Елена Павлова
Упражнения по логоритмике для дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Дидактические материалы:
«Детский сад»
В нашей группе все друзья.
Самый младший – это я.
Это Маша, Это Саша,
Это Юра, Это Даша.
Сжимать и разжимать пальцы.
Загибать пальцы, начиная с мизинца.
«Игрушки»
На большом диване в ряд
Куклы Танины сидят:
Два медведя, Буратино,
И веселый Чиполино,
И котенок, и слоненок.
Раз, два, три, четыре, пять.
Помогаем нашей Тане
Мы игрушки сосчитать.
Публикация «Упражнения по логоритмике для дошкольников» размещена в разделах
Попеременно хлопают в ладоши и стучат кулаками.
Загибают поочередно все пальцы.
Разгибают поочередно все пальцы.
Попеременно хлопают в ладоши и
стучат кулаками.
«Осень. Сад. Огород»
Ветер по лесу летал,
Ветер листики считал:
(Плавные, волнообразные движения ладонями.)
Вот дубовый,
Вот кленовый,
Вот рябиновый резной,
Вот с березки — золотой,
(Загибают по одному пальчику на обеих руках.)
Вот последний лист с осинки
Ветер бросил на тропинку.
(Спокойно укладывают ладони на стол.)
«Части тела»
Любят мои ушки
мягкую подушку
глазки быстро засыпают
ручки, ножки отдыхают
и посапывает носик
мама песенку поет баю-бай
сладко спи и подрастай
(показываем ушки)
(рисуем в воздухе квадрат)
(показываем глазки и
закрываем)
(показываем ручки, ножки)
(имитация сопения)
(имитация сна и руки вверх)
«Мой город. Моя страна»
Небо синее в России, реки синие в России. Васильки и незабудки не растут нигде красивей. Есть и клены, и дубы,
А какие есть грибы!
А ещё пекут в печи
Вот такие калачи!
Загибают по одному пальчику на обеих руках;
руками изображают ветви деревьев;
двумя руками показывают «грибок»;
хлопают, то одна ладонь сверху, то другая;
показывают большой калач.
«Транспорт. Профессии»
Шуршат по дорогам
Веселые шины,
Спешат по дорогам
Машины, машины.
А в кузове важные
Срочные грузы –
Цемент и железо,
Изюм и арбузы.
Гладят по столу
Хлопают в ладоши
Берут в руки воображаемый руль, крутят его
Сжимают и разжимают пальцы
Загибают по одному пальцу
«Дом и его части»
Живым существам очень трудно без дома!
Жилье нужно птицам, зверям, насекомым…
Для шустрых и быстрых лесных муравьев,
В большом муравейнике пища и кров.
«Дом»
Загибают первых три пальца.
И еще два пальца.
«Дом»
«Зима»
Падал снег на порог,
Кот слепил себе пирог.
А пока лепил и пек,
Ручейком пирог утек.
Пирожки себе пеки
Не из снега – из муки!
Дети два раза медленно опускают руки на стол.
Прижимая ладонь к ладони, показывают, как лепят пирог.
«Бегут» двумя пальчиками по столу.
Показывают, как пекут пирог.
«Зима. Зимние забавы»
Раз, два, три, четыре,
Мы с тобой снежок слепили.
Круглый, крепкий, очень гладкий
И совсем – совсем несладкий!
Загибают пальчики на одной руке.
«Лепят» снежок, меняя положение ладоней.
Соединяют пальцы обеих рук, делая круг.
Грозят указательным пальчиком.
«Зимующие птицы»
Прилетайте птички
Сала дам синичке
Приготовлю крошки
Хлебушка немножко
Эти крошки голубям
Эти крошки воробьям
Галки да вороны
Ешьте макароны
Взмахивают руками-«крыльями»
Режущие движения одной ладони
по другой
Пальцами крошат крошки
Показывают правую ладонь
Показывают левую ладонь
Скользящие движения ладонями.
«23 февраля»
Вышли танки на парад.
Встали строем ровно в ряд.
Раз, два, три, четыре, пять,
Очень просто их считать.
«Шагают» пальчиками по столу.
Ладони прижаты друг к другу.
Соединяют попарно пальцы левой и правой рук.
«Домашние животные. Детеныши»
Я в деревне отдыхаю, всех зверей домашних знаю
Кролик, лошадь и коза, кот, корова и свинья.
А еще баран с овцой
Да верный пес –помощник мой.
(Руки на столе ладошками вниз разводят и соединяют пальцы левой и правой руки)
(загибают пальчики)
(изображают пальцами морду собаки)
«Домашние птицы»
Есть у курицы цыплёнок,
У гусыни есть гусёнок,
У индюшки – индюшонок,
А у утки есть утёнок.
У каждой мамы малыши
Все красивы, хороши.
Большим пальцем поочерёдно касаются остальных, начиная с мизинца.
Перебирают пальцы по очереди.
«Насекомые»
Насекомые сидят,
И на нас они глядят:
Пчела, мошка, комар, гусеница, оса,
Муха, бабочка, жук, кузнечик, стрекоза!
Сидят, руки лежат на столе.
Соединить пальцы в «бинокль».
Загибать по одному пальчику, начиная с мизинца левой руки и заканчивая на правой.
«Лето. Полевые цветы»
Вырос высокий цветок на поляне,
Утром весенним раскрыл лепестки.
Всем лепесткам красоту и питанье
Дружно дают корешкам лепестки.
Руки в вертикальном положении, ладони прижаты друг к другу, развести пальцы и слегка округлить их.
На вторую строчку развести пальчики.
Ритмичное движение пальцами вместе-врозь.
Ладони опустить вниз и тыльной стороной прижать друг к другу, пальцы развести
Дыхательные упражнения
Упражнения для развития речевого дыхания
«Цветочный магазин»
Цель: развитие физиологического дыхания
(Мы в цветочном магазине. Воздух напоен разными ароматами. Запах какого-то цветка преобладает. Ищите запах, назовите этот цветок) Медленно, спокойно глубоко вдохнули. Как бесшумно через расширенные ноздри вливается воздух! Грудная клетка- расширена (не поднята) Плечи-«висят». Вдох. Задержка (ищем, нашли запах). Выдох.
«Соревнование лыжников»
Цель: развитие физиологического дыхания
Фигурки лыжников (вырезанные из тонкого картона) стоят на крае стола. Вызываются попарно дети. Каждый ребенок садится напротив лыжника. Педагог предупреждает, что продвигать лыжника можно лишь на одном выдохе, дуть несколько раз подряд нельзя. По сигналу «Поехали» дети дуют на фигурки. Остальные дети следят, чей лыжник дальше уедет (проскользит по столу)
«Чей пароход лучше гудит?»
Цель: развитие физиологического дыхания
Каждому ребенку дают чистый пузырек. Педагог говорит: «Дети, посмотрите, как гудит мой пузырек, если я в него подую (пиит). Загудел, как пароход. А как у Миши загудит пароход?» Педагог по очереди вызывает всех детей, а затем предлагает погудеть всем вместе. Следует помнить: чтобы пузырек загудел, нижняя губа должна слегка касаться края его горлышка. Струя воздуха должна быть сильной. Каждый ребенок может дуть лишь несколько секунд, чтобы не закружилась голова.
«Кто дольше сможет подуть на листики?»
Цель: развитие физиологического дыхания
У педагога на нитках листья разных деревьев. «Посмотрите, дети. К нам вместе с ветерком прилетели эти листики. Они такие красивые, легкие. Давайте, как ветерок, подуем на эти листики, вот так. (Показать как нужно дуть). Интересно, чей листик дольше других сможет покружиться на ветру. Педагог смотрит, чтобы дети не надували щеки, не напрягались, дули на листики легко и спокойно.
«Дровосек»
Цель: развитие речевого дыхания
Дети стоят. Ноги на ширине плеч, руки опущены и пальцы рук сцеплены «замком». Быстро поднять руки - вдох, наклониться вперед, медленно опуская «тяжелый топор», произнести - ух! - на длительном выдохе.
«Вьюга»
Цель: развитее речевого дыхания
Наступила весна. Но зима уходить не хочет. Она злится, посылает вьюги и метели. Воет вьюга: у-у-у. Свистит ветер: с-с-с-с. Ветер гнет деревья: ш-ш-ш-ш. Но вот вьюга стала затихать. (Повторить тоже, только тише). И затихла.
«На берегу моря»
Цель: развитее речевого дыхания
Представить себя на берегу моря. Закрыть глаза. Слышите как бегает волна: с-с-с. Сыплется песок: с-с-с-с. Ветер песню напевает: с-с-с-с. И песочек рассыпает: с-с-с-с.
«Эхо»
Цель: развитее речевого дыхания
Педагог громко произносит на выдохе звук: а-а-а-а. А ребенок тихо отзывается : а-а-а-а. Можно играть употребляя гласные звуки, а также сочетания: ау, уа, ио. и т. д. и отдельные слова: «Ау, Оля! Ау Петя!».
«Пузырь»
Цель: развитее речевого дыхания
Несколько детей стоят наклонив головы вниз, взявшись за руки. Затем, медленно поднимая головы и руки, приговаривают: «Раздувайся, пузырь, раздувайся большой, оставайся такой, да не лопайся.» По сигналу педагога: «Пузырь лопнул!» Дети медленно опускают головы и руки, длительно произнося с-с-с. или ш-ш-ш., подражая выходящему воздуху. Следить, чтобы при произнесении звука дети не надували щеки (пузырь выпускает воздух, а не надувается.)
