Нэлли Журавель
Урок математики в 4 классе. Итоговая тематическая проектная задача «Я — экономист»
▼ Скачать + Заказать документы
Урок математики. 4 класс
Итоговая тематическая проектная задача «Я – экономист»
Раздел: «Нумерация многозначных чисел»
Тема: «Нумерация многозначных чисел. Закрепление»
Цель: обобщение способов действий с многозначными числами, формирование умения переносить известные способы действий в новую жизненную ситуацию.
Задачи:
- продемонстрировать умение выполнять действий с многозначными числами, решать задачи, находить площади геометрических фигур различными способами;
Публикация «Урок математики в 4 классе, Итоговая тематическая проектная задача „Я — экономист“» размещена в разделах
- Математика, 4 класс
- Математика. Конспекты уроков
- Математика. Проекты
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 4 класс
- Проекты
- Проекты в школе. Начальные классы, 1 - 4 классы
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Финансовая грамотность. Проекты, планы, тематические недели
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Школьные, ученические проекты, исследовательские работы
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июль 2018
- активизировать познавательный интерес к истории родной страны, к изучению курса «Мая Радзiма – Беларусь» по предмету «Человек и мир»;
- продолжить работу над формированием действий самоконтроля и самооценки, взаимоконтроля и взаимооценки.
Ход урока
I. Организационный момент
- Ребята, сегодня урок я начну словами французского философа Ж. Ж. Руссо (1712 -1778): «Вы талантливые дети! Когда – нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели стремиться к их достижению…» Я желаю вам уже сегодня на уроке убедиться в словах Ж. Ж. Руссо. В добрый путь за знаниями.
II. Устный счёт. Сообщение темы и целей урока
Сегодня у нас необычный урок. Урок – тематической проектной задачи по теме «Нумерация многозначных чисел. Закрепление».
На уроке вы должны:
- продемонстрировать умение выполнять действия с многозначными числами;
- находить площади геометрических фигур разными способами.
Итогом работы на уроке будет решение проектной задачи.
На протяжении урока будете оценивать свою работу в листах «Мои успехи на уроке». Здесь изображён замок. Пронумерованные башни обозначают задания. Вы будете оценивать свою работу,используя условные обозначения:
зелёный цвет - выполнил задание правильно;
жёлтый цвет – выполнил задание, но допустил ошибки;
красный цвет – не выполнил задание.
Задание 1.
Чтобы узнать тему проектной задачи, вы должны в группах решить примеры (сравнить числа). Перевернуть прикреплённую рядом карточку с буквой, составить из букв слово. (Работа в группах)
Сравнить:
2006 км = 2 км 006 м (Э) 300 см = 3 м (М)
9км 303 м < 9 км 330 м (К) 8004 см < 280 м (И)
405 м 85 см < 485 км (О) 35 см < 4 дм (С)
9 м > 90 cм (Н) 1 м = 10 дм (Т)
25 мм > 3 см (О)
- Какое слово у вас получилось? (Экономист) Оцените свою работу.
У кого мама или папа работают экономистом?
Что вы знаете о профессии экономиста? (Моя мама работает экономистом. Она рассчитывает заработную плату, составляет планы работы, контролирует их выполнение, анализирует результаты работы предприятия)
Сегодня на уроке мы попробуем выступать в роли экономистов.
III. Активизация познавательного интереса учащихся
На доске запись «Беларусь – страна замков».
У. – Ребята, прочитайте это предложение. Как вы понимаете это высказывание? Почему Беларусь называют «страной замков»?
- Что такое замок? Для чего их строили?
(Наши предки строили замки, чтобы защищаться от врагов)
Первые замки на территории Беларуси были построены в 12 – 13 веках. В начале замки строили из дерева, потом из камня и кирпича.
- Где строились замки?
(Чаще всего замки строились на возвышениях, возле реки или водоёма, были окружены рвом с водой имели подземные ходы)
- Какие замки вы знаете? (Новогрудский, Мирский)
Замки Беларуси являются гордостью и национальным достоянием нашей страны. Некоторые из них сохранились до наших дней (Мирский, Несвижский, Гродненский, от других остались лишь фрагменты (Лидский, Кревский, Новогрудский). Однако в будущем наше государство планирует реконструировать, восстанавливать эти удивительные островки нашей истории.
У. – Подробнее об истории замков можно узнать на уроках «Человек и мир», в процессе изучения курса «Мая Радзiма – Беларусь». Изучать историю можно не только на уроках, но и во внеурочной деятельности – самостоятельно или являясь участником различных исторических обществ, клубов, объединений.
- А вы бы хотели продолжить изучать историю замков?
IV. Работа по теме
1) Этап анализа: постановка проектной задачи
- Белорусское историческое общества «Поиск» предложило нам принять участие в конкурсе самых точных расчётов для создания будущего плана – проекта по реконструкции одного старинного замка в Беларуси. Участникам конкурса предлагается:
- определить площадь княжеского замка и различных построек на его территории;
- выполнить расчёты по реставрации пола в бальном зале дворца князя.
Самые точные и правильные расчёты будут положены в основу будущего плана – проекта.
2) Этап моделирования: решение проектной задачи
Задание 2.
У. – Известно, что вся территория замка была прямоугольной формы: длина – 600 м, ширина – на 200 м меньше, чем длина.
1/8 территории замка занимали хозяйственные постройки;
1/2 территории замка занимал дворец князя;
1/3 территории замка занимали 2 башни – близнецы;
1/24 территории замка занимал двор.
Задание 1. Какова площадь замка и различных построек на его территории?
У. – Задание вы будете выполнять в группах, и определять площадь той части территории замка, которую вытяните по жребию.
(Учащиеся работают в 4 группах и определяют площадь той части территории замка, которую вытянули по жребию. 2 учащихся работают за доской)
1 группа определяет площадь хозяйственных построек.
2 группа – площадь дворца князя.
3 группа – площадь башен – близнецов.
4 группа – площадь двора.
Ответы ответственные учащиеся фиксируют на доске.
Результаты работы групп:
Площадь замка – (600 – 200) 600= 240000 м^2
Площадь хозяйственных построек – 240000 : 8 = 30000 м^2
Площадь дворца князя – 240000 : 2 = 120000 м^2
Площадь башен – близнецов – 240000 : 3 = 80000 м^2
Площадь двора – 240000 : 24 = 10000 м^2
У. – Как же нам проверить, правильно ли вы вычислили площади различных построек?
Определите общую площадь замка. Результат фиксируется на доске.
Общая площадь территории замка –
30000 + 120000 + 80000 + 10000 = 240 000 м^2
Оцените свою работу.
Задание 3. Какова площадь бального зала? (Слайд 19)
У. – Известно, что пол бального зала в старинном дворце князя имел форму в виде буквы «П». До наших дней в архивных документах сохранились старинные чертежи.
У. - Как можно найти площадь бального зала? (Смоделируйте в группах разные способы с помощью прямоугольников).
1 способ: разбить зал на прямоугольники;
Найти их площади и вычислить сумму площадей этих прямоугольников.
2 способ: найти площади большого прямоугольника и малого. Потом от площади большего прямоугольника отнять площадь малого прямоугольника.
Какой способ решения рациональный (разумный, подходящий?
Найдите площадь бального зала. Работа в группах, 2 учащихся работают за доской.
Какова площадь большого прямоугольника?
1) 120 200 = 24000 м^2
Какова площадь малого прямоугольника?
2) 40 100 = 4000 м^2
Найдите площадь бального зала.
3)24000 – 4000 = 20000 м^2
Оцените свою работу.
Задание 4. Какова стоимость плитки для реставрации бального зала?
Всю площадь зала необходимо покрыть чёрно – белой плиткой в шахматном порядке. Размеры и стоимость плитки даны в прайс – листе. Работа в группах, 2 учащихся работают за доской.
Магазин строительных материалов г. Солигорска
Цвет плитки Единица измерения Стоимость (у. е.) Цена (бел. руб.)
1. Белая 1 кв. м 10 90 000
2. Чёрная 1 кв. м 10 90 000
Сколько кв. м плитки потребуется для бального зала? (20000 кв. м)
Найдите площадь чёрной и белой плитки в отдельности.
1)20000 : 2 = 10000 кв. м
Как вы будете находить стоимость плитки?
Какова цена плитки чёрной и белой? (одинакова)
Если цена чёрной и белой плитки одинакова, как же рационально найти стоимость плитки? (надо цену умножить на площадь пола бального зала)
Найдите стоимость плитки в у. е.
2) 10 20000 = 200000 (у. е.)
Найдите стоимость плитки в белорусских рублях.
5)90000 20000 = 1800000000 (р.)
Оцените свою работу.
3) Этап синтез
Перед нами все математические вычисления.
- Чем мы сегодня занимались на уроке?
- Посчитали площадь замка и различных построек на его территории.
- Нашли общую площадь территории замка.
- Определили площадь пола бального зала дворца князя и посчитали стоимость плитки для его реставрации.
У. - Ответственные учащиеся расскажите о результатах работы на уроке вашей группы. Отчёт групп о работе на уроке.
– Мы решали проектную задачу «Я - экономист», принимали с участие в создании плана проекта по реконструкции старинного замка в Беларуси.
- Мы достигли цели и решили проектную задачу. Люди, какой профессии занимаются подобной работой? (Экономисты)
У. - Профессия экономиста интересна и в тоже время не простая. Экономист должен хорошо знать математику, владеть рациональными способами и приёмами вычислений. Экономика – это точная наука, она не терпит невнимательности и ошибок. Поэтому, ребята, нам необходимо стремиться быть внимательными и уметь производить любые вычислительные операции.
V. Рефлексия
- А теперь я предлагаю оценить работу на уроке по решению проектной задачи.
Игра «Четыре угла»
- Кому понравилось работать над проектной задачей и хочет продолжить работу, но уже по другой теме – подойдёт к зелёному прямоугольнику.
- Кому понравилось работать над проектной задачей, но лучше, чтобы был обычный урок математики – подойдёт к жёлтому прямоугольнику.
- У кого другое мнение – подойдёт к оранжевому прямоугольнику.
Вы сегодня молодцы!
Большое всем спасибо!