Надежда Артонова
Урок развития речи в 5 классе. Рассказ-описание по сюжетной картине «Мой четвероногий друг»
▼ Скачать + Заказать документы
Учитель: Артонова Н. И.
Тема: Учимся писать сочинение. «Мой четвероногий друг».
Цель: учить детей составлять рассказ-описание по сюжетной картине.
Задачи:
• учить детей строить план предстоящего высказывания.
• учить детей собирать и систематизировать материал к высказыванию, уточняя и расширяя при этом словарный запас за счет усвоения образных выражений и сравнений.
• продолжать совершенствовать грамматический строй речи учащихся; учить детей употреблять в речи предложения различных синтаксических конструкций.
Публикация «Урок развития речи в 5 классе, Рассказ-описание по сюжетной картине „Мой четвероногий друг“» размещена в разделах
- Домашние питомцы
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Средняя школа, 5 класс
- Средняя школа. 5-9 классы
- Темочки
• развивать навыки общения, ведения диалога. Оборудование урока :
1. Памятки «Как писать сочинение-описание». (У каждого учащегося)
2. Разборный стенд «Умеем. Научились на уроке. Надо научиться». (Заполняется в конце урока при подведении итогов)
3. Плакат «Отметки за урок»
4. Презентации: «Материнская любовь», «Наши любимцы».
5. Фотографии животных абаканского зоопарка (приносят учащиеся).
Дидактический материал
(фотографии проецируются на экран)
Опишите животное по фотографии, сделанной в Абаканском зоопарке. Отличаются ли условия жизни животного в неволе и в естественной среде его обитания? Какие чувства у вас вызвала эта фотография?
Ход урока
1. Организационный момент.
Здравствуйте, друзья. Садитесь поудобней. Давайте улыбнёмся друг другу
и настроимся на работу. Я рада видеть ваши добрые улыбки. Закройте паза, положите руки на стол и слушайте музыку, представьте себя в зоопарке или дома со своим любимым четвероногим другом.
Учитель.
А) Посмотрите на фотографии в презентации. ( презентация: материнская любовь)
Какую цель и задачи перед собой поставим?
(Учиться писать сочинение, развивать умения составлять план,.)
3. Оформление работы. (Число, сочинение «Мой четвероногий друг», план)
4. Давайте совершим заочное путешествие в мир животных. ( Презентация: наши любимцы)
Учитель: Задание перед просмотром презентации.
После просмотра животных вы должны поделиться своими впечатлениями. Что почувствовали? Что ощущали?
5. Составление плана.
Забавные животные вдохновляют художников, музыкантов, поэтов, а мы сегодня будем писателями и напишем сочинение об этой красоте.
Что нам нужно составить, чтобы успешно написать сочинение? (план)
Из каких частей состоит план?
(вступительная, основная, заключительная)
Слова для справок: разнообразие животных, у нас есть, но особенно
1 вариант
Вступление.
на фотографии
передо мной
удивительные животные
радость жизни
много картин
любимые животные
2 вариант
Заключение
Прекрасное животное
впечатление
становится тепло и светло на душе
восторг
любовь к природе
6. Работа с текстами, Определение стиля речи.
Учитель: Нам необходимо решить, какой стиль речи мы будем использовать при написании работы. Дома вы работали с двумя текстами – описаниями собаки (тексты у каждого учащегося) и выполняли задания. Давайте проверим домашнее задание. ( Беседа по текстам: Чем отличаются тексты друг от друга? Какой из стилей – научный или художественный - вы будете использовать? Почему) Наша задача – научиться описывать животное, используя художественный стиль, т. е. образно, эмоционально, используя изобразительно – выразительные средства)
Текст 1: Он родился от породистых родителей, сеттеров. Но при всех достоинствах имел большой недостаток, который потом сильно отразился на его судьбе: хотя он был из породы шотландских сеттеров, но окрас оказался абсолютно нетипичным. По стандартам охотничьих собак сеттер -- гордон должен быть обязательно «черный, с блестящим синеватым отливом -- цвета воронова крыла, и обязательно с четко ограниченными яркими рыже - красными подпалинами». Бим же родился таким: туловище белое, но с рыженькими подпалинами и даже чуть заметным рыжим крапом, только одно ухо и одна нога были черные, второе ухо желтовато-рыженького цвета. Даже удивительно подобное явление: по всем статьям - сеттер-гордон, а окрас - ну ничего похожего. В общем с такими разными ушами и подпалинками под большими умными темно-карими глазами морда Бима была даже симпатичной, приметней, может быть, умнее или, как бы сказать, философичней, разумней, чем у обычной собаки. Все это нельзя даже назвать мордой, а скорее - собачьим лицом. Во всем - красавец, а по стандартам шерстного покрова - явно сомнительный. Такая вот беда была у Бима (Из повести Г. А. Троепольского «Белый Бим Черное ухо»)
Текст 2: Свое название порода получила в честь создателя заводчика герцога Гордона. Выведена в Шотландии. Первоначально шотландский сеттер был очень массивной, тяжелой, медлительной собакой. Впоследствии массивность им была несколько утрачена. Сеттер-гордон работает в поле, в лесу, в воде и по следу дичи. В Россию был завезен в середине прошлого столетия. Тип конституции крепкий сухой. Высота в холке 63 см. Тип поведения уравновешенный, подвижный. Костяк крепкий, мощный. Мускулатура хорошо развитая. Кожа плотная, эластичная, без складок. Голова массивная широкая в черепной части. Морда приближается по форме к прямоугольнику. Мочка носа черная. Верхняя губа, плотно прилегающая к челюсти. Зубы белые, крупные. Глаза крупные, выпуклые, темно-коричневые. Уши висячие, мягкие, длинные и широкие, прилегающие к скулам. Передние и задние конечности крепкие, мускулистые. Лапы удлиненные или округлые, со сжатыми пальцами. Хвоит слегка саблевидный, в спокойном состоянии опущен вниз. Шерсть на голове короткая, плотно прилегающая. На шее, спине, боках волос более длинный, мягкий, прямой или слегка волнистый. Окрас черный с блестящим отливом, яркими рыже-красными, четко ограниченными подпалинами (Из книги М. Г. Псалмова «Книга собаковода»)
Вопросы: -Определите стиль текстов.
-Чем первое описание собаки отличается от второго? В каком из текстов точно, -последовательно описывается внешний вид собаки, а в каком помимо описания можно уловить чувства автора?
-По каким признакам автор описывает собаку? Найдите слова, выражающие отношение автора к собаке? Каково это отношение?
- Вспомните, из каких частей состоит описание?
- С чего вы начнёте сочинение? О чём можно сказать в водной части? (Как и когда домашнее животное появилось в доме, как его зовут).
- Какая будет следующая часть? (Основная)
- Что должно быть в основной части? (Описание домашнего животного)
- Посмотрите на свои рисунки, как можно написать про вашего любимца? (Можно описать внешность, повадки; написать, что он любит или не любит, где спит, где ест, с чем любит играть.)
- Глядя на свой рисунок, скажите, как именно вы опишите внешность? (Можно написать, какого он цвета, размера, описать части тела.)
- А какие части можно описать? ( Голову: глаза, уши, усы, нос, туловище, лапы, хвост.)
- Вспомните, какие повадки у ваших домашних животных?
- У кого по рисунку видно, какие повадки или любимые занятия они имеют?
- Как это можно описать? («Мой попугай любит сидеть на столе», «Моя кошечка любит наблюдать за воронами из окна», «Моя собака любит играть мячиком».)
- Как закончить сочинение? (Выразить своё отношение)
- Посмотрите на ваши рисунки. Можно ли по ним определить, как вы относитесь к вашим домашним животным?
- Какими словами это можно выразить? («Я люблю своего кота, потому что.», «Мне нравится мой попугай», «Я забочусь о своей собаке. Я её кормлю и гуляю с ней во дворе.».)
7. Орфографическая подготовка
опорные слова: Голова – большая, массивная. Морда – длинная. Слегка заостренная, белая с темными пятнами и т. д. -Описывая собаку, вы должны постараться передать те чувства, которые вы к ней испытываете. Как же сделать так, чтобы читатель почувствовал, что вы очень любите свою собаку? Здесь есть один секрет, секрет мастерства. Хотите я вам его открою? Прочитайте слова ( на доске: Собака – собачка, собачонка. Кошка – кошечка. Рыжий – рыженький. Хвост – хвостик. Лапы – лапочки, лапки) Как меняются значения слов? Почему? (использование уменьшительно – ласкательных суффиксов помогает автору передать свои чувства)
на доске: ласковый, добрые, умные… величавые, могучие и т. д.). Составьте со словами словосочетание прил. + сущ. (ласковый взгляд, добрые глаза) - Как избежать повтора слов собака? (верный друг, пес, друг человека) - будьте внимательны также к написанию слов ( орфографический разбор слов: собака, собачка, черный, шерстка, висячие и т. д.)
8. Физминутка.
9. Моё отношение к животным. (ответы учащихся)
Закончить разговор о наших друзьях мне хотелось бы словами французского писателя Антуана де Сент – Экзюпери: «Ты всегда в ответе за всех, кого ты приручил». Люди всегда должны помнить об этом. Мы с вами должны любить все живое, что нас окружает, Любите своих домашних животных, дарите им свое тепло и ласку, а они, поверьте, не останутся в долгу, они ответят вам тем же. Учитель: Мы сегодня проделали большую работу. Подведем итоги. Подскажите мне, в какую из этих колонок мне поместить карточки :
УМЕЛИ НАУЧИЛИСЬ НАДО НАУЧИТЬСЯ
определять основную мысль, составлять план, собирать материал
описывать животное по наблюдению
использовать художественно-выразительные средства языка, привлекать цитаты
подбирать эпиграф.
Ученики сами ставят оценки
Домашнее задание: дописать сочинение.
Приложение.
Памятка
Как писать сочинение-описание
1. Подумайте, какой будет главная мысль Вашего
сочинения?
2. Какие чувства Вы хотите вызвать у читателя?
3. Какие выразительные средства языка Вы используете в
своей работе?
4. Каким способом Вы вызовете интерес у своего
читателя?
5. Составьте план сочинения.
6. Ещё раз обдумайте пункты плана и начинайте писать.