Елена Ногина
Урок изобразительного искусства во 2 классе по теме «Чем и как работают художники». Белая берёза. Пейзаж
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Чем и как работают художники». Белая берёза. Пейзаж
Тип урока : изучения нового материала
Общедидактическая цель: создать условия для восприятия и первичного осознания учащимися нового учебного материала, осмысление связей и отношений в объектах изучения
Образовательный аспект: организовать деятельность обучающихся по изучению и первичному закреплению способа изображения белой берёзы с помощью «неожиданных» материалов (гуашь, пластилин) и «методом тычка» ,закрепить умение изображать по памяти и представлению, формировать художественно-графические умения
Темочки:
- Береза. Все на тему березок
- Деревья и кустарники
- Деревья. ИЗО, поделки, рисование
- ИЗО в школе
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 2 класс
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Развивающий аспект: помочь обучающимся осознать ценность творческой деятельности, создавать содержательные и организационные условия для развития у школьников умений анализировать познавательный объект.
Воспитательный аспект: создать условия для формирования культуры межличностного общения через организацию фронтальной и индивидуальной работы, воспитывать любовь к родной природе, доброту и заботу о ней, вызывать интерес к различным видам искусства.
Оборудование:
Проектор, мультимедийная презентация.
Методы:
репродуктивный
частично-поисковый
Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная.
Планируемые результаты:
Предметные:
- формирование представления о способах изображения (техники рисования) методом тычка.
- овладение техникой рисования методом тычка и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
Метапредметные:
регулятивные
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности;
- планирование своей деятельности;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, корректировать свои действия;
познавательные
- умение определять понятия, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, строить логическое рассуждение, умозаключение;
коммуникативные
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и фронтально: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
Личностные:
- развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
1. Организационный этап
СЛАЙД 2
У: Сегодня у нас с вами интересный урок. Проверим все ли готовы. Для работы нам потребуется : тонированные листы бумаги, пластилин, гуашь, клеевая кисть, тканевая салфетка.
2. Актуализация знаний
У: Наш урок я хотела бы начать со слова «признак» /карточка/
Знакомо ли вам это слово и где вы с ним встречались?
Кто может дать определение признака?
СЛАЙД3
• ПРИЗНАК, Показатель, примета, знак, по которым можно узнать, определить что-либо (Словарь русского языка, 3 том)
• ПРИЗНАК, примета, знак, симптом; показатель (Словарь синонимов)
У: Предлагаю вспомнить жанры живописи.
На слайде:
жанры живописи: портрет, натюрморт, пейзаж
признаки: жанр изобразительного искусства, человек, неодушевлённые предметы (фрукты, овощи, цветы, природа.
СЛАЙД 4
У: К какому жанру относится эта работа? /портрет/
По каким признакам узнаете, что перед вами портрет?
СЛАЙД 5
У: К какому жанру относится эта работа? /пейзаж/
По каким признакам узнаете, что перед вами пейзаж?
СЛАЙД 6
У: К какому жанру относится эта работа? /натюрморт/
По каким признакам узнаете, что перед вами /натюрморт?
У: Сейчас я вам прочту небольшой текст, а вы его внимательно послушайте, а потом скажите, о каком времени года идет речь.
СЛАЙД 7
Всё куда-то скрылось, подевалось. Звуки приглушены. Запахи заморожены. Время тянется еле-еле. Где вы, зеленые листья? Где вы, кусты и травы? Где вы, быстрые бабочки? Льды закрыли озера, снега укутали землю. Солнце все ниже и ниже. А тени длинней и длинней. И день короче воробьиного носа.
У: О каком времени года эти строки? /о зиме/
По каким признакам вы догадались, что речь идёт о зиме?
Какие признаки зимы вы ещё знаете?
У: Отгадайте загадки.
СЛАЙД 8
Не заботясь о погоде,
В сарафане белом ходит,
А в один из теплых дней
Май сережки дарит ей. /Берёза/
СЛАЙД 9
Стоит Алена, тонкий стан, белый сарафан…/Береза/
СЛАЙД 10
У: По каким признакам вы догадались, что это берёза? /сарафан белый, тонкий стан, май дарит серёжки/
У: Наверно, ни об одном дереве не сложено столько красивых строк, как о берёзе. Многочисленные песни, стихи, картины посвящены красоте и неповторимости березки-красавицы. Живописность березовых рощ всегда привлекала художников.
СЛАЙД 11
Предлагаю вам заглянуть в Вятский художественный музей имени В. М. и А. М. Васнецовых.
СЛАЙД 12
Выставка «В стране березового ситца.» посвящена одному из главных символов русской земли – белоствольной красавице берёзе.
С давних лет берёза считается символом России. Это нашло отражение в русской пейзажной живописи, где именно берёза, берёзовая роща служат олицетворением родной земли. Художники создают образ белоствольной красавицы в разное время года.
СЛАЙД 13
В произведении А. М. Грицая «Первая зелень. Стадо» чувствуется приближение весны, появление первой зелени и звучание капели.
СЛАЙД 14
А. А. Рылов пишет березовый лес, в тени которого легко дышится жарким летом и веет теплым ветерком.
СЛАЙД 15
Золотистые кроны деревьев пронизаны дыханием осени в живописи Б. Ф. Домашникова «Осенние березы».
СЛАЙД 16
Звонкий зимний пейзаж И. Э. Грабаря «Иней» переносит зрителя в солнечный, морозный денек.
СЛАЙД 17
В произведении на военную тему С. Н. Мезенцева «Березовый сок», берёзы стали символом стойкости русских людей перед лицом угрозы.
СЛАЙД 18
В русских православных традициях берёзе уделяется особое значение. Ветвями именно этого дерева украшают церкви и жилища на Троицу. В художественных произведениях берёза часто символизирует чистоту человеческой души, мыслей. В произведении С. А. Емельянова «Древние храмы г. Вятки», берёза неразрывно связана с изображениями православных храмов Вятской земли.
Простая и трогательная красота берёзы радует глаз. Стройное, светлое дерево, дающее ажурную тень, украшающее в любое время года всякий сельский вид, пользуется особой любовью в России.
СЛАЙД 19,20,21
У: Рассмотрим образ берёзы в разные времена года /лето, осень, зима/
У: В какое время года изображена берёза?
По каким признакам догадались?
У: Береза хороша всегда. Любой сезон в году делает ее неповторимой и нарядной.
3. Постановка учебной задачи.
У: Материалы, с которыми работают художники, могут быть разными. Вспомните, чем и как работают художники? (гуашь, акварель, мелки, пастель, графические материалы, пластилин и бумага)
У: Предположите, что будем учиться сегодня рисовать? /Берёзу/
Какую берёзу? /Берёзу в зимнем наряде/
СЛАЙД 22
Тема нашего урока : Белая берёза.
У: Определите жанр живописи/пейзаж/
У: Тема урока «Белая берёза. Пейзаж»
СЛАЙД 23,24
У: Сформулируйте цель урока.
• Научиться рисовать зимнюю берёзу с помощью «неожиданных материалов» (пластилин, гуашь)
• У: Познакомиться с техникой рисования «методом тычка»
Вот что у нас должно получиться в конце урока.
4. Открытие нового знания
(Приступаем к работе. Знакомство с «методом тычка» с помощью стихотворения)
Держим кисточку вот так – (рука на локте, кисточку держат тремя пальцами выше её металлической части)
Это трудно? Нет, пустяк! (движение кистью по тексту)
Вправо – влево, вверх и вниз
Побежала наша кисть.
А потом, а потом (кисточку держат вертикально)
Кисточка бежит кругом (выполняют тычки без краски на листе)
Закружилась, как волчок.
За тычком идёт тычок!
5. Применение новых знаний (практическая работа)
6. Подведение итогов, рефлексия
СЛАЙД 25
У: С помощью словаря описаний помещённых на слайде опишите, какая у вас получилась берёзка.
Берёза : Белоствольная, величавая, весёлая, гордая, грустная, дремлющая, задумчивая, зеленокосая, нарядная, ласковая, тонкоствольная, русская, робкая, нежная, печальная, беззащитная, милая, цветущая.
Учащимся предлагаются два рисунка с изображением пейзажа. Один рисунок проникнут грустным, печальным настроением, другой - радостным, веселым.
У: Посмотрите на рисунок.
Каким настроением он проникнут? /радостным, весёлым/
У: А этот рисунок проникнут каким настроением? /грустным, печальным/
У: Я предлагаю вам выбрать тот рисунок, который соответствует вашему настроению.
У: Почему у вас хорошее настроение?
Достигли ли мы поставленной цели?
У: Я благодарю всех за работу, спасибо.