Людмила Козлова
Конспект НОД в подготовительной к школе группе «У страха глаза велики»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «У страха глаза велики».
Образовательная область: Речевое развитие
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Физическое развитие».
Цель: развитие связной и монологической речи.
Задачи:
Образовательные:
- Познакомить детей с содержанием русской народной сказки. Довести до понимания детей двойной смысл названия сказки: «У страха глаза велики». Помочь понять присутствие юмора в поступках героев. Продолжить учить понимать предметно-схематические модели по содержанию произведения.
Публикация «Конспект НОД в подготовительной к школе группе „У страха глаза велики“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- «У страха глаза велики», сказка
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2018
- Продолжить учить детей связно, последовательно, выразительно, эмоционально и грамматически правильно пересказывать содержание сказки (по моделям). Упражнять в образовании существительных с суффиксами преувеличения.
Развивающие:
-Развивать умение передавать эмоциональные состояния с помощью мимики. -Развивать внимание, память, наглядно- образное мышление.
Воспитательные:
Воспитывать у детей умение оценивать пересказ сказки сверстниками.
Методические приемы:
-игровой,
- наглядный,
- словесный,
-прктический
- проблемно-поисковый,
-поощрение.
Формы работы:
Фронтальная,
индивидуальная,
подгрупповая,
совместная.
Материал: текст сказки, презентация по сказке, мяч, модели к сказке. Ход занятия:
1. Упражнение «Говорящая мимика».
- Ребята, представьте, что вы хмуритесь, как осенняя тучка (брови сдвинуты, глаза из-под лобья).
- А сейчас вы - человек, который сердится, изобразите это как? (недовольное лицо).
- А теперь улыбнитесь, как улыбается солнышко (на лице улыбка)
- Покажите, как пугается заяц, увидевший волка. Вы широко раскрыли глаза, некоторые открыли рот. Точно, видно, что заяц испугался.
- Ребята, а что такое страх? ( ответы детей и обобщение ответов: страх - это когда кто-то чего-то боится).
- А чего можно испугаться? ( ответы детей: темноты, чужого человека, грома, сказочного существа и т. п.).
- Ребята, как можно избавиться от страха? (ответы детей).
- А мы с вами узнаем «прогонялку», с помощью, которой можно прогнать страх.
Страх, страшок, страшилка.
Брысь, брысь, брысь!
В смех, смешок, смешинку
Превратись! (выполняется с движениями, 2 раза)
Я к вам пришла не с простыми руками. В моей корзиночке есть сказочные персонажи. Я их сейчас выставлю, а вы мне скажете из каких они сказок?
– В какой сказке живёт бабка? (Воспитатель достаёт рисунок бабки.)
– В какой сказке живёт внучка? (Воспитатель достаёт рисунок внучки).
– В какой сказке живёт курочка? (Воспитатель достаёт рисунок курочки).
– В какой сказке живёт мышка? (Воспитатель достаёт рисунок мышки).
– В какой сказке живёт зайчик? (Воспитатель достаёт рисунок).
– А в какой сказке эти герои живут все вместе?
- Я вас хочу познакомить со сказкой, где с главными героями случилась история, где они испугались того, чего бояться не надо.
А чтобы попасть в сказку, надо взяться за руки и чё тко повторять за мной волшебные слова:
Ра-ра-ра – в сказку нам идти пора,
Ги-ги-ги – нам, зайчонок, помоги.
(детям предлагается присесть).
2. Чтение русской народной сказки «У страх глаза велики» .
3. Беседа по содержанию сказки.
Воспитатель:
- Как называется эта сказка? (ответы детей).
- Как вы понимаете название сказки? (Когда человек пугается, основной чертой его мимики являются большие выпученные глаза) - От чего это происходит? (От неизвестности) Воспитатель: Вспомните, как начинается сказка. (Жили-были)
Воспитатель: Совершенно верно, эта сказка начинается со слов, с которых начинаются многие русские народные сказки «жили-были», а далее мы узнаем, кто главные герои сказки. Вспомните кто.
Воспитатель добивается, чтобы дети назвали героев с точной характеристикой, анализируя, почему так названы герои:
• Бабушка-старушка, потому что старенькая,
• внучка-хохотушка, потому что много хохочет,
• курочка-клохтушка, потому что клохчет,
• мышка-норушка, потому что живет в норке.
- Как называют в сказке бабушку, внучку, курочку и мышку? (ответы детей - водоносы).
- Как вы думаете, почему они так названы? От каких двух слов образовалось это слово? ( ответы детей: воду - носить).