«Ворона»
Цель: развитее речевого дыхания
Дети сидят. Руки опущены вдоль туловища. Быстро поднять руки через стороны вверх - вдох, медленно опустить руки - выдох. Произнести «ка-а-ар!»
«Приятный запах»
У педагога два-три живых цветка, наиболее знакомых детям, например ландыши, фиалка, сирень. Цветы можно заменить фруктами с определенным запахом (апельсин, лимон, яблоко) или листьями (смородины, тополя, черемухи). Ребенок нюхает цветок и на выдохе произносит фразу «Хорошо пахнет» или «Очень приятный запах» и т. д.
Стихи для массажа рук мячиком су джок
ЁЖИК
Дождит вылился из тучки,
Вымыл ёжику колючки.
Ё ж доволен: сыт, умыт,
На кроватке сладко спит.
ЁЖИК
Шел по лесу хмурый ежик,
не жалел коротких нрожек,
Нес детишкам он грибочки –
Растерял их возле кочки.
ЁЖ
Гонит осень в небе тучки,
Пляшут листья во дворе.
Гриб, надетый на колючки,
Тащит еж к своей норе.
Речевой материал для заучивания наизусть
ОСЕНЬ
Если на деревьях листья пожелтели,
Если в край далекий птицы улетели,
Если небо хмурое, если дождик льется,
Это время года осенью зовется.
ИСПУГАЛИСЬ ЗАЙЦА
Мы ходили по грибы,
Зайца испугались.
Схоронились под дубы,
Растеряли все грибы.
А потом смеялись –
Зайца испугались!
ИГРУШКИ
Идут дети в детский сад,
Там игрушки ждут ребят,
Ждет Валюшку верблюженок,
Катю ждет большой слоненок.
Мчатся бешено машины
По шоссе шуршат их шины.
В конце дальнего пути
Слышен шепот: «Шу – шу – шу!»
Это шина шепчет шине:
«Я уж больше не спешу»
ОСЕНЬ
Осень длинной. тонкой кистью
Перекрашивает листья.
Красный. желтый, Золотой,-
Как хорош ты лист цветной!
А ветер щеки толстые
Надул, надул, надул
И на деревья пестрые
Подул, подул, подул!
Красный, Желтый, Золотой…
Облетел весь лист цветной!
Как обидно, как обидно:
Листьев нет,-
Лишь ветки видно.
Осень
Ходит осень в нашем парке,
Дарит осень всем подарки:
Бусы красные — рябине,
Фартук розовый — осине,
Зонтик жёлтый — тополям,
Фрукты осень дарит нам.
ОСЕНЬ
Ходит осень по дорожке,
Промочила в лужах ножки.
Льют дожди и нет просвета,
Затерялось лето где – то.
Ходит осень, бродит осень,
Ветер с клена листья сбросил:
Под ногами коврик новый-
Желто-розово-кленовый.
ШЕЛ ПО БЕРЕГУ ПЕТУХ
Шел по берегу петух,
Поскользнулся,
В речку – бух!
Будет знать петух,
Что впредь
Надо под ноги смотреть!
Самомассаж
Это глазки, чтобы видеть.
Это носик, чтоб дышать.
Это ушки, чтобы слышать.
Это ножки, чтоб бежать.
Это ручки, чтобы маму
Очень крепко обнимать.
Плачет киска в коридоре,
У неё большое горе,
Злые люди бедной киске
Не дают украсть сосиски!
САПОЖКИ
Вот они сапожки:
Этот с левой ножки,
Этот с правой ножки.
Если дождичек пойдет,
Обуем сапожки:
Эта — с правой ножки,
Эта — с левой ножки.
Вот так хорошо.
Пойдем в сапожках
По мокрым дорожкам.
ТРИ КОТА
Шли по крыше три кота,
Три кота Василия
Поднимали три хвоста
Прямо в небо синее
Сели киски на карниз,
Посмотрели вверх и вниз.
И сказали три кота:
Красота! Красота!
ЦЫПЛЯТА
Вышла курочка гулять.
Свежей травки пощипать,
А за ней ребятки –
Желтые цыплятки.
«Ко-ко-ко, ко-ко-ко!
Не ходите далеко.
Лапками гребите,
Зернышки ищите!»
КУКУШКА
У леса на опушке,
Высоко на суку,
С утра поет кукушка:
«Ку-ку! Ку- ку!»
Внизу бежит речонка
По желтому песку,
Поет кукушка звонко:
«Ку-ку! Ку- ку!»
ПТИЧКА
Села птичка на окошко,
Посиди у нас немножко!
Посиди, не улетай.
Улетела. – Ай!
ПЕС
У крыльца лохматый пес
Лег, уткнувши лапы в нос.
Тихо, мирно он сопит,
Может дремлет, может спит.
А попробуй, сунься вор-
Вмиг залезет на забор.
ПИРОГ
Из песка пирог спечем,
В гости маму позовем,
Пригласим и вас друзья,
Только есть пирог нельзя!
ЗАЯЦ
Мчится заяц от лисы.
Хвост дрожит, дрожат усы.
Встали сосны на пути.
От погони не уйти!
Нет спасения в бору!
Прыгнул к ежику в нору.
РЫЖИЙ КОТЕНОК
Вышла девочка на лыжах,
А за ней котенок рыжий.
От нее не отстает,
Добежал до горки – ждет.
Прокати, Аленка,
Рыжего котенка.
МИШКА
Эй, эй, эй, мохнатый мишка!
Помоги достать нам шишку!
Висит шишка высоко,
Достать шишку нелегко.
МОРОЗ
Вот это был веселый кросс,
Бежал за мною Дед Мороз.
Щипал мне щеки, словно гусь,
Но я сказал себе: «Не трусь!»
Я вмиг до дома добежал.
- А Дед Мороз?
- А он отстал!
КУРИЦА
Как по нашей улице
Пробегала курица,
Растеряла всех цыплят
Шустрых, маленьких ребят.
К БАБУШКЕ
Стучат колеса – тук, тук, тук,
И под веселый этот стук
Мы едем к бабушке своей,
Везем подарочки мы ей.
Бабуля выйдет на порог
И вкусный вынесет пирог,
Расскажет сказку про зверей.
Мы едем к бабушке своей.
ДЕД МОРОЗ
Улицей гуляет
Дедушка Мороз,
Иней рассыпает
По ветвям берез.
Ходит бородою
Белою трясет,
Топает ногою,
Только треск идет.
МЕДВЕЖОНОК
Медведица ласково сына качает.
Малыш веселиться,
Малыш не скучает.
Он думает: это смешная игра,
Не зная, что спать медвежатам пора.
СНЕГ
Падал снег на порог,
Кот лепил себе пирог.
А пока лепил и пек,
Ручейком пирог утек.
Пироги себе лепи
Не из снега, из муки.
ГДЕ МОЙ ПАЛЬЧИК?
Маша варежку надела.
- Ой, куда я пальчик дела?
Нету пальчика, пропал,
В свой домишко не попал!
Маша варежку сняла,
- Поглядите – ка, нашла!
Ищешь, ищешь, и найдешь.
Здравствуй, пальчик!
Как живешь?
МИШКА
Замело пути – дороги
Белым снегом за селом.
Мишка сладко спит в берлоге.
Там, где частый бурелом.
В небе звездочка искрится,
В колокольчик полночь бьет.
Мишке бочка меда снится
Снова в ночь под Новый год.
ВЕСНА
К нам весна шагает
Быстрыми шагами,
И сугробы тают
Под ее ногами.
Черные проталины
На полях видны,
Верно, очень теплые
Ноги у весны.
МАШИНА
Шла по улице машина,
Шла машина без бензина,
Шла машина без шофера,
Без сигнала светофора.
Шла сама куда не зная,
Шла машина заводная.
БЫЧОК
Принесли мы для бычка
Полведерка молочка.
Но бычок сказал нам: «Му-у-у!
Молочко мне ни к чему:
Я уже большой бычок.
Дайте мне травы пучок!»
СТИРКА
Я один у мамы сын,
Нет у мамы дочки.
Как же маме мне помочь?
постирать платочки?
Мыло пенится в корыте –
Я стираю, посмотрите!
ПЕСОЧНАЯ СТРАНА
Течет в стране песочной
Песочная река,
Построен дом высокий
Из желтого песка.
А справа возле речки,
Где круче бережок,
Пекут в песочной печке
Песочный пирожок.
МИШИНЫ СЕКРЕТИКИ
В этом пакетике
Мишины секретики:
Колесико, сухарик,
Сломанный фонарик.
Прося Мишу дети:
- Приоткрой пакетик,
Покажи секретик!
Отвечает Миша:
- Нет, ведь на то он и секрет,
Чтоб никто не мог пробраться
В засекреченный пакет!
МАМА
На свете добрых слов
Живет немало.
Но всех добрее и важней одно:
Из двух слогов простое слово : «ма-ма»,
И нету слов нужнее, чем оно.
МЕДВЕДЬ
Без нужды и без тревоги
Спал медведь в своей берлоге.
Спал всю зиму до весны,
И, наверно, видел сны.
Вдруг проснулся косолапый,
Слышит: Каплет!-
Вот беда!
В темноте пошарил лапой
И вскочи - кругом вода!
Заспешил медведь наружу6
Заливает - не до сна!
Вылез он и видит: лужи,
Тает снег…
Пришла весна!