотворение о нищем. Чтение учителем на стр. 41-42 стихотворения Я. Полонского.
-Как в этом стихотворении поступал нищий? (раздавал всё, что ему подавали)
-Почему он так делал? Что заставляло его так поступать?
-Знали ли поэты, писавшие эти строки, «золотое правило жизни христиан»? (знали, потому что они не осуждали нищих, а сочувствовали им)
- Последние строки Лермонтова перекликаются с текстом Евангелия:
«Просите, и дано вам будет; ищите и найдете; стучитесь и отворят вам; ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят. Если между вами человек,который, когда сын попросит у него хлеба, подал бы ему камень? И когда попросит рыбы, подал бы ему змею? Итак, во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними…»
Евангелие от Матфея, глава 7, стихи 7-13
Еще один пример из Библии:
Одна из книг Ветхого завета и часть Пятикнижия — книга Исход — повествует об освобождении еврейского народа из египетского рабства, странствиях евреев под руководством пророка Моисея и обретении Бога избранным народом. В одном из самых драматических моментов повествования рассказывается о том, как, по чудесному мановению жезла Моисея, Красное море расступилось перед ним и беглецами и все они успели перебраться на другой берег. При этом гнавшиеся за ними египтяне потонули в волнах сомкнувшегося моря.
Данный сюжет заинтересовал американских ученых, которые методом компьютерного моделирования доказали возможность такого события, как разделение моря.
Карл Дрюс из отделения атмосферных и океанических исследований Университета Боулдера (штат Колорадо, США) и Вэйчин Хань, работающий в Национальном центре атмосферных исследований, расположенном также в городе Боулдер, обратили внимание, что, согласно Библии, разделению моря предшествовал сильный восточный ветер. «И простер Моисей руку свою на море, и гнал Господь море сильным восточным ветром всю ночь и сделал море сушею, и расступились воды. И пошли сыны Израилевы среди моря по суше: воды же были им стеною по правую и по левую сторону», — говорится в Библии.
Ученые решили, что восточный ветер вряд ли мог помочь евреям, шедшим из Египта, перейти Красное море, которое вытянуто с северо-запада на юго-восток. Их предположение не ново: в Библии море, которое переходили евреи, ведомые Моисеем, на церковнославянский язык переводится как Чермное море, что означает не только красное, но и «море камышей», и на английском языке названия весьма созвучны: Red Sea (Красное море) и Sea of Reeds (Море камышей).
Но у берегов Красного моря камыши не растут. Зато они есть у берегов озер, расположенных в дельте Нила.
Изучив старинные карты Египта, ученые предположили, что в Библии речь шла об озере, которое находилось около древнего города Танис, расположенном в восточной части дельты Нила. Сейчас озеро, о котором, вероятно, шла речь, называется Мензала.
Анализ археологических данных, измерений со спутника и древних карт позволил ученым определить границы и распределение глубины озера 3000 лет назад. Затем они смоделировали действие восточного ветра разных параметров с разной продолжительностью.
Оказалось, что ветер, который на протяжении 12 часов дует со скоростью около 100 км/ч (27 м/с, был способен «раздвинуть» воды, чтобы на срок около четырех часов образовался сухопутный мост с одного берега озера на другой.
«Мы проводили моделирование очень близко к тому, что написано в Книге Исход, — рассказал BBC Карл Дрюс, один из авторов работы. — Разделение моря вполне может быть описано динамикой жидкостей. Ветер уносит воду таким образом, что создает безопасный проход, а затем резко позволяет воде вернуться обратно».
Ученые говорят, что люди всегда были очарованы историей, описанной в Исходе, и довольно интересно, что, согласно исследованию, эта история вполне подтверждается и законами физики.
Правда, авторы работы отмечают, что довольно проблематично находиться на берегу и тем более переходить море по дну при почти ураганном ветре.
Моисей радовался смерти Фараона и его войска, в ладоши, прыгал ***8
«Мои дети погибли!» - сказал Бог.
- В каких произведениях вы встречались с проявлениями милосердия и сострадания? Затронули ли они вашу душу? Почему?
4. Закрепление.
Давайте поговорим о событиях сегодня. О войне, которая идет. Если Бог говорил, в случае с Моисеем, дети мои погибли, жалел их, значит ли это, что и мы должны проявлять милосердие в отношении всех ближних?
В Священной истории сказано, что Христос учил своих учеников любить всех людей и даже врагов своих.
Работа в парах.
- Соберите пословицы о милосердии, доброте и сострадании, подготовьте объяснение значений этих пословиц.
- Дающая рука не отболит, берущая не отсохнет.
- Доброе сердце о чужой беде болит.
- Человек милосердный благотворит душе своей.
- Милосердие – это сила, могущая защитить то, что беззащитно.
- Милосердие никогда не пропадет зря.
5. Рефлексия.
- Что нужно делать, чтобы стать милосердным?
-Но можно ли любить людей, которые нам неприятны и злы?
-Может ли человек другого вероисповедания быть твоим ближним?