Получи документы

Конспект урока литературы в 6 классе «Чудо в рассказе «Чудесный доктор» А. И. Куприна». Второй урок

Хрипунов Юрий Фёдорович
Конспект урока литературы в 6 классе «Чудо в рассказе «Чудесный доктор» А. И. Куприна». Второй урок
▼ Скачать + Заказать документы

1. Орг. момент

На прошлом уроке мы уже начали работу над темой «Чудо в рассказе А. И. Куприна «Чудесный доктор». Давайте вспомним, что мы знаем о семье Мерцаловых.

Работа с иллюстрациям Н. Салиенко.

Перед вами иллюстрации к рассказу художника Натальи Салиенко. Кого вы здесь узнаете?

Мальчиков, маму, девочку, доктора, Мерцалова

Какие краски использовал художник? Почему?

В серых тонах, потому что их жизнь мрачная, в ней нет места радости и яркости.

Совпадают ли иллюстрации с вашими собственными представлениями?

Да, совпадают.

Публикация «Конспект урока литературы в 6 классе „Чудо в рассказе „Чудесный доктор“ А, И, Куприна“, Второй урок» размещена в разделах

2. Проверка домашнего задания

Как помочь семье Мерцаловых?

Варианты решений:

1. Пожалеть, посочувствовать.

2. Предложить денег.

3. Дать мальчикам одежду.

4. Предложить переехать в другую квартиру.

5. Дать работу отцу.

6. Купить Машутке лекарства.

Все ваши предложения очень хороши

3. Комментированное чтение

Как вы думаете, какие чувства испытает после всего того, что свалилось на него, Мерцалов? Что он собирается делать?

Мерцалов идет в сад и собирается покончить с собой. Герой думает, что уже все потеряно, что единственным выходом из сложившейся ситуации является самоубийство. Герой обращает внимание на спокойную, величественную природу вокруг себя и желает обрести подобное спокойствие. Важно, что он даже не ужаснулся мысли о самоубийстве, он доведен до крайней точки отчаяния.

Что помешало герою осуществить задуманное?

Появился доктор

Давайте прочитаем, как он выглядел, посмотрим на его портрет.

«Он уже хотел встать, чтобы исполнить свое страшное намерение, но в это время в конце аллеи послышался скрип шагов, отчетливо раздавшийся в морозном воздухе. Мерцалов с озлоблением обернулся в эту сторону. Кто-то шел по аллее. Снaчaлa был виден огонек то вспыхивaющей, то потухающей сигары. Потом Мерцaлов мaло-помaлу мог разглядеть стaрикa небольшого роста, в теплой шапке, меховом пальто и высоких кaлошaх»

С помощью какой детали в образе незнакомца автор намекает нам то, что старик появился в жизни Мерцалова неслучайно?

Огонек то вспыхивающей, то потухающей сигареты

Огонек этой сигареты, появившийся вдали слово огонек надежды для Мерцалова, хотя он пока еще это не осознает. Принципиально, что доктор появляется в момент, когда Мерцалову кажется, что ему невозможно помочь. Доктор как неожиданная помощь, как чудо, на которое уже никто не надеется.

Давайте прочитаем разговор Мерцалова и доктора в саду.

Почему Мерцалов думал, что после его озлобленных криков незнакомец уйдет?

Все так поступали. Он привык к равнодушию.

Каким был голос незнакомца?

Мягкий, ласковый, старческий, дружелюбный, но серьезный тон

Как голос характеризует человека?

Он добрый, дружелюбный и т. д.

Как вы думаете, почему незнакомец не ушел после озлобленных криков Мерцалова?

Потому что он хороший, понимающий человек.

Как вы помните, незнакомец не просто не ушел после криков Мерцалова, но и помог ему. Чем он помог семье Мерцаловых?

Спас Мерцалова от самоубийства,

Спас Машутку,

Перепоручил семью другому доктору,

Помог деньгами,

Вселил надежду в сердца героев.

Давайте прочитаем отрывок, когда доктор уже уходил из дома Мерцаловых.

Как характеризует доктора то, что он оставил деньги под блюдцем? Как думаете, почему доктор не назвал свое имя?

Он делает добро не ради громкого имени, не ради личной выгоды.

Прочитаем конец истории. И ответим на вопрос, почему Куприн заканчивает историю рассказом о дальнейшей судьбе членов семьи Мерцаловых?

Чтобы показать, как доктор изменил жизнь этой семьи.

Совершенно верно, добро, которое сделал для Мерцалловых доктор, живет в поступках и делах детей Мерцаловых.

В тексте указано, что «заканчивает свое повествование о чудесном докторе Григорий Мерцалов голосом, дрожащим от скрываемых слез». Как вы думаете, почему?

Это оказала на него очень сильное впечатление.

Верно, чудо, которое совершил доктор, оставило след, который невозможно стереть течением времени. Григорий Мерцалов считает доктора великим и святым, ведь он спас его семью не только от голода, но и личным примером доказал, что в мире еще есть место чуду, чуду человеческой доброты, заставил проверить, что кроме равнодушных и жестоких швейцаров существуют люди, которые готовы бескорыстно помочь нуждающимся

Как вы думаете, только ли медицинский рецепт оставил доктор Пирогов членам семьи Мерцаловых?

Нет

Действительно, он оставил еще и рецепт жизни, выписал «лекарства», которые помогают стать настоящим человеком.

Знаете ли вы что-нибудь о Николае Ивановиче Пирогове?

4. Сообщение ученика о Н. И. Пирогове

Читая рассказ, Дима М. поинтересовался, кто такой доктор Пирогов, и сейчас он нам о нем расскажет.

Николай Иванович Пирогов, профессор медицины родился 13 ноября 1810 года в Москве. Примечателен тот факт, как Пирогов стал доктором.

Пирогова-ребенка поразил профессор Мухин – светило медицины, которого пригласили к больному брату Николаю. Он приезжал каждый вечер, торжественно вступал в дом, скидывал на руки няньке тяжелую шубу, важно шествовал к больному. Николай запомнил массивный, сильно выступавший подбородок. И голос. Убедительный. Не поверить такому нельзя.

Брат выздоровел. В семье только и разговаривали, что о докторе. Словно чародей посетил. И Николай Пирогов стал играть в лекаря. Затем, окончив пансион в 1824 году, он стал студентом Московского университета. Нелегким был его путь в медицине. Он многое сделал и хотел сделать для русской науки, но не всегда его понимали и принимали. А он был гордым и честным человеком, который создал для будущего новую науку. «Люблю Россию, люблю честь Родины, а не чины», – писал он. Он лечил всех: и императора Александра, когда во время прогулки по летнему саду в него выстрелил террорист. Но более всего в его приемной ждали бесчисленные пациенты, в основном, бедные люди. Они шли к нему толпами.

Он помогал им как мог. Выписать бедняку рецепт и не дать ему денег на рецепт было нелепо. И он попросту раздавал деньги беднякам. За годы своей жизни Пирогов сделал сотни прекрасных операций, съездил на две войны, где оказывал помощь раненым, изложил на полутора тысячах печатных страниц теорию военной хирургии.

Екатерина Дмитриевна (его жена) умерла на четвертом году супружества, оставив Пирогову двух сыновей: второй стоил ей жизни.

Умер Н. И. Пирогов 23 ноября 1881 в своей усадьбе в селе Вишня. Благотворительная деятельность Пирогова – врача оставила след в художественной литературе. Куприн в рассказе «Чудесный доктор» поведал, как Пирогов спас семью бедного чиновника от болезней и голода, помог ей «выбиться». Мы как-то не очень доверяем концам, где как в сказке появляется великий человек, который все устраивает, потому что все может. Но рассказ достоверен - это дань гуманности, доброте и благородству Пирогова.

5. Аналитическая беседа

Какими качествами обладал сам Пирогов в этой истории и, какими качествами стал обладать Григорий Мерцалов?

Какова, по вашему мнению, основная мысль рассказа? К чему призывает нас автор?

Быть добрыми, милосердными, помогать окружающим.

Важно, что автор обращает внимание читателей не только на социальные проблемы, связанные с бедственным положением семьи Мерцаловых, но и на черствость, бездуховность, безразличие окружающих (пример, швейцар и остальные, которым он противопоставляет милосердие и сострадание доктора Пирогова. Автор призывает людей быть внимательнее к несчастьям других людей, быть милосердными и отзывчивыми

Важно ли чтобы современные читатели прочитали этот рассказ? Почему?

Актуален, так как и сейчас в мире множество людей, которым необходима помощь. И т. п.

7. Рефлексия

Давайте подумаем, что может делать человек, руководствуясь рецептами доктора Пирогова?

Благотворительность и т. п.

Верно, кроме того, важно, что каждый человек должен решить для себя, что необходимо помогать ближним. В жизни встречается множество примеров, того что люди еще способны совершать добрые поступки и тем самым совершать чудеса ля тех, кто в них нуждается.

Истории рождественских рассказов обязательно вмещают в себя мечты о доброй и радостной жизни, о милосердном отношении друг к другу, о победе добра над злом, что безусловно имеет место и в «Чудесном докторе».

Один известный писатель сказал, что мир спасет красота. После нашего сегодняшнего урока мы можем с вами добавить, что мир спасёт доброта. Добро, которое сделал для Мерцаловых доктор, живет в поступках, делах детей Мерцаловых.