- Какие ведра были у водоносов? (ответы детей) - воспитатель выставляет модели и голосом выделяет: у бабушки - большие (басом, у внучки - поменьше (обычным голосом, у курочки - ещё меньше (тонким голосом, с чем сравнивали вё дра: у курочки - с огурчиком; у мышки - маленькое, малюсенькое (писк) с наперсточек.
- Откуда брали воду наши водоносы? ( ответы детей: бабушка из колодца; внучка из колоды (колода - это такое толстое бревно, середина которого выдолблена и залита водой; курочка из лужицы; мышка из поросячьего копытца) - воспитатель показывает на моделях.
- Когда несли воду, он как плескалась? ( ответы детей: у бабушке - тре-е-х,пле-е-х; у внучки - трех, плех; у курочки - трех-трех, плех-плех; у мышки - трех-трех-трех, плех-плех-плех) - воспитатель показывает на моделях.
- Кто почудился героям сказки? ( ответы детей: бабушке - медведь, как она про него говорила с испуга - медведище - показать, какие глаза были; внучке - волк страшный, как можно назвать большого сильного волка - волчище; курочке - лиса; мышке - кот, котище, покажите мышку; зайцу - четыре охотника, и все с собаками).
что же на самом деле произошло? ( ответы детей и обобщение ответов детей: все герои сказки испугались, а сами даже не знали чего на самом деле).
-А может ли быть так, что мы испугаемся и глаза будут очень большие от испуга? Да, так тоже бывает. Иногда так испугаешься, что глаза действительно станут большими.
- Какими словами заканчивается сказка? ( ответы детей: у страха глаза велики : чего нет, и то видят).
- Как вы понимаете эти слова? (ответы детей).
– Ребята, есть такая же пословица, как и название нашей сказки: «У страха глаза велики». Как вы понимаете эту пословицу? В каких случаях так говорят? (Когда людям от страха чудится то, чего нет на самом деле).
- Как вы думаете, ребята, могли ли герои сказки, после того, что с ними случилось, посмеяться над собой? (Да, они испугались, того, чего не надо было бояться. (донести до детей юмор сказки).
4. Физминутка «Стали дети ровно в круг».
Стали дети ровно в круг,
А затем присели вдруг.
Дружно сделали прыжок,
И над головой - хлопок.
А теперь все дружно
Прыгнем через лужу!
А сейчас идем по кругу,
Улыбаемся друг другу. (Движения по тексту)
5. Игра «Закончи предложение». (С мячом)
– А теперь поиграем в игру «Закончи предложение». Я начинаю предложение, а вы заканчиваете словами из сказки.
– У бабушки были большие вёдра, а у внучки – ….(поменьше).
– У мышки вёдра были с напёрсток, а у курочки – (с огурчик).
– Внучка брала воду из колоды, а бабушка – (из колодца).
– Мышка брала воду из поросячьего копытца, а курочка – (из лужицы).
– Бабушка испугалась и на лавку упала, а внучка – (за бабушку спряталась).
– Курочка на печку взлетела, а мышка – (под печку схоронилась).
– Бабушке привиделся медведще, а мышке – (котще).
6. Воспитатель:
– Ребята, сказку, которую вы услышали, будем пересказывать. Чтобы легче было пересказывать, я предлагаю опираться на картинки с героями заменителями.
– Как вы думаете, что это за герои?
Перед вами картинки-схемы с героями заменителями. Чтобы использовать эти схемы при пересказе, расставим их в нужном порядке.
7. Пересказы детей по частям.
Детям, которые уже пересказывали, предлагается внимательно слушать и затем оценить пересказы сверстников.
8. Оценка пересказов (по вопросам воспитателя, если дети затрудняются)
- Чем пересказ больше всего понравился и почему?
- Кто сумел передать чувство страха?
Чему же нас учит сказка? (ответы детей)
9. Рефлексия. Вопросы детям:
- С какой сказкой мы познакомились? Что помогло вам запомнить сказку? Что было трудным?
- Скажите, эта сказка смешная или грустная! (смешная, потому что все герои испугались того, чего нет на самом деле, а грустная, потому что все герои оказались трусливыми. Нам и смешно и грустно одновременно. Ведь и бояться то было нечего, всё началось с яблока, которое к нам прикатилось из сказки, именно оно упало зайцу на голову. А наши герои выдумали себе страхи сами, когда зайка бросился к ним под ноги).
- Чему вас научила эта сказка? (Быть смелым и решительным, если чего-то испугался, нужно подумать, на самом ли деле это так страшно и постараться преодолеть страх.)
– Вот и закончилось наше путешествие по сказке, надо возвращаться домой. Давайте встанем и повторим волшебные слова: «Ра-ра-ра – возвращаться нам пора»