Тамара Грузинова
Упражнения для развития выразительности речи старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
1. Игры и упражнения на речевое дыхание.
Свеча.
Цель. Развивать правильное речевое дыхание.
Описание. Педагог предлагает детям сделать бесшумный вдох через нос, затем подуть на горящую свечу, стоящую на некотором расстоянии.
Правило: не задуть свечу, а лишь заставить пламя плавно «танцевать». Выдох необходимо делать тонкой упругой и плавной струей воздуха через плотно сжатые губы.
Надуем мыльные пузыри.
Цель. Развивать правильное речевое дыхание.
Описание. Каждый ребенок с помощью воображаемых соломинок на ровном выдохе выдувает воображаемые «мыльные пузыри».
Публикация «Упражнения для развития выразительности речи старших дошкольников» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
Правило: выдох должен быть плавным и направленным, чтобы пузырь сразу не лопнул.
Футбол.
Цель: Развивать умение выдувать сильную воздушную струю
Описание.
Вариант 1. К столу - «стадиону» приглашаются два ребенка. На центр поля воспитатель кладет мячик от пинг-понга. Задача каждого ребенка: постараться перегнать мячик на половину соперника.
Вариант 2. Задача игроков загнать мячик в ворота соперника.
Правило: выдох должны быть сильными, но короткими. Также в работе над речевым дыханием мы использовали такой инвентарь как ветерок и бабочки на лесках.
2. Упражнения на развитие артикуляционного аппарата.
Насос.
Цель: совершенствовать умение произносить звук «С»
Описание: При произнесении звука язык должен находиться за нижними зубами, струя воздуха должна быть холодная. Губы в улыбке. Воспитатель предлагает ребенку длительно произнести звук «С», представляя, что так выходит воздух из насоса.
Маляр.
Цель: упражнять мышцы языка, отрабатывать движения языка вверх и его подвижность.
Описание. Губы и нижняя челюсть должны быть неподвижны. Следить. Чтобы кончик языка доходил до внутренней поверхности верхних зубиков, когда продвигается вперёд, и не высовывался изо рта. Улыбнуться, открыть рот и «погладить» кончиком языка твёрдое нёба, делая движения языком вперёд – назад.
Качели.
Цель: упражнять в умении быстро менять положение языка, необходимое при соединении звука «Л» с гласными «А», «Ы», «О», «У».
Описание. Работать необходимо только языком, не задействуя нижнюю челюсть и губы. Улыбнуться, показать зубы. Приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы (с внутренней стороны) и удерживать в таком положении под счёт от одного до пяти. Так, поочерёдно менять положение языка 4 - 6 раз.
Гармошка.
Цель: развивать мышцы языка, растягивать подъязычную связку (уздечку). Описание. Когда открывается рот, губы должны оставаться неподвижными. Открывать и закрывать рот, удерживая его в каждом положении под счёт от трёх до десяти. Улыбнуться, приоткрыть рот, «приклеить» к нёбу и, не опуская языка, закрывать и открывать рот. Губы находятся в положении улыбки. При повторении упражнения надо стараться открывать рот всё шире и всё дольше удерживать язык в верхнем положении.
Немой диалог. Воспитатель: Представьте себе, что ваша мама в магазине, а вы ждете ее на улице, у витрины. Она вам что-то говорит, вы ее не слышите, но пытаетесь догадаться.
3. Риторические игры на быстрое и чёткое проговаривание звукорядов.
Ма-ма-ма – дома я сижу сама.
Оль-оль-оль – мы с тобой купили соль.
Лу-лу-лу – все столы стоят в углу.
Ул-ул-ул – у меня сломался стул.
Зу-зу-зу – моем Катю мы в тазу.
Ло-ло-ло – на дворе стоит тепло.
Жу-жу-жу, жу-жу-жу, Я с ромашками дружу.
За-за-за – уходи домой, коза.
Же-же-же – дождь прошёл уже.
Жо-жо-жо – лужок, снежок, пирожок, творожок.
Песенка жука
Жу-жу-жу – я на ветке сижу
Букву - Ж – всё твержу.
Я жук, я жук, я тут живу,
Жужжу, жужжу, лежу, гляжу,
Всю жизнь жужжу: ж-ж-ж-ж.
Жа-жа-жа – есть иголки у ежа
Жи-жи-жи – здесь живут ежи.
Ба-ба-ба – из окна видна труба.
Бы-бы-бы – на дворе стоят столбы.
Га-га-га – как гудят провода. Ж
Жу-жу-жу – молоко дадим ежу
4. Игры и упражнения на развитие интонационной выразительности.
Скажи с настроением.
Цель: развивать умение передавать голосом различные эмоции интонацией (радость, безразличие, огорчение, удивление, страх).
Педагог предлагает детям сказать с определенной интонацией предложения: «Дождь пошел», «Снег идет», «Он победил», «Цветок цветет», «Паук ползет». Но предложения должны быть сказаны так, чтобы другие дети смогли угадать эмоцию, с которой ведущий произнес слова.
Придумай.
Цель. Формировать умение детей произносить с разной интонацией придуманные предложения (с радостью, со страхом, с удивлением, с обидой, с безразличием)
Описание. Детям предлагается придумать предложение и сказать его так, чтобы всем стало понятно с каким настроением оно сказано.
Например, «Светит ярко солнышко!» (это радостное событие, произносится с радостью, «Но скоро пойдет дождь» (эти слова произносятся с грустью).
Педагог: «Что может вас удивить?» – дети придумывают предложения с интонацией удивления.
Педагог: «А что может вас огорчить/испугать/обидеть?» – дети придумывают предложения с заданной эмоциональной окраской.
Чтение по ролям.
Цель: формировать умение передавать различный интонационный окрас в речи.
Описание. Воспитатель предлагает детям почитать по ролям хорошо знакомые сказки («Теремок», «Зайкина избушка» и др., а также короткие стишки.
Веселый Старичок-Лесовичок.
Цель: совершенствовать умение пользоваться разными интонациями. Педагог читает стихотворение, Старичок-Лесовичок произносит свои слова по тексту с разной интонацией, дети повторяют.
Педагог:
Жил в лесу старичок маленького роста.
И смеялся старичок чрезвычайно просто :
Старичок-Лесовичок :
Ха-ха-ха да хе-хе-хе,
Хи-хи-хи да бух-бух-бух!
Бу-бу-буда бе-бе-бе,
Динь-динь-динь да трюх-трюх!
Педагог:
Раз, увидя паука, страшно испугался,
Но, схватившись за бока, громко рассмеялся:
Старичок-Лесовичок :
Хи-хи-хи да ха-ха-ха,
Хо-хо-хода гуль-гуль-гуль!
Бо-бо-бо да буль-буль-буль.
Педагог:
А увидя стрекозу, страшно рассердился,
Но от смеха на траву так и повалился:
Старичок-Лесовичок :
Гы-гы-гы да гу-гу-гу,
Бо-бо-бо да бах-бах-бах!
Ой, ребята, не могу!
Ой, ребята, ах-ах-ах!
5. Игры и упражнения на развитие силы голоса, темпа, речевое дыхание.
Эхо.
Цель: развивать силу голоса, темп, речевое дыхание.
Описание. Воспитатель показывает детям картинки, а дети должны изобразить звук, которые может произносить изображенный предмет или животное.
Правило: один ребенок произносит звук громко, второй тихо. Например, паровоз – один ребенок громко произносит «У-У-У», второй – тихо «у-у-у». Также эта игра проводится командами. Одна команда громко произносила определенный звук, вторая – тихо.
Чей домик?
Цель: формировать умение пользоваться вопросительной интонацией. Описание. Первый участник задает вопрос «Кто в домике живет?» (при этом он должен произнести эту фразу голосом какого-нибудь животного, второй участник должен ему ответить «Я хозяин домика» чьим-то голосом. «Хозяин домика» должен угадать, кто к нему в гости пришел, а «гость» должен угадать, чей домик.
Весенние голоса.
Цель: Развивать умение пользоваться выразительными средствами голоса. Описание. Воспитатель читает текст и показывает детям движения, дети повторяют.
1.«Пригрело солнце» – дети поют высокий звук «у-у-у»
«С пригорка побежал весёлый ручеёк» – дети болтают языком,
«С пригорка побежал весёлый ручеёк» – дети болтают языком, подражая весёлому «бульканью».
«До краёв наполнил большую глубокую лужу» – дети «булькают» низкими звуками.
«Перелился через край» – дети «булькают» волной: вверх-вниз.
«И дальше побежал» – дети продолжают весело «булькать».
2.«Выбрались из-под коры жучки» – дети произносят звук «ж-ж-ж».
«И букашки» – звук «з-з-з»
«Расправили крылышки» – «крш-крш» с повышением
«И полетели куда-то» – «тр-тр-тр» шёпотом.
3. «Лес наполнился птичьими голосами» – дети имитирую голоса птиц.
«Вот и пришла весна!»
Скороговорки. Чистоговорки.
Цель: Совершенствовать чистоту произношения.
Описание. С детьми заучивались и разыгрывались скороговорки и числоговорки.
«Горячи кирпичи! Соскачи-ка с печи, Испеки-ка в печи, Из муки калачи!»
- «Тары- бары, растабары, У Варвары куры стары!»
- «Сеня вёз воз сена»
- «Палкой Саша шишки сшиб».
- «Орёл на горе, перо на орле».
- «Жужжит над жимолостью жук, Зелёный на жуке кожух»
Телефон.
Цель: развивать фантазию, диалогическую речь.
Петрушкина загадка:
Поверчу волшебный круг
– И меня услышит друг. Что ЭТО? (Телефон.)
Петрушка приглашает по два человека от каждой команды, особенно тех, кто любит беседовать по телефону. Для каждой пары предлагается ситуация и тема для разговора. Пара составляется из членов противоположных команд. 1. Уговорить человека пойти с тобой в кино.
2. Попросить у друга его любимую игрушку.
3. Один участник жалуется на то, что получил плохую оценку, второй его успокаивает.
4. Один просит прощения у друга за сломанную игрушку, другой – долго не прощает, объясняя почему.
5. У вас день рождения. Вы обзваниваете друзей, приглашая их на праздник.
6. Разыгрывание ситуации: «Не хочу я кушать кашу!»
Цель: учить интонационно выразительно, проговаривать фразы.
Педагог делит детей на пары. Один из участников – мама или папа, другой – ребенок. Задача родителя накормить ребенка кашей, используя для уговоров различные доводы. В одной из них «ребенок» капризничает, мама нервничает. Во второй – «ребенок» настойчиво, но вежливо просит уступить ему. И «взрослый» ему уступает. Подобную ситуацию разыграть с другими персонажами: воробьиха и воробышек (дети общаются чириканьем, курочка и цыпленок, кошка и котенок – мяуканьем; лягушка и лягушонок – кваканьем, корова и теленок, тигрица и тигренок.
Шум.
Цель: формировать умение выразительно произносить слова.
Педагог: «Жил был Шум! Ел Шум» Дети: «Хрум, хрум, хрум!»
Педагог: «Ел суп» Дети: «Хлюп, хлюп, хлюп!»
Педагог: «Спал так» Дети: «Храп, храп, храп!»
Педагог: «Шел Шум» Дети: «Бум, бум, бум!»