Этот светлый рассказ о чуде милосердия посвящен великому учёному, хирургу, естествоиспытателю и педагогу Николаю Ивановичу Пирогову. Случайная встреча переменила судьбу целой семьи. Незнакомый прохожий протянул руку помощи героям в самый страшный момент, когда несчастья снежным комом придавили Мерцаловых в их грязном сыром подвале. Странное волнение охватывает после прочтения рассказа. Вместе с чувством глубокой веры в чудо рождается главный вопрос – кому ты можешь помочь. Не зависит ли от тебя чья-то жизнь, пущенная под откос нелепой случайностью или чьей-то злой волей.

Итак, почему этот рассказ рождественский? Запись:

1. Действие происходит в канун Рождества

2. Акцент на достоверность

3. Герои оказываются в бедственных жизненных обстоятельствах. Часто это дети

4. Мечты о доброй и радостной жизни, о милосердном отношении друг к другу, о победе добра над злом

5. Счастливый финал

8. Домашнее задание:

Сочинение «Почему рассказ А. И. Куприна называется «Чудесный доктор»?

Или «Чудесный поступок». Написать о каком-либо поступке человека, о котором вы слышали или читали, или, быть может, были свидетелями, который можно назвать чудесным.

Сочинение

Счастливый случай

Мой папа рассказал мне историю. Однажды мой папа, когда он еще учился в школе, проспал. Чтобы не опоздать на урок, он не стал завтракать, а быстро собрался и побежал в школу.

Возвращаясь домой, он вспоминал, как быстро он добрался до школы. «Какой я молодец!» – подумал папа. Он подошел к двери подъезда и начал искать ключи. О ужас! Ключей-то нет. Дома только его бабушка, и вряд ли она услышит его крики через плотно закрытое окно. Но папа попробовал покричать. Никто его не слышал. Папа сел на ступеньку и стал ждать. Ему казалось, что прошла целая вечность. Ноги замерзли, щеки горели от мороза, и он потихоньку заплакал. Ему еще очень долго ждать, ведь в подъезде всего 4 квартиры, и все соседи работают до вечера. И тут кто-то погладил папу по голове и сказал: «Вася, почему ты здесь сидишь?» Это была соседка тетя Оля. Оказалось, что именно сегодня тетя Оля собиралась идти на концерт, и поэтому отпросилась с работы пораньше. Вот такой счастливый случай произошел с папой. Ему не пришлось долго мерзнуть, он пробыл на улице всего 40 минут.

Дима М.

Публикации по теме:

Интегрированный урок музыки, литературы, изобразительного искусства в 6 классе «Шел солдат во имя жизни…»Интегрированный урок музыки, литературы, изобразительного искусства в 6 классе «Шел солдат во имя жизни…» ". Шел солдат во имя жизни. " Интегрированный урок. Урок-плакат, посвященный героизму русских солдат в годы Великой Отечественной войны.

Конспект урока в 1 классе «Всероссийский урок чистой воды» Цели: - познакомить детей с источниками воды в природе, с процессами загрязнения и очищения воды; - развивать мышление, связную речь;.

Конспект урока литературы в 8 классе «Хлестаков и хлестаковщина» .

Конспект интегрированного урока родной литературы и литературного чтения в 4 классе «Две звезды — Пушкин и Тукай» .

Конспект урока литературы в 11 классе по теме «Подготовка к итоговому сочинению» Конспект открытого урока по литературе в 11 классе в рамках проведения семинара «Имидж и привлекательность школы. Взгляд с позиции управления.

Конспект урока по математике в 4 классе «Действия с многозначными числами». Тип урока-закрепление Цели: 1. Закрепить вычислительные навыки по теме «Действия с многозначными числами»; совершенствовать умения решать задачи, уравнения; продолжить.

Методическая разработка урока литературы по теме «А. С. Пушкин. Лицейские годы» в 6 классе Методическая разработка урока литературы по теме «А. С. Пушкин. Лицейские годы» (6 класс) Цели: • заинтересовать обучающихся рассказом о.

Технологическая карта урока литературы в 7 классе «Стихотворение «Родина» М. Ю. Лермонтова» Учитель: Жарова Н. Л. Предмет: литература Класс: 7 Тип урока: изучение новой темы Технологическая карта урока литературы: "Стихотворение.

Урок математики во 2 классе по системе Л. В. Занкова «Действия первой и второй ступеней. Выражения» Тема урока: Действия первой и второй ступеней. Выражения. (2 класс, система Л. В. Занкова) Предметные задачи: - разделить изучаемые действия.

Урок технологии во 2 классе «Аппликация «Чудо-птица» Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа № 11" города Тамбова Урок технологии.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект урока литературы в 6 классе «Чудо в рассказе «Чудесный доктор» А. И. Куприна». Второй урок
Опубликовано: 3 ноября 2021 в 21:19
+18Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект урока литературы в 6 классе «Чудо в рассказе «Чудесный доктор» А. И. Куприна». Второй урок» (включая файлы) размещена пользователем Хрипунов Юрий Фёдорович (УИ 1848697) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД