МААМ-картинки

Упражнения на отработку страха учителя и страха оценки в младшем школьном возрасте

Кристина Колесникова
Упражнения на отработку страха учителя и страха оценки в младшем школьном возрасте
▼ Скачать + Заказать документы

Упражнения на отработку страха учителя и страха оценки в младшем школьном возрасте

1. Упражнение «Сказка о Лисёнке» (7 мин.)

Цель: преодоление боязни школы, ошибок, оценок, учителя, общей боязливости; коррекция страха сделать что-либо неправильно.

Ход занятия: ведущий читает сказку, затем проводится обсуждение.

Стимульный материал: «Сказка о Лисёнке».

Публикация «Упражнения на отработку страха учителя и страха оценки в младшем школьном возрасте» размещена в разделах

Жил-был Лисёнок. У него были папа и мама, а ещё он ходил в школу. Лисёнок очень не любил ходить в школу. Собираясь туда, он всегда капризничал. Потом беспокоился, когда шёл в школу по лесной тропинке. Дальше – больше: почти все уроки Лисёнок чуть не плакал от страха, прячась за книжкой, чтобы его не заметила учительница… Обратно домой он пробирался, не дожидаясь своих друзей.

Мама Лисё нка задумалась: «Чем же помочь моему малышу?» Думала-думала и придумала. Однажды утром мама дала Лисё нку коробочку с леденцами и сказала: «Это не простые конфеты, а волшебные. Как только тебе станет страшно, достань конфетку, съешь и скажи волшебные слова: «Чего мне волноваться?» - и всё пройдёт».

Вечером Лисёнок прибежал из школы радостный : «Ура! Я сегодня ничего не боялся, и в школе получил пятёрке, и учитель меня похвалил, и прибежал быстрее всех! Какие замечательные волшебные конфеты!» Мама улыбнулась и сказала: «Малыш, я хочу тебе раскрыть один секрет. Дело в том, что я дала тебе не волшебные, а самые обыкновенные конфеты». – «Как обычные? – не поверил Лисёнок. – А почему же я не боялся, почему получил пятёрку, почему меня похвалил учитель и бежал быстрее всех? Ты меня наверное обманываешь?». – «Не обманываю, сказала мама. – Это не конфеты тебе помогли, а ты сам себе помог. Ты поверил в свои силы и победил свой страх. Значит, ты прогнал его навсегда, мой маленький Лисёнок».

Вопросы ведущего: О чём эта сказка? Вам понравился главный герой? Любил Лисёнок ходить в школу? Почему он не любил ходить в школу? Кто помог Лисёнку? Как мама помогла ему? Что произошло потом? Как теперь будут идти дела у Лисёнка?

Комментарии для ведущего: закончив чтение необходимо обсудить сказку.

Примечание: Возможно драматизация сказки или её частей, рисование на тему сказки. В качестве стимульного материала можно взять игрушки лисичек.

2. Упражнение "РАЗЫГРЫВАНИЕ СИТУАЦИЙ"

Цель: увидеть широкий спектр различных поведенческих проявлений и путей разрешения одной ситуации.

Ход: Для проведения игры выбираются и разыгрываются по ролям ситуации, которые вызывают у участников группы наибольшую тревогу, негативные эмоции, напряжение. В качестве ситуаций для разыгрывания мы можем предложить такие, как:

"Ответ у доски",

"Обсуждение с учителем оценки за контрольную работу",

"Просьба о помощи в выполнении задания". В ходе разыгрывания проводится совместный поиск наиболее оптимальных путей выхода из тревожащих ситуаций, обсуждаются различные пути ее разрешения.

3. Упражнение "ОБМЕН РОЛЯМИ"

Цель: снижение страха учителя.

Может использоваться самостоятельно или как часть предыдущей игры. Для его реализации предложите детям, участвовавшим в разыгрывании ситуации, поменяться ролями тот, кто изображал школьника, станет строгим учителем и наоборот : Разыграйте исходную ситуацию снова. После повторного разыгрывания желательно обсудить с детьми, что каждый из них почувствовал новой роли, изменились ли его чувства по отношению к человеку, которого он изображал.

4. Упражнение "СТАНЕМ ДРУГИМИ"

Цель: формирование нового опыта взаимоотношений в процессе общения.

Данное упражнение проводится как продолжение ролевого разыгрывания тревожащих ситуаций. Перед проведением этого упражнения дети обсуждают, какие черты характера проявились в данной ситуации у ее участников (конфликтность, агрессивность, неуверенность в себе). Затем предлагается вновь разыграть ситуацию с условием демонстрации в ней противоположных черт. Например: конфликтный герой должен всех примирять, агрессивный _ успокаивать ссорящихся, неуверенный - охотно браться за любое дело и поручение.

5. Изготовление «талисмана»

Цель: снижение ситуативной тревожности и повышение уверенности.

Ход:

-Ребят, а вы знаете, что такое талисман (амулет, оберег) - это магический предмет, который вас оберегает. Считается, что амулеты могут приносить удачу, предупреждать об опасности, улучшать самочувствие. Талисман придает силу и делает нас уверенными в себе.

-И так за работу. Все приготовили простые карандаши, фломастеры, ножницы? Сейчас я раздадам листы и заготовки, мы начинаем работать.

6. Игра «Школа для животных»

Цель игры: снятие страха перед школой, ускорение адаптации к школе. Процедура игры. Игра состоит из 2 этюдов.

Из общего числа детей отбираются те дети, которые боятся школы. Каждый ребёнок по желанию выбирает для себя роль какого-либо животного (трясущегося от страха зайца, агрессивного тигра). «Животные» рассаживаются за парты, входит «учитель» (ведущий) и начинает урок. «Животные» ведут себя в соответствии со своей ролью.

Если у детей есть страх не перед школой, а перед учителем, то один из детей играет учителя : «Здравствуйте, звери! Кто выучил домашнее задание?»

7. Игра «Школа для людей» (20-25 мин.).

Цель: изменение отношения к школе на позитивное, снятие страха.

Если в первом этюде допускались различные звериные ситуации, то во втором школа представлена как нечто светлое, возвышенное, доброе. Проводится урок рисования. Дети рисуют сюжет «ШКОЛА». Один из детей выполняет роль учителя. Можно модифицировать урок рисования. «Учитель» рисует на доске какую-либо фигуру (круг, квадрат). Дети перерисовывают эту фигуру, «учитель» обязательно хвалит тех, у кого получается хороший рисунок.

8. Рисование страха

Цель: выявление положительных сторон учителя, снижение стараха перед ним.

Можно нарисовать "страшного" учителя, а потом сделать с рисунком то, что захочет ребенок. Можно нарисовать два рисунка: один на тему "Как я боюсь Марь Иванну", а второй - "Как я ее не боюсь". Затем можно спросить ребенка, что же все-таки хорошего есть в учительнице, пусть ребенок постарается назвать хотя бы одно качество учителя, которое ему нравится. Если это получилось - ваша работа по снятию страха оказалась эффективной.

9. Упражнение «Мой учитель»

Цель: закрепление позитивного восприятия учителя.

Ход занятия: дети рисуют своего учителя.

Вопросы ведущего: Как зовут твоего учителя? Какой он, расскажи?

Комментарии для ведущего: после того как участники нарисуют, необходимо обсудить рисунки.

10. Упражнение «репетиция»

Цель: снятие тревожности и страха ответа.

Психолог проигрывает со школьником ситуации, вызывающие у того тревогу. Например, школьник как бы отвечает у доски, психолог исполняет роль «строгого учителя», «насмешливого одноклассника», детально отрабатывая способы действия учащегося. Полезным оказывается также, когда психолог, не предупреждая об этом заранее школьника, меняет тон разговора с ним - становится нетерпеливым, прерывающим собеседника, недовольным слушателем.

11. Сказка о Котенке, или Чего мне волноваться?

Возраст : 6-10 лет.

Направленность: Страх сделать что-либо неправильно. Боязнь школы, ошибок, оценок.

Жил-был в одном сказочном городе маленький Котенок. У него были мама и папа, а еще он ходил в школу. Да-да, даже в сказочном городе маленькие котята тоже ходят в школу.

Но наш Котенок не любил ходить в школу. Он всегда капризничал, когда собирался туда по утрам. Потом он долго беспокоился, пока ехал в школу в автобусе. Дальше — больше: почти все уроки Котенок чуть не плакал от страха, прячась за книжкой, чтоб его ненароком не заметил учитель. Обратно домой он пробирался по дворам, не дожидаясь своих друзей.

Мама Котенка очень огорчалась, когда узнавала об этом. И однажды, укладывая сыночка спать, мама-кошка подоткнула ему одеяло потеплее, погладила по шерстке и спросила: «Малыш, я вижу, ты не хочешь ходить в школу? Почему?» — «Я все время боюсь, мама,— признался котенок,— боюсь ехать в автобусе, боюсь сидеть на уроке и боюсь идти по улице со зверятами из нашего класса». «Чего тут бояться?» — удивилась мама.

— Ах, мама ты ничего не понимаешь. Я все время беспокоюсь, что я что-нибудь сделаю не так: в автобусе я боюсь, что на повороте шлепнусь на пол, и все будут смеяться. В школе я боюсь, что неправильно отвечу и учительница поставит мне двойку. А на улице я боюсь, что все зверята начнут бегать наперегонки или кидать шишки — кто дальше, и вдруг у меня не получится и никто не будет со мной дружить?» — сказал Котенок и чуть не расплакался — так ему стало себя жалко.

— Ну ладно, не горюй, малыш,— ласково сказала мама-кошка. — Я тебе помогу. Но это завтра, а сейчас пора спать.

