МААМ-картинки

Упражнения и игры, способствующие развитию межполушарных связей у дошкольников (2 фото)

Наталья Мотовилова
Упражнения и игры, способствующие развитию межполушарных связей у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Авторы: Шумилова Наталья Андреевна, Арзамасцева Вера Викторовна.

Упражнения и игры, способствующие развитию межполушарных связей у дошкольников

В последние десятилетия психологи, педагоги, врачи констатируют катастрофическое нарастание количества детей с проблемами в поведении и обучении. Каждый воспитатель в процессе своей профессиональной деятельности нередко сталкивается с невнимательными, неорганизованными, неспособными сосредоточиться и верно выполнить предложенную работу детьми. В дальнейшем, придя в школу, эти дети имеют проблемы в чтении, при письме делают большое количество нелепых ошибок, испытывают трудности в счете и т. д.

Публикация «Упражнения и игры, способствующие развитию межполушарных связей у дошкольников» размещена в разделах

Чаще всего, дело не в том, что ребенок не старается или не хочет учиться и быть успешным. Причина этих проблем в особенностях строения мозга, а так же в несформированности у него межполушарных связей. Если межполушарное взаимодействие не сформировано, происходит неправильная обработка информации и возникают сложности в обучении. Оно дается ребенку тяжело, появляется нелюбовь к учебе, возможно развитие психосоматических заболеваний. Страдают такие психические процессы, как восприятие, внимание, пространственная ориентация, речь, память, эмоциональное реагирование, моторика и др., которые являются основными, определяющими успешность развития ребенка.

В развитии и поведении ребенка всегда можно заметить определенные признаки, указывающие на разобщенность в работе двух половинок мозга. Вот некоторые из них:

• плохая координация;

• слабое переключение с одного движения на другое;

• несоблюдение последовательности движений;

• общая моторная неловкость;

• плохое развитие мелкой моторики пальчиков и кистей рук;

• слабая или неправильная артикуляция, речевые задержки;

• отклонения в психическом развитии (память, мышление, внимание, воображение);

• инфантильность в поведении;

• слабая познавательная мотивация (ребенку не интересно узнавать новое, он не стремится к этому);

• агрессивность, плаксивость, негативизм и т. д.

Такие дети нуждаются в специализированной помощи, которую отчасти могут получить в дошкольном учреждении. Дошкольный возраст – наиболее благоприятный период для развития мозговых структур, а, следовательно, и интеллекта, межполушарных связей и психических процессов. Межполушарное взаимодействие – это особый механизм объединения левого и правого полушария головного мозга в единую, целостно работающую систему. Правильность взаимодействия полушарий зависит от наличия устойчивых и прочных нейронных связей между ними. Если происходит нарушение в механизме этих связей, то одно полушарие берет на себя почти всю нагрузку, а другое полушарие блокируется. Это ведет к различным нарушениям в развитии и обучении. Чем лучше будут налажены межполушарные связи, тем выше у ребёнка будет интеллектуальное развитие, память, внимание, речь, воображение, мышление и восприятие.

Опираясь на опыт ученых и педагогов, мы подобрали для своей коррекционной работы с детьми ряд специальных игр и упражнений, с помощью которых можно улучшить межполушарное взаимодействие, расширить границы возможностей ребенка, стимулировать развитие его познавательных процессов.

Мы используем игры и упражнения на развитие тонкой моторики кистей рук, координации движений, пространственной ориентации, различных видов восприятия, внимания, памяти, кинезиологические упражнения.

Для повышения эффективности мыслительной работы детей игры и упражнения включаем в образовательную деятельность по познавательному развитию, развитию речи, ознакомлению с окружающим миром. Кинезиологические упражнения применяются ежедневно во время физкультминуток, утренней гимнастики. Так же ежедневно отводим время в индивидуальной работе с детьми на выполнение упражнений с последующим их усложнением.

Хотелось бы поделиться некоторыми нейропсихологическими играми, которые мы используем на индивидуальных и подгрупповых занятиях с детьми.

Игры и упражнения на развитие тонкой моторики кистей рук, координации движений, пространственной ориентации.

1) «Прикосновения»

Ход: Когда ребенок дотрагивается до какого-то предмета, держит в руках, ощупывает его, мозг фиксирует и запоминает ощущения, полученные при помощи пальцев. Мозг запоминает информацию, полученную по тактильным каналам. И в следующий раз, увидев тот же предмет, ребенок уже будет представлять, каковы его тактильные свойства.

Для игры потребуются предметы, сделанные из различных материалов: стекла, дерева, меха и т. д. Их следует положить на стол возле ребенка, завязать ему глаза. Предложить определить, что именно за предмет у него в руках.

2) «Слепые шаги»

Ход: Ребенок с завязанными глазами стоит спиной к воспитателю.

Инструкция: «Если я дотронусь до головы, сделай шаг вперед, если дотронусь до правого плеча – шаг вправо, если до левого плеча – шаг влево, если дотронусь до спины – сделай шаг назад». Данное упражнение отлично развивает быстроту реакции, ловкость, умение ориентироваться в пространстве, опираясь на слух.

Игры и упражнения на развитие различных видов восприятия, внимания, памяти.

1) Рыба, птица, зверь (для детей с 4 лет)

Цель: развитие переключения внимания, памяти, мышления.

Ход: Дети сидят в кругу. Ведущий указывает по очереди на каждого игрока и произносит: «Рыба, птица, зверь, рыба, птица, зверь, рыба…» Тот игрок, на котором остановилась считалка, должен быстро назвать, в данном случае, рыбу. Названия не должны повторяться.

Вариант с мячом. Ведущий бросает мяч каждому ребенку по очереди и называет любое обобщающее слово (мебель, транспорт, овощ, фрукт, цветок, посуда, ягода, напиток и т. д.). Ребенок, поймавший мяч, быстро говорит подходящее слово.

2) Игра «Фигуры»

Цель: расширение объема запоминания зрительной информации, анализ пространственной организации стимулов.

Ход: Ведущий предлагает рассмотреть, запомнить и построить самим изображение фигуры из палочек. Время фиксации фигуры — 3 секунды. Количество палочек постепенно увеличивается, фигуры усложняются. При затруднениях можно снизить количество элементов, увеличить время фиксации фигуры, применить вербальный анализ фигуры.

3)Игра «Вспоминаем знакомые движения»

Цель: активизация долговременной двигательной памяти.

Ход: Ребенку предлагают выполнять символические движения: «подуть на свечу», «помыть руки, лицо, уши», «пускать мыльные пузыри», «играть на дудочке», «погладить кошку», «вытереть пыль», «слепить снежок» и т. п. Все действия выполнять как правой, так и левой рукой.

На следующем этапе можно проводить как «игру-загадку» в подгруппе: один ребёнок выполняет задуманное им самим движение, а остальные угадывают, что он делает. Первый угадавший загадывает свою «загадку».

Кинезиологические упражнения.

Кинезиология – наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения.

Такие упражнения улучшают мыслительную деятельность, синхронизируют работу полушарий, налаживают координацию, способствуют улучшению запоминания, повышают устойчивость внимания,снижают утомляемость и повышают эмоционально-волевую устойчивость.

Немного об условиях успешного выполнения кинезиологических упражнений:

1. Основным условием является точное выполнение движений и приёмов, педагог обязан сначала сам освоить все упражнения, а затем уже обучать детей.

2. Работа проводится как левой, так и правой рукой поочерёдно, так и согласованная работа обеих рук одновременно.

3. Продолжительность занятий зависит от возраста и может составлять от 5-10 до 20-35 минут в день.

4. Заниматься необходимо ежедневно.

В этом блоке мы используем такие упражнения, как:

1) «Лезгинка»

Ход: Ребенок складывает левую руку в кулак, большой палец отставляет в сторону, кулак разворачивает пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикасается к мизинцу левой. После этого одновременно меняет положение правой и левой рук в течение 6—8 смен позиций. Необходимо добиваться высокой скорости смены положений.

2) «Кулак-ребро-ладонь»

Ход: Ребенку нужно запомнить три положения: ребро, кулак, ладонь. Если ребенок может быстро сделать одной рукой, то нужно подключать вторую руку.

3) «Швейная машинка»

Ход: Левой рукой совершаются вращательные движения вперед (пальцы левой руки сжаты в кулак). Указательный палец правой руки совершает ритмичные постукивания по столу. Смена положения рук. Выполняется под счет.

4) «Яблочко и червячок»

Ход: Большой палец это червячок. Червячок прячется то в одном яблочке, то в другом.

5) «Здорово –о,кей»

Упражнения и игры, способствующие развитию межполушарных связей у дошкольников
Фото №1 Авторы Шумилова Наталья Андреевна Арзамасцева Вера Викторовна

Зеркальное рисование.

Помимо развития моторики обеих рук, оно отлаживает естественные функции мозга, позволяя каждому полушарию реализовывать собственный способ восприятия и переработки информации.

Начинать обучение зеркальному рисованию можно с раннего возраста. Для упрощения задания на листе можно провести вертикальную линию.

Принципы обучения:

• от простого к сложному,

• 1 картинка за 1 раз,

• длительность занятия не более 5 минут,

• ребенку не должно быть слишком просто.

Проведи по линиям сразу обеими руками:

Для детей старшего дошкольного возраста можно использовать специальные прописи:

Применение приемов улучшения межполушарного взаимодействия в системе занятий оказало положительное влияние на уровень развития интеллекта у детей. Дети, выполнявшие эти упражнения, стали смышленее и любознательнее; стали включаться в деятельность более активно, начали лучше воспринимать информацию. У детей стало преобладать произвольное внимание над непроизвольным.

Качество двигательных навыков стало значительно выше, трудности переключения с одного вида движения на другое заметно сократились. В режимных моментах и при выполнении какого-либо задания дети начали удерживать алгоритм последовательности действий. Дети с удовольствием участвуют в играх, стараются правильно выполнять задания, это заряжает их энергией и позитивом.

Мы стараемся вовлечь родителей в эту интересную и нужную работу. Для них составили рекомендации, позволяющие качественно выполнять упражнения с ребенком дома.

Такие коррекционные занятия, по нашему мнению, помогут устранить многие проблемы при подготовке к школьному обучению, будут способствовать успешному развитию ребенка.

Публикации по теме:

Дидактические игры и упражнения для развития речи дошкольников с использованием художественного слова 1. Узнай сказку, потешку, рассказ (по отрывку). Цель: Развивать память детей, внимание, желание и умение по отрывку узнавать сказку, потешку,.

Дидактические игры и упражнения по развитию речи детей с ОВЗ в средней группеДидактические игры и упражнения по развитию речи детей с ОВЗ в средней группе У нормально развивающегося ребенка развитие речи начинается рано. В процессе лепета формируются предпосылки фонематического слуха, развивается.

Игры и игровые упражнения для дошкольников Вид игры (игровое упражнение).Описание игры (игрового упражнения). 1. Игра (игровое упражнение,направленная на формирование умения выделять.

Игры и упражнения для развития речи дошкольниковИгры и упражнения для развития речи дошкольников "Кто кем был или что чем было" (активизация словаря и расширение знаний об окружающем) Кем или чем раньше был цыплёнок -яйцом, лошадь.

Игры и упражнения для развития речи дошкольников Воспитатель ГБДОУ №11 Приморского района г. Санкт-Петербург Майкова Юлия Павловна «Чей это голос?» Цель игры: Различать взрослых животных.

Игры и упражнения на развитие зрительного внимания у дошкольников из личного опытаИгры и упражнения на развитие зрительного внимания у дошкольников из личного опыта Очень важно развивать у дошкольников наблюдательность, способность при рассматривании предметов замечать у них отличительные черты, признаки.

Консультация для родителей «Игры и упражнения для дошкольников на развитие межполушарных связей». В наше время бурно развивается наука и техника, на нас и наших детей обрушивается огромное количество информации. В школах в свою очередь.

Консультация для родителей «Игры, способствующие развитию речи у дошкольников» Хочу предложить Вашему вниманию игры, которые разовьют мышление и речевые навыки Вашего ребёнка. 1. Весёлые фонарики: Вместе с малышом лягте.

Математические игры и игровые упражнения для старших дошкольниковМатематические игры и игровые упражнения для старших дошкольников "Ручеёк" Цель:Закрепление состава числа Игра проводится с цифрой 7, 8,9,10 Игровой материал:набор цифр от 1 до 10 на каждого ребёнка. Ведущий.

Подвижные игры и игровые упражнения в зимний период на прогулке для старших дошкольниковПодвижные игры и игровые упражнения в зимний период на прогулке для старших дошкольников Подвижные игры на прогулке зимой-это очень замечательно!Зимой холодно и поэтому намного лучше не стоять на месте и не прогуливаться,а двигаться.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Упражнения и игры, способствующие развитию межполушарных связей у дошкольников
Опубликовано: 29 апреля 2020 в 20:19
+26Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Упражнения и игры, способствующие развитию межполушарных связей у дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Мотовилова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД