Получи документы

Упражнения для развития выразительности речи старших дошкольников

Тамара Грузинова
Упражнения для развития выразительности речи старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

1. Игры и упражнения на речевое дыхание.

Свеча.

Цель. Развивать правильное речевое дыхание.

Описание. Педагог предлагает детям сделать бесшумный вдох через нос, затем подуть на горящую свечу, стоящую на некотором расстоянии.

Правило: не задуть свечу, а лишь заставить пламя плавно «танцевать». Выдох необходимо делать тонкой упругой и плавной струей воздуха через плотно сжатые губы.

Надуем мыльные пузыри.

Цель. Развивать правильное речевое дыхание.

Описание. Каждый ребенок с помощью воображаемых соломинок на ровном выдохе выдувает воображаемые «мыльные пузыри».

Публикация «Упражнения для развития выразительности речи старших дошкольников» размещена в разделах

Правило: выдох должен быть плавным и направленным, чтобы пузырь сразу не лопнул.

Футбол.

Цель: Развивать умение выдувать сильную воздушную струю

Описание.

Вариант 1. К столу - «стадиону» приглашаются два ребенка. На центр поля воспитатель кладет мячик от пинг-понга. Задача каждого ребенка: постараться перегнать мячик на половину соперника.

Вариант 2. Задача игроков загнать мячик в ворота соперника.

Правило: выдох должны быть сильными, но короткими. Также в работе над речевым дыханием мы использовали такой инвентарь как ветерок и бабочки на лесках.

2. Упражнения на развитие артикуляционного аппарата.

Насос.

Цель: совершенствовать умение произносить звук «С»

Описание: При произнесении звука язык должен находиться за нижними зубами, струя воздуха должна быть холодная. Губы в улыбке. Воспитатель предлагает ребенку длительно произнести звук «С», представляя, что так выходит воздух из насоса.

Маляр.

Цель: упражнять мышцы языка, отрабатывать движения языка вверх и его подвижность.

Описание. Губы и нижняя челюсть должны быть неподвижны. Следить. Чтобы кончик языка доходил до внутренней поверхности верхних зубиков, когда продвигается вперёд, и не высовывался изо рта. Улыбнуться, открыть рот и «погладить» кончиком языка твёрдое нёба, делая движения языком вперёд – назад.

Качели.

Цель: упражнять в умении быстро менять положение языка, необходимое при соединении звука «Л» с гласными «А», «Ы», «О», «У».

Описание. Работать необходимо только языком, не задействуя нижнюю челюсть и губы. Улыбнуться, показать зубы. Приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы (с внутренней стороны) и удерживать в таком положении под счёт от одного до пяти. Так, поочерёдно менять положение языка 4 - 6 раз.

Гармошка.

Цель: развивать мышцы языка, растягивать подъязычную связку (уздечку). Описание. Когда открывается рот, губы должны оставаться неподвижными. Открывать и закрывать рот, удерживая его в каждом положении под счёт от трёх до десяти. Улыбнуться, приоткрыть рот, «приклеить» к нёбу и, не опуская языка, закрывать и открывать рот. Губы находятся в положении улыбки. При повторении упражнения надо стараться открывать рот всё шире и всё дольше удерживать язык в верхнем положении.

Немой диалог. Воспитатель: Представьте себе, что ваша мама в магазине, а вы ждете ее на улице, у витрины. Она вам что-то говорит, вы ее не слышите, но пытаетесь догадаться.

3. Риторические игры на быстрое и чёткое проговаривание звукорядов.

Ма-ма-ма – дома я сижу сама.

Оль-оль-оль – мы с тобой купили соль.

Лу-лу-лу – все столы стоят в углу.

Ул-ул-ул – у меня сломался стул.

Зу-зу-зу – моем Катю мы в тазу.

Ло-ло-ло – на дворе стоит тепло.

Жу-жу-жу, жу-жу-жу, Я с ромашками дружу.

За-за-за – уходи домой, коза.

Же-же-же – дождь прошёл уже.

Жо-жо-жо – лужок, снежок, пирожок, творожок.

Песенка жука

Жу-жу-жу – я на ветке сижу

Букву - Ж – всё твержу.

Я жук, я жук, я тут живу,

Жужжу, жужжу, лежу, гляжу,

Всю жизнь жужжу: ж-ж-ж-ж.

Жа-жа-жа – есть иголки у ежа

Жи-жи-жи – здесь живут ежи.

Ба-ба-ба – из окна видна труба.

Бы-бы-бы – на дворе стоят столбы.

Га-га-га – как гудят провода. Ж

Жу-жу-жу – молоко дадим ежу

4. Игры и упражнения на развитие интонационной выразительности.

Скажи с настроением.

Цель: развивать умение передавать голосом различные эмоции интонацией (радость, безразличие, огорчение, удивление, страх).

Педагог предлагает детям сказать с определенной интонацией предложения: «Дождь пошел», «Снег идет», «Он победил», «Цветок цветет», «Паук ползет». Но предложения должны быть сказаны так, чтобы другие дети смогли угадать эмоцию, с которой ведущий произнес слова.

Придумай.

Цель. Формировать умение детей произносить с разной интонацией придуманные предложения (с радостью, со страхом, с удивлением, с обидой, с безразличием)

Описание. Детям предлагается придумать предложение и сказать его так, чтобы всем стало понятно с каким настроением оно сказано.

Например, «Светит ярко солнышко!» (это радостное событие, произносится с радостью, «Но скоро пойдет дождь» (эти слова произносятся с грустью).

Педагог: «Что может вас удивить?» – дети придумывают предложения с интонацией удивления.

Педагог: «А что может вас огорчить/испугать/обидеть?» – дети придумывают предложения с заданной эмоциональной окраской.

Чтение по ролям.

Цель: формировать умение передавать различный интонационный окрас в речи.

Описание. Воспитатель предлагает детям почитать по ролям хорошо знакомые сказки («Теремок», «Зайкина избушка» и др., а также короткие стишки.

Веселый Старичок-Лесовичок.

Цель: совершенствовать умение пользоваться разными интонациями. Педагог читает стихотворение, Старичок-Лесовичок произносит свои слова по тексту с разной интонацией, дети повторяют.

Педагог:

Жил в лесу старичок маленького роста.

И смеялся старичок чрезвычайно просто :

Старичок-Лесовичок :

Ха-ха-ха да хе-хе-хе,

Хи-хи-хи да бух-бух-бух!

Бу-бу-буда бе-бе-бе,

Динь-динь-динь да трюх-трюх!

Педагог:

Раз, увидя паука, страшно испугался,

Но, схватившись за бока, громко рассмеялся:

Старичок-Лесовичок :

Хи-хи-хи да ха-ха-ха,

Хо-хо-хода гуль-гуль-гуль!

Бо-бо-бо да буль-буль-буль.

Педагог:

А увидя стрекозу, страшно рассердился,

Но от смеха на траву так и повалился:

Старичок-Лесовичок :

Гы-гы-гы да гу-гу-гу,

Бо-бо-бо да бах-бах-бах!

Ой, ребята, не могу!

Ой, ребята, ах-ах-ах!

5. Игры и упражнения на развитие силы голоса, темпа, речевое дыхание.

Эхо.

Цель: развивать силу голоса, темп, речевое дыхание.

Описание. Воспитатель показывает детям картинки, а дети должны изобразить звук, которые может произносить изображенный предмет или животное.

Правило: один ребенок произносит звук громко, второй тихо. Например, паровоз – один ребенок громко произносит «У-У-У», второй – тихо «у-у-у». Также эта игра проводится командами. Одна команда громко произносила определенный звук, вторая – тихо.

Чей домик?

Цель: формировать умение пользоваться вопросительной интонацией. Описание. Первый участник задает вопрос «Кто в домике живет?» (при этом он должен произнести эту фразу голосом какого-нибудь животного, второй участник должен ему ответить «Я хозяин домика» чьим-то голосом. «Хозяин домика» должен угадать, кто к нему в гости пришел, а «гость» должен угадать, чей домик.

Весенние голоса.

Цель: Развивать умение пользоваться выразительными средствами голоса. Описание. Воспитатель читает текст и показывает детям движения, дети повторяют.

1.«Пригрело солнце» – дети поют высокий звук «у-у-у»

«С пригорка побежал весёлый ручеёк» – дети болтают языком,

«С пригорка побежал весёлый ручеёк» – дети болтают языком, подражая весёлому «бульканью».

«До краёв наполнил большую глубокую лужу» – дети «булькают» низкими звуками.

«Перелился через край» – дети «булькают» волной: вверх-вниз.

«И дальше побежал» – дети продолжают весело «булькать».

2.«Выбрались из-под коры жучки» – дети произносят звук «ж-ж-ж».

«И букашки» – звук «з-з-з»

«Расправили крылышки»«крш-крш» с повышением

«И полетели куда-то»«тр-тр-тр» шёпотом.

3. «Лес наполнился птичьими голосами» – дети имитирую голоса птиц.

«Вот и пришла весна!»

Скороговорки. Чистоговорки.

Цель: Совершенствовать чистоту произношения.

Описание. С детьми заучивались и разыгрывались скороговорки и числоговорки.

«Горячи кирпичи! Соскачи-ка с печи, Испеки-ка в печи, Из муки калачи!»

- «Тары- бары, растабары, У Варвары куры стары

- «Сеня вёз воз сена»

- «Палкой Саша шишки сшиб».

