Пантилеева
Урок мастерства «Его величество песок»
▼ Скачать + Заказать документы
Добрый день уважаемые коллеги!
Я, Пантилеева Екатерина Викторовна, воспитатель МКДОУ «Детский сад № 4»
Предлагаю вашему вниманию урок мастерства на тему : «Его величество песок».
Со времён Карла Юнга европейская практическая психология уделяет особое внимание такому методу, как песочная терапия. Было доказано, что разнообразные игровые занятия с песком и водой способствуют развитию психомоторных навыков, пространственного мышления, речи, воображения и творческих способностей детей, кроме того, пробуждают интерес к познанию самого себя и окружающего мира природы.
Публикация «Урок мастерства „Его величество песок“» размещена в разделах
В последнее время эта методика стала востребованной в детских садах и активно применяется педагогами в работе с дошкольниками во время прогулок, игровых занятий и при организации различных игр.
Использование метода песочной терапии приглашает нас в путешествие, где порой будет не просто, но всегда интересно. Процесс разворачивается как в сказке, к внутреннему глубинному смыслу, мечте. Меня не перестаёт удивлять и вдохновлять оживающие в картинах фигурки, как они соединяют прошлое и будущее, дают возможность познакомиться с собой и ведут по пути индивидуализации.
(за кадром) Песочная терапия — это одно из направлений арт-терапии, включающее все занятия, связанные с песком:
• сюжетно-ролевые и развивающие творческие игры с обычным песком; (фото)
• проективные игры в юнгианской песочнице, направленные на диагностику, коррекцию, носящие терапевтический эффект; (фото)
• песочная анимация на специальных столах с подсветкой; (фото)
• создание картин композиций на ватмане или подносе с использованием цветного песка, круп, природного материала; (фото)
• лепка различных фигурок и формочек, конструирование построек и целых песочных городов из кинетического песка. (фото)
Я в своей работе с детьми использую песочную анимацию на специальном столе с подсветкой, где решаю задачи, которые носят комплексный характер, проявляющийся в пересечении разных направлений и приё мов обучения и развития:
Игровое направление я реализую:
- при разыгрывании несложных литературных и сказочных сюжетов, это театр на песке. Например, при рассказывании детям сказки «Репка» нарисовала пальцем на песке семечко, что означает дед посадил репку, затем «выросла репка большая, пребольшая», рисую большую репку. Далее задаю детям вопрос:
- Кто дети пришел тянуть репку? ( дети отвечают: - Дед).
- Дед, тянет-потянет, а вытянуть не может.
- Кого ребята дед позвал к себе на помощь? ( дети отвечают:- Бабку).
Пришла бабка и т д. до конца сказки.
При обыгрывании сказочного сюжета и при ответах детей на мои вопросы у детей происходит обогащение словарного запаса благодаря игровому общению, развитие навыков самостоятельного связного рассказа в процессе игр с песком, (видео).
Так же использую песочницу с подсветкой при организации сюжетно-ролевой игры, построенной на творческом самовыражении детей.
Например, к детям в гости пришла кукла Маша, дети решили ее угостить.
- Ребята, где будем угощать Машу? ( дети отвечают:- За столом) (рисую стол).
- А на что посадим Машу? ( дети отвечают :-На стул) (рисую стул.
- Посади Егор Машу на стул (ребенок садит куклу на стул)
- Ребята, а как вы думаете, чего не хватает на столе? (тарелочек и кружечки).
- Давай Егор, Маша, Полина нарисуете тарелочки, а я нарисую кружечку (дети рисуют круги, а я рисую кружку)
- А чем ребята мы будем угощать Машу? (пирожными).
Угощайте Машу, положите на тарелочки пирожное (дети кладут пирожное на тарелочки).
- Кушай Маша, приятного аппетита (дети говорят).
При этом у детей формируется диалогическая и монологическая речь посредством игры с фигурками на песке (видео)
Реализую так же в дидактической игре, например даю задание:
- Ребята, нарисуйте с помощью палочки геометрические фигуры: треугольник, а теперь квадрат, а сейчас круг (дети рисуют. Затем задаю вопрос).
-Сколько геометрических фигур нарисовали? (дети считают и отвечают -3, при этом у детей идёт формирование начальных математических представлений о форме и овладение первичными навыками счёта (видео).
Художественно-эстетическое направление реализуется мной в стимулировании раскрытия внутреннего потенциала ребёнка.
Например, предлагаю детям по теме недели «Моя малая родина» нарисовать дом, в котором я живу (дети рисуют дом) (видео)
В работе с песком я использую формочки.
Например:
- Ребята, посмотрите, что это я нарисовала? (нарисовала на песке волны) ( дети отвечают:- Море.
А давайте поместим морских жителей в наше море?
- Возьмите кинетический песок, формочку и сделайте фигурку морского животного, поместите его в море.
-Кого из морских жителей мы видим? (дети называют). (видео)
Рисуя и используя формочки при работе с песком, у детей развивается фантазия и творческое мышление. (видео)
Продолжительность работы с песком может составлять: для детей 2-4 лет- не более 10 - 15 минут.
Так же, уважаемые коллеги, хочу обратить ваше внимание, что имеются противопоказания к использованию метода песочной терапии для детей, у которых имеется:
• синдром дефицита внимания с гиперактивностью;
• склонность к лёгочным и аллергическим заболеваниям;
• нарушения кожного покрова (травмы и порезы).
Практика показала, что использование пескотерапии эффективно влияет на формирование первичных представлений об окружающем мире, на развитие сенсорных эталонов, навыков практического экспериментирования с различными предметами.
У детей появляется определенный багаж знаний об объектах живой и неживой природы. Происходит развитие творческих, познавательных способностей и речи детей, мелкой моторики, а так же стабилизируется психологическое состояние детей.
Спасибо за внимание!