Обрадовался Котенок и заснул довольный. А мама задумалась: «Чем же помочь моему малышу?» Думала-думала и придумала.

Наутро мама дала Котенку коробочку с леденцами и сказала так: «Это не простые конфеты, а волшебные. Как только начнешь бояться что-то сделать не так, достань одну конфетку, съешь и скажи три раза волшебные слова: Чего мне волноваться?— и все пройдет».

Вечером Котенок прибежал из школы радостный и закричал: «Ура! Мамочка, я сегодня ничего не боялся, и в школе получил пятерку, и прибежал быстрее всех! Какие замечательные волшебные конфеты!» Мама-кошка улыбнулась и сказала: «Малыш, я хочу раскрыть тебе один секрет. Дело в том, что я дала тебе не волшебные, а самые обыкновенные конфеты».— «Как обычные? — не поверил котенок. — А почему же я не боялся, почему пятерку получил и бежал быстрее всех? Ты меня, наверное, обманываешь?».— «Не обманываю,— сказала мама. — Я на самом деле положила в коробочку самые обычные леденцы. А раз они не волшебные, то помочь тебе они никак не могли. Значит, ты сам себе помог. Ты поверил в свои силы и победил страх. Значит, ты прогнал его навсегда, мой маленький герой».

Как здорово, что я больше не буду беспокоиться! — закричал котенок. — Это замечательно, что я победил свой страх сам! Я, наверное, сейчас даже сам бы засмеялся, если бы шлепнулся на пол. Это же совсем не так обидно. Ну-ка!— сказал Котенок и немедленно шлепнулся на пол, растянувшись наподобие морской звезды. — Ха-ха! Как забавно! Это скорее весело, чем обидно. Пожалуй, нужно попробовать еще получить двойку.

— Ну-ну, что еще за фокусы? — заволновалась мама-кошка. — Зачем тебе двойка! Перестань, пожалуйста баловаться.

— Ну что ты, мама, про двойку это я пошутил, просто пошутил. А если ты начинаешь за меня беспокоиться — съешь конфетку и скажи три раза «Чего мне волноваться?» и все пройдет. Проверенное средство!

Вопросы для обсуждения

Почему Котенок не хотел ходить в школу? Чего и почему он

боялся?

Чем волшебные слова помогли Котенку?

Придумай сам новые, более сильные волшебные слова.

Публикации по теме:

Чтение русской народной сказки «У страха глаза велики» Конспект открытого занятия по развитию речи во второй младшей группе Тема: «Чтение русской народной сказки «У страха глаза велики». Образовательная.

Профилактика детских страхов «Игры и упражнения на преодоление страха»Профилактика детских страхов «Игры и упражнения на преодоление страха» Что такое страх? Чего боятся наши дети? Профилактика детских страхов. Игры и упражнения на преодоление страха. Поговорим о детских страхах.

Занятие по развитию речи и рассказыванию сказки «У страха глаза велики»Занятие по развитию речи и рассказыванию сказки «У страха глаза велики» 26 марта прошло занятие по развитию речи «Рассказывание сказки «У страха глаза велики»». Цель данного занятия: вспомнить известные русские.

Конспект НОД в подготовительной к школе группе «У страха глаза велики» Тема: «У страха глаза велики». Образовательная область: Речевое развитие Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Физическое.

Конспект занятия по коррекции страха и злости у детей старшего дошкольного возраста Материалы: Теневой театр, часики Эмоций, мешочек Зла и Добра, музыка для релаксации. Ход занятия. 1. Дети показывают сказку о Психее используя.

Конспект занятия по теме «Ложь из страха в младшем школьном возрасте» Занятие проводится с детьми, которые лгут по причине недоверия к родителям, из страха, что их накажут. Занятие направлено на гармонизацию.

Консультация для педагогов «Природа детского страха и способы их коррекции» Природа детских страхов. Страх — психическое состояние, возникающее на основе инстинкта самосохранения как реакция на действительную или.

Консультация для родителей «Подвижные игры на избавление от страха темноты» Консультация для родителей «Подвижные игры на избавление от страха темноты» Очень часто ребятишки боятся темноты, представляя себе различных.

Обучение пересказу старших дошкольников русской народной сказки «У страха глаза велики»Обучение пересказу старших дошкольников русской народной сказки «У страха глаза велики» Цель: Составление пересказа русской народной сказки «У страха глаза велики» посредством наглядного моделирования и драматизации. Задачи:.

Консультация «Понятие страха в современной детской психологии» Понятие страха в современной детской психологии. Страх - это специфическое острое эмоциональное состояние, особая чувственная реакция, проявляющаяся.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Упражнения на отработку страха учителя и страха оценки в младшем школьном возрасте
Опубликовано: 30 мая 2018 в 21:10
+31Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Упражнения на отработку страха учителя и страха оценки в младшем школьном возрасте» (включая файлы) размещена пользователем Кристина Колесникова (УИ 1534604) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД