Елена Невидимова
Урок чтения и развития речи в коррекционной школе «Буква «Ь»
▼ Скачать + Заказать документы
Урок чтения и развития речи в 6 классе коррекционной школы
Тема: «Буква ь».
Цель: знакомство с буквой ь, с ее ролью в словах.
Ход урока.
I Орг. момент.
II Мотивация к учебной деятельности.
Сказка "Два медведя"
Жили-были два медведя. Оба медведя любили петь песенки. Садились на пенёк и пели. Один медведь пел: "Р-Р-Р", а другой: "РЬ- РЬ-РЬ".
Публикация «Урок чтения и развития речи в коррекционной школе „Буква „Ь“» размещена в разделах
Большой медведь пел грубым, твердым голосом (дети рычат, а маленький ласковым, мягким голоском (дети подражают маленькому медведю).
Произнесите хором звуки [р, м, л, ] голосом большого медведя. (дети произносят "по цепочке")
Произнеси эти же звуки голосом маленького медвежонка. Что объединяет эти звуки? (Согласные)
Отличаются звуки, произносимые большим медведем от звуков произносимых маленьким медвежонком? Чем? (В песенке большого медведя звук [Р] звучал твердо, а в песенке маленького медведя звук [Р] звучал мягко.
Медвежонок хочет вырасти большим, сильным, ловким, умным и рычать как большой медведь. Для этого нужно хорошо читать и много знать. Поделимся с медвежонком своими знаниями?
Прочитайте хором слоги.
Как звучат согласные в этих слогах? (мягко)
Почему? (потому что после них стоят гласные, которые выполнили мягкую работу)
Назовите эти гласные.
1. Отгадайте животное по описанию:
Домашнее животное
Сильный, быстрый
Скачет, ржёт, перевозит
Доброе животное.
Длинногривый красавец. (Конь)
Трав копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец,
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко. (Лось)
(Учитель произносит слова, выделяя интонацией последний звук).
Произнесите эти слова.
Что у них общего? (Последний звук мягкий).
На доске слова КОН, ЛОС)
Что нужно сделать, чтобы было ясно, что последний звук надо произносить мягко?
Что это за буква? Кто узнает?
Звука не обозначает, может только показать
Как согласный прочитать
Мягкий голос,
Мягкий шаг
Это буква … (мягкий знак). (картинка с буквой)
Эта буква мягкий знак обозначает мягкость согласного звука.
Кто догадался и назовёт тему урока?
4. Сообщение темы и цели урока.
Тема нашего урока посвящена очень интересной и хитрой букве, которая называется мягкий знак
Цель нашего урока познакомиться с буквой ь; узнаем какую работу она выполняет; будем учиться читать слова с новой буквой
Ь - буква-помощница, которая сама разговаривать не умеет, звука не образует не читается никак, но помогает всем согласным буквам, которые в ней нуждаются. Вместе с ней согласные читаются мягко.
Работа по учебнику.
Рассмотрите картинки
Ель - ел
- Чем отличаются эти схемы? ( последними звуками: один мягкий, другой твердый)
Как произносится последний звук?
Почему букв больше? (Мягкий знак звука не образует)
- Какой вывод можно сделать? (ь звука не образует).
- Зачем нужна такая буква, которая не обозначает никакого звука? (Она помогает всем согласным буквам, которые в ней нуждаются. Вместе с ней согласные читаются мягко.)
Физкультминутка
Закрепление изученного.
-Догадайтесь, какое слово я задумала? В этом слове 1 слог, 4буквы, 3 звука (это большое животное о котором мы уже говорили на уроке. (Лось)
Медвежонок хочет поиграть с вами в игру «Волшебники» :
Я буду называть слово, а вы будете добавлять к нему ь и произносить, какое слово получилось.
жар, ел, кон, мол угол галка мел
жарь, ель, конь, моль уголь галька мель
Чем отличаются слова? В одних словах согласный на конце твёрдый, а в других – мягкий. Мягкость согласного обозначается Ь. Чем ещё отличаются слова? Они отличаются значением. Важно ли на конце писать ь?
Игра «Превращение слов» (с мячом)
Я вам буду говорить слова, которые обозначают несколько предметов, а вы должны будете сказать слово, которое обозначает один предмет.
Лоси, кони, гуси, медведи, тетради, двери, звери, тени, ночи.
9. Итог урока.
Возвращаемся к задачам, которые ставили в начале урока.
- С какой новой буквой познакомились?
- Звук она обозначает?
- Для чего нужен мягкий знак?
- Какие слова с мягким знаком вы запомнили?
- Что на уроке было особенно интересным?
- В чём испытали трудность?
Рефлексия.
Лестница успеха.