Светлана Митяева
Упражнения на дифференциацию фонем
▼ Скачать + Заказать документы
Упражнение 1
Цель. Дифференциация гласных звуков.
Оборудование. Картинки - символы с изображением волка, малыша и птички; кружки трёх цветов.
Логопед раздаёт детям картинки - символы с изображением волка, малыша и птички и объясняет: «Волк воет: у - у - у, малыш плачет: а - а - а, птичка поёт: и - и - и». Услышав звук, дети поднимают соответствующую картинку.
В работе с гласными можно использовать и другие символы:
поезд гудит: у - у - у;
мама качает малыша: а - а - а;
пароход гудит: ы - ы - ы;
Публикация «Упражнения на дифференциацию фонем» размещена в разделах
девочка стонет от боли (у неё болит зуб): о-о- о и т. д.
Чтобы разнообразить игру можно предложить детям вместо картинок кружки трёх цветов: красный соответствует звуку а, жёлтый - и, зелёный - у.
Упражнение 2
Цель. Дифференциация гласных звуков.
Оборудование. Картинки - символы; буквы.
Логопед произносит ряд гласных звуков: а, о, и, у, о, а, э, ы, у, ы, о, а, и, э, о, у, ы и т. д. Дети должны показать картинку-символ или букву-символ определённого гласного звука, услышав его среди других гласных.
Игру можно усложнить, включив в ряд кроме гласных согласные звуки, например: а, о, р, м, и, л, к, ш, ы, ж, э, х, а, в, с, т, у, п и т. д.
Упражнение 3
Цель. Дифференциация гласных звуков.
Оборудование. Буквы, символы звуков.
Детям предлагается прослушать слоги различной структуры, например: эх, ус, ма, да, ок, гул, кра, зол, аст и др. и выделить определённый гласный звук, назвав его, хлопнув в ладоши, подняв соответствующую букву или цветовой символ.
Игру можно разнообразить, предложив вместо слогов односложные слова.
Упражнение 4
Цель. Дифференциация гласных звуков.
Оборудование. Одноцветные кружки.
Детям раздаётся по несколько одноцветных кружков. Логопед произносит 1, 2 или 3 гласных звука, например: ау, а, иао, с и т. д.
Дети должны выложить столько кружков, сколько гласных они услышали.
Упражнение 5
Цель. Дифференциация гласных и согласных звуков.
Оборудование. Кружки трёх цветов.
У детей на столах по три кружка, разных по цвету, например: красный, жёлтый, зелёный. Логопед объясняет, что красный кружок соответствует звуку а, жёлтый - у, зелёный - и. Когда дети запомнят это, логопед произносит сочетания из этих звуков сначала по два звука: ау, уи, аи; затем по три звука: ауи, аиу, уиа, уаи, иуа, иау. Дети должны разложить на столах разноцветные кружки в определённой последовательности.
Аналогичным образом проводится работа по дифференциации согласных фонем.
Упражнение 6 "Прогулка на велосипедах".
Цель. Дифференциация звуков [с] - [ш].
Оборудование. Картинки - символы.
- Логопед говорит: "Сейчас мы поедем кататься на велосипедах. Проверим, хорошо ли надуты шины. Подкачаем еще насосом: ссс. (Дети имитируют) Слышите, воздух шипит: шшш…"
- Будьте внимательны, если я покажу картинку с изображением насоса, вы должны сказать: ссс., а если с изображением шины - шшш.
Подобным образом проводится игра "Жук и комар" со звуками ззз и жжж.
Упражнение 7 "Угадай, кто поет"
Цель. Дифференциация звуков [т] - [ть].
Оборудование. Картинки - символы.
- Поехал поезд в далекий путь: "т-т-т". Птичка песенку поет: "ть-ть-ть".
Взрослый поочередно, не спеша, многократно произносит слоги, где звуки т и ть сочетаются с разными гласными (ты-ты-ты; ти-ти-ти; тё-тё-тё; то-то-то; ту-ту-ту; тю-тю-тю; та-та-та; тя-тя-тя, а дети показывают соответствующие картинки. Потом взрослый показывает картинки, а ребенок поет соответствующую песенку.
Упражнение 8 Найди место для своей картинки
Цель. Активизация словаря, дифференциация различных звуков.
Оборудование. Картинки, в названии которых, есть звуки [ш] и [ж].
Описание игры. Дети сидят за столами. Педагог показывает им картинки, где изображен шар. Педагог говорит: «Когда выходит воздух из шара, слышно: ш-ш-ш-ш. Эту картинку я кладу с левой стороны стола». Затем показывает им картинку, где изображен жук, и напоминает, как жук жужжит: ж-ж-ж-ж. «Эту картинку я ставлю с правой стороны стола. Сейчас я буду показывать и называть картинки, а вы слушайте, в названии какой из них будет звук [ш] или [ж]. Если услышите звук [ш], то картинку надо положить слева, а если услышите звук [ж], то ее надо положить справа». Педагог показывает, как нужно выполнить задание, потом вызывает поочередно детей, которые называют показываемые картинки.
Картинки надо подбирать так, чтобы произнесенные звуки соответствовали их написанию. Нельзя брать такие слова, где звук [ж] стоит в конце слова или перед глухим согласным.
Упражнение 9 Не ошибись
Цель. Дифференциация звуков [с] - [з].
Оборудование. Картинки «Свисток» и «Звонок».
Описание игры. Детям дают по две картинки. На одной нарисован свисток, на другой - звонок. Картинку со свистком дети берут в левую руку, со звонком - в правую. Педагог показывает им и называет картинки, в названии которых есть звуки [с] или [з], немного выделяя голосом эти звуки. Если в слове есть звук [с], то дети поднимают картинку со свистком и говорят: с-с-с., А если звук [з], то - со звонком и говорят: з-з-з. Повторяя игру, можно вводить картинки, в названии которых нет ни того, ни другого звука. В таком случае дети не должны поднимать свои картинки.
Упражнение 10 Найди свою картинку
Цель. Дифференциация звуков [л] - [р] в словах.
Оборудование. Картинки, в названии которых есть звук [л] или [р]. На каждый звук подбирают одинаковое количество картинок.
Описание игры. Педагог раскладывает картинки рисунком вверх, затем распределяет детей на две группы и говорит им, что одна группа будет подбирать картинки на звук [л], а другая - на [р]. Подойдя к своей группе,
ребенок хлопает по ладони впереди стоящего и становится в конце группы, а тот, кто оказывается первым, идет за следующей картинкой и т. д. Когда все дети возьмут картинки, обе группы поворачиваются лицом друг к другу и называют свои картинки. При повторении игру можно немного видоизменить: выигрывает та группа, которая быстрее подберет свои картинки.