Ксения Кузнецова
Урок чтения в 1 классе «Дифференциация звуков и букв [Ж]-[Ш]»
▼ Скачать + Заказать документы
Урок чтения и в 1 классе.
Дифференциация звуков и букв ж-ш.
Задачи урока :
Образовательные:
- закрепить умение правильно произносить и дифференцировать звуки ж-ш;
- учить правильно читать слоги и слова с буквами ж – ш.
Развивающие:
- развивать фонематический слух:
а) слышать звуки в слогах, словах;
б) уметь дифференцировать звуки ж – ш;
Публикация «Урок чтения в 1 классе „Дифференциация звуков и букв [Ж]-[Ш]“» размещена в разделах
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Литературное чтение
- Начальная школа. 1 класс
- Начальная школа. 1-4 классы
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2021
- работать над развитием речи;
- развивать интерес к обучению.
Коррекционные:
- развивать артикуляционный аппарат;
- коррекция памяти и внимания;
- коррекция звуковой стороны речи.
Воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к природе;
- воспитывать аккуратность;
- воспитывать чувство взаимопомощи.
Ход урока.
I. Оргмомент
1)Учитель читает стихотворение
дети дополняют.
Вот уже звенит звонок.
Мы должны начать (урок).
Встаньте ровно, подтянитесь
И немного улыбнитесь.
Друг на друга посмотрели,
И теперь тихонько (сели).
2)Сообщение темы урока.
-Ребята, сегодня на уроке чтения мы
Будем учиться правильно читать
слоги и слова с буквами «ж» и «ш».
Стараться не путать эти звуки и правильно их произносить.
Для этого давайте подготовим наши губы и язычок.
II. Речевая разминка.
Упражнение для губ и языка.
«Дудочка», «Вкусное варенье», «Маятник», «Футбол», «Лошадка».
Фонетическая зарядка.
- Как шипит змея?
(ш – ш – ш)
- Как жужжит муха?
(ж – ж – ж)
3. Скороговорка.
С мышами во ржи подружились ежи.
Ушли в камыши –
И во ржи – ни души.
- Молодцы, ребята! Запомните, как правильно произносятся эти звуки.
III. Введение игровой ситуации.
Раздаётся стук в дверь.
Ребята, кто-то стучит.
Учитель открывает дверь, приносит письмо.
- Нам письмо.
Учитель показывает письмо и читает.
Здравствуйте, ребята!
Помогите мне! Унёс меня Змей Горыныч и заточил в высокой башне. Сказал, что только ребята могут помочь мне, если выполнят все задания.
Алёнушка.
- Ну, что, ребята поможем Алёнушке?
Путешествие будет непростое, на пути встретятся разные препятствия.
- Готовы отправиться в путь?
- Правильно, нельзя бросать людей в беде, если можете помочь.
Отправляемся в путь, закрываем глаза.
Звучит музыка «В гостях у сказки».
На доске открывается изображение «Сказочный лес»
- Вот мы и попали в сказку, этот лес сказочный. Путь по лесу нам укажет волшебное пёрышко. Но прежде, чем войти в лес, давайте вспомним как нужно там себя вести.
Упражнение на дыхание.
- Дуем на пёрышко.
IV. Физкультминутка.
Отправляемся в поход,
Много нас открытий ждёт.
Мы шагаем друг за другом
Лесом и зелёным лугом.
Мостик в стороны качался,
А под ним ручей смеялся.
На носочках мы пойдём,
На тот берег попадём.
(Дети выполняют движения)
V. Повторение пройденного.
Ой! Кто это там впереди?
На доску, в сказочный лес, выставляется фигура кота.
- Да, ребята, это кот, но не простой, а сказочный.
- Как его нужно поприветствовать?
- Ребята, он просит помочь составить его имя.
1. Игра «Составь имя Кота».
Даны картинки. Называем предмет, изображённый на картинке. Выделяем первый звук. Берём букву, обозначающую этот звук, и ставим её под картинкойи так по порядку.
- Какое слово получилось?
Ти – мо – ша
- Молодцы, ребята! Теперь можно идти дальше.
- Что нужно сказать на прощание?
2. Упражнение на дыхание.
- Дуем на пёрышко.
Чтение по «Букварю» с. 81.
Дальний лес стоит стеной
А в лесу, в глуши лесной,
На суку сидит сова,
Знает многое она.
В сказочный лес вывешивается фигура совы.
- Что нужно сказать сове? (Здравствуйте)
- Ребята, сова очень умная.
- Она очень хочет послушать, как вы читаете.
- Открываем учебник по закладке.
- Для чего они нужны?
(Быстро найти нужную страницу, не измять листы)
- Давайте вспомним, о ком мы читали на прошлом уроке?
- Перечитаем тексты «Кит» и «Кот» ещё раз, а сова будет нас внимательно слушать.
- Хорошо, ребята! Сова очень довольна вашим чтением. Давайте попрощаемся с ней.
- Дуем на пёрышко и идём дальше.
VI. Физкультминутка.
Мы к болоту подойдём.
Перейдём преграду вмиг
И по кочкам прыг, прыг, прыг.
Прыгать дружно мы умеем,
Прыгать будем мы смелее.
Раз и два, раз и два –
Позади уже вода.
VII. Изучение нового материала.
Чтение схем с буквами ж и ш.
- Мы подошли к пещере.
- Кто здесь живёт? Отгадайте.
Наткёт, наплетёт,
Сядет и добычи ждёт. (Паук)
- Правильно, это паук.
Вывешивается фигура паука. Открываются схемы. (Написаны на доске)
- Посмотрите, какую паутину он сплёл, непростую, из букв.
- Давайте прочитаем.
Всё темней и гуще лес,
Ёлки, сосны до небес,
Но бояться, ты, не смей!
Этот путь преодолей!
2. Дифференциация слогов с буквами ж – ш.
- Посмотрите, ребята, это же разбойник!
-Что он здесь потерял?
Вывешивается фигура разбойника.
- Он всё золото из сундуков рассыпал, а слитки не простые, на них слоги написаны.
- Он нас заметил и сказал, что пропустит нас, если мы поможем ему собрать слитки.
Игра «Помоги Разбойнику».
Нужно разложить слитки по сундукам. В первый сундук слоги с буквой ж, во второй с буквой ш.
Дети подходят, берут слоги, читают и кладут в нужный сундук.
- Молодцы, ребята! Разбойник говорит вам спасибо.
- Что нужно ему ответить?
- Он пропускает вас дальше.
3. Упражнение на дыхание.
Дуем на пёрышко и идём дальше.
4. Физкультминутка.
Мы шагаем, мы шагаем,
Руки выше поднимаем.
Голову не опускаем,
Дышим ровно, глубоко.
Видишь, как идти легко!
Это чей мы видим дом?
Кто же, кто хозяин в нём?
Вывешивается фигура Бабы – Яги и дом на курьей ножке.
VIII. Закрепление нового материала.
1. Работа с учебником.
- Да, ребята, здесь живёт Баба – Яга. Она очень старая.
- Что нужно ей сказать?
- Баба – яга ребята хочет, чтобы вы ей почитали.
Она очень любит, когда ей читают, сама она неграмотная.
а) Чтение слов.
- Открываем учебник по закладке с. 82.
- Сначала мы прочитаем слова в столбиках.
- Будьте внимательны, не перепутайте буквы ж – ш.
- Чем отличаются слова в каждом столбике?
- Молодцы! Хорошо прочитали слова.
б) Чтение предложений.
- Посмотрите на картинки. Кого вы видите на них?
- Что они делают?
-Сейчас я прочитаю предложения, а вы внимательно послушайте, они помогут составить вам предложения.
Дети составляют предложение по каждой
картинке
- А сейчас мы будем читать предложения, и подбирать к ним картинки.
Дети читают вслух (цепочкой).
- Молодцы! Хорошо прочитали, Бабе – яге
очень понравилось, давайте попрощаемся и пойдём дальше, нам осталось совсем немножко.
2. Работа по таблице «Выбор слогов».
а) Упражнение на дыхание.
- Дуем на пёрышко и идём дальше.
Лес дремучий, ниже ветки,
Испугались наши детки.
Но бояться, ты, не смей,
Страшный путь преодолей.
- Ну вот, наконец, мы и добрались.
Вывешивается изображение замка и фигура Змея Горыныча
- Посмотрите, ребята, какой страшный Змей Горыныч. Он отдаст нам Алёнушку, если мы в его грамоте найдём все слоги с буквами ж и ш.
Каждому ученику даётся индивидуальная карточка «Выбор слогов»
- Найдите все слоги с буквами ж и ш, Обведите их в кружок с буквой «ш»- синий, с буквой
«ж» -красный и посчитайте.
- Сколько слогов вы нашли?
- Правильно, молодцы, ребята!
- Смотрите, Змей Горыныч отпустил Алёнушку, а удалось нам всё только потому, что мы работали дружно и очень старались.
Фигура Змея Горыныча убирается, выставляется фигура Алёнушки.
- Алёнушка очень вам благодарна и дарит на память по закладке для книг.
- Давайте попрощаемся, нам пора возвращаться.
Закрываем глазки. Звучит музыка. Изображение замка убирается.
IX. Рефлексия. Итог урока.