- «Орёл на горе, перо на орле».

- «Жужжит над жимолостью жук, Зелёный на жуке кожух»

Телефон.

Цель: развивать фантазию, диалогическую речь.

Петрушкина загадка:

Поверчу волшебный круг

– И меня услышит друг. Что ЭТО? (Телефон.)

Петрушка приглашает по два человека от каждой команды, особенно тех, кто любит беседовать по телефону. Для каждой пары предлагается ситуация и тема для разговора. Пара составляется из членов противоположных команд. 1. Уговорить человека пойти с тобой в кино.

2. Попросить у друга его любимую игрушку.

3. Один участник жалуется на то, что получил плохую оценку, второй его успокаивает.

4. Один просит прощения у друга за сломанную игрушку, другой – долго не прощает, объясняя почему.

5. У вас день рождения. Вы обзваниваете друзей, приглашая их на праздник.

6. Разыгрывание ситуации: «Не хочу я кушать кашу!»

Цель: учить интонационно выразительно, проговаривать фразы.

Педагог делит детей на пары. Один из участников – мама или папа, другой – ребенок. Задача родителя накормить ребенка кашей, используя для уговоров различные доводы. В одной из них «ребенок» капризничает, мама нервничает. Во второй – «ребенок» настойчиво, но вежливо просит уступить ему. И «взрослый» ему уступает. Подобную ситуацию разыграть с другими персонажами: воробьиха и воробышек (дети общаются чириканьем, курочка и цыпленок, кошка и котенок – мяуканьем; лягушка и лягушонок – кваканьем, корова и теленок, тигрица и тигренок.

Шум.

Цель: формировать умение выразительно произносить слова.

Педагог: «Жил был Шум! Ел Шум» Дети: «Хрум, хрум, хрум!»

Педагог: «Ел суп» Дети: «Хлюп, хлюп, хлюп!»

Педагог: «Спал так» Дети: «Храп, храп, храп!»

Педагог: «Шел Шум» Дети: «Бум, бум, бум!»

Публикации по теме:

Игры и игровые упражнения для развития речи детейИгры и игровые упражнения для развития речи детей «Игры и игровые упражнения для развития речи детей».Средняя группа. Речь-это не только средство общения но и орудие мышления, творчества,.

Дидактические игры и упражнения для развития речи дошкольников с использованием художественного слова 1. Узнай сказку, потешку, рассказ (по отрывку). Цель: Развивать память детей, внимание, желание и умение по отрывку узнавать сказку, потешку,.

Игровые упражнения для развития лексико-грамматической стороны речи по теме «Зимующие птицы» в старшей группеИгровые упражнения для развития лексико-грамматической стороны речи по теме «Зимующие птицы» в старшей группе «Отвечай быстро» Употребление существительного в родительном падеже с предлогом «У»; согласование прилагательного с существительным в роде.

Игры и упражнения для развития речи дошкольниковИгры и упражнения для развития речи дошкольников "Кто кем был или что чем было" (активизация словаря и расширение знаний об окружающем) Кем или чем раньше был цыплёнок -яйцом, лошадь.

Игры и упражнения для развития речи дошкольников Воспитатель ГБДОУ №11 Приморского района г. Санкт-Петербург Майкова Юлия Павловна «Чей это голос?» Цель игры: Различать взрослых животных.

Картотека развития интонационной выразительности. Упражнять в произношении фраз: тихо, громко, быстро, медленно, выразительно (с разной интонацией). Ч И С Т О Г О В О Р К И, С К О Р О Г.

Математические игры и игровые упражнения для старших дошкольниковМатематические игры и игровые упражнения для старших дошкольников "Ручеёк" Цель:Закрепление состава числа Игра проводится с цифрой 7, 8,9,10 Игровой материал:набор цифр от 1 до 10 на каждого ребёнка. Ведущий.

Подвижные игры и игровые упражнения в зимний период на прогулке для старших дошкольниковПодвижные игры и игровые упражнения в зимний период на прогулке для старших дошкольников Подвижные игры на прогулке зимой-это очень замечательно!Зимой холодно и поэтому намного лучше не стоять на месте и не прогуливаться,а двигаться.

Развития интереса к экспериментированию у старших дошкольников Психологические и педагогические исследования доказывают, что развитие познавательного интереса связывается с наблюдательностью, памятью,.

Развитие выразительности речи у старших дошкольников средством поэтических произведений Обучение детей выразительности речи, начинается задолго до школы еще в дошкольном возрасте. С помощью выразительной речи значительно глубже.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Упражнения для развития выразительности речи старших дошкольников
Опубликовано: 20 января 2020 в 18:41
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Упражнения для развития выразительности речи старших дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Тамара Грузинова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД