Наталья Мотовилова
Упражнения и игры, способствующие развитию межполушарных связей у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Авторы: Шумилова Наталья Андреевна, Арзамасцева Вера Викторовна.
Упражнения и игры, способствующие развитию межполушарных связей у дошкольников
В последние десятилетия психологи, педагоги, врачи констатируют катастрофическое нарастание количества детей с проблемами в поведении и обучении. Каждый воспитатель в процессе своей профессиональной деятельности нередко сталкивается с невнимательными, неорганизованными, неспособными сосредоточиться и верно выполнить предложенную работу детьми. В дальнейшем, придя в школу, эти дети имеют проблемы в чтении, при письме делают большое количество нелепых ошибок, испытывают трудности в счете и т. д.
Публикация «Упражнения и игры, способствующие развитию межполушарных связей у дошкольников» размещена в разделах
Чаще всего, дело не в том, что ребенок не старается или не хочет учиться и быть успешным. Причина этих проблем в особенностях строения мозга, а так же в несформированности у него межполушарных связей. Если межполушарное взаимодействие не сформировано, происходит неправильная обработка информации и возникают сложности в обучении. Оно дается ребенку тяжело, появляется нелюбовь к учебе, возможно развитие психосоматических заболеваний. Страдают такие психические процессы, как восприятие, внимание, пространственная ориентация, речь, память, эмоциональное реагирование, моторика и др., которые являются основными, определяющими успешность развития ребенка.
В развитии и поведении ребенка всегда можно заметить определенные признаки, указывающие на разобщенность в работе двух половинок мозга. Вот некоторые из них:
• плохая координация;
• слабое переключение с одного движения на другое;
• несоблюдение последовательности движений;
• общая моторная неловкость;
• плохое развитие мелкой моторики пальчиков и кистей рук;
• слабая или неправильная артикуляция, речевые задержки;
• отклонения в психическом развитии (память, мышление, внимание, воображение);
• инфантильность в поведении;
• слабая познавательная мотивация (ребенку не интересно узнавать новое, он не стремится к этому);
• агрессивность, плаксивость, негативизм и т. д.
Такие дети нуждаются в специализированной помощи, которую отчасти могут получить в дошкольном учреждении. Дошкольный возраст – наиболее благоприятный период для развития мозговых структур, а, следовательно, и интеллекта, межполушарных связей и психических процессов. Межполушарное взаимодействие – это особый механизм объединения левого и правого полушария головного мозга в единую, целостно работающую систему. Правильность взаимодействия полушарий зависит от наличия устойчивых и прочных нейронных связей между ними. Если происходит нарушение в механизме этих связей, то одно полушарие берет на себя почти всю нагрузку, а другое полушарие блокируется. Это ведет к различным нарушениям в развитии и обучении. Чем лучше будут налажены межполушарные связи, тем выше у ребёнка будет интеллектуальное развитие, память, внимание, речь, воображение, мышление и восприятие.
Опираясь на опыт ученых и педагогов, мы подобрали для своей коррекционной работы с детьми ряд специальных игр и упражнений, с помощью которых можно улучшить межполушарное взаимодействие, расширить границы возможностей ребенка, стимулировать развитие его познавательных процессов.
Мы используем игры и упражнения на развитие тонкой моторики кистей рук, координации движений, пространственной ориентации, различных видов восприятия, внимания, памяти, кинезиологические упражнения.
Для повышения эффективности мыслительной работы детей игры и упражнения включаем в образовательную деятельность по познавательному развитию, развитию речи, ознакомлению с окружающим миром. Кинезиологические упражнения применяются ежедневно во время физкультминуток, утренней гимнастики. Так же ежедневно отводим время в индивидуальной работе с детьми на выполнение упражнений с последующим их усложнением.
Хотелось бы поделиться некоторыми нейропсихологическими играми, которые мы используем на индивидуальных и подгрупповых занятиях с детьми.
Игры и упражнения на развитие тонкой моторики кистей рук, координации движений, пространственной ориентации.
1) «Прикосновения»
Ход: Когда ребенок дотрагивается до какого-то предмета, держит в руках, ощупывает его, мозг фиксирует и запоминает ощущения, полученные при помощи пальцев. Мозг запоминает информацию, полученную по тактильным каналам. И в следующий раз, увидев тот же предмет, ребенок уже будет представлять, каковы его тактильные свойства.
Для игры потребуются предметы, сделанные из различных материалов: стекла, дерева, меха и т. д. Их следует положить на стол возле ребенка, завязать ему глаза. Предложить определить, что именно за предмет у него в руках.
2) «Слепые шаги»
Ход: Ребенок с завязанными глазами стоит спиной к воспитателю.
Инструкция: «Если я дотронусь до головы, сделай шаг вперед, если дотронусь до правого плеча – шаг вправо, если до левого плеча – шаг влево, если дотронусь до спины – сделай шаг назад». Данное упражнение отлично развивает быстроту реакции, ловкость, умение ориентироваться в пространстве, опираясь на слух.
Игры и упражнения на развитие различных видов восприятия, внимания, памяти.
1) Рыба, птица, зверь (для детей с 4 лет)
Цель: развитие переключения внимания, памяти, мышления.
Ход: Дети сидят в кругу. Ведущий указывает по очереди на каждого игрока и произносит: «Рыба, птица, зверь, рыба, птица, зверь, рыба…» Тот игрок, на котором остановилась считалка, должен быстро назвать, в данном случае, рыбу. Названия не должны повторяться.
Вариант с мячом. Ведущий бросает мяч каждому ребенку по очереди и называет любое обобщающее слово (мебель, транспорт, овощ, фрукт, цветок, посуда, ягода, напиток и т. д.). Ребенок, поймавший мяч, быстро говорит подходящее слово.
2) Игра «Фигуры»
Цель: расширение объема запоминания зрительной информации, анализ пространственной организации стимулов.
Ход: Ведущий предлагает рассмотреть, запомнить и построить самим изображение фигуры из палочек. Время фиксации фигуры — 3 секунды. Количество палочек постепенно увеличивается, фигуры усложняются. При затруднениях можно снизить количество элементов, увеличить время фиксации фигуры, применить вербальный анализ фигуры.
3)Игра «Вспоминаем знакомые движения»
Цель: активизация долговременной двигательной памяти.
Ход: Ребенку предлагают выполнять символические движения: «подуть на свечу», «помыть руки, лицо, уши», «пускать мыльные пузыри», «играть на дудочке», «погладить кошку», «вытереть пыль», «слепить снежок» и т. п. Все действия выполнять как правой, так и левой рукой.
На следующем этапе можно проводить как «игру-загадку» в подгруппе: один ребёнок выполняет задуманное им самим движение, а остальные угадывают, что он делает. Первый угадавший загадывает свою «загадку».
Кинезиологические упражнения.
Кинезиология – наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения.
Такие упражнения улучшают мыслительную деятельность, синхронизируют работу полушарий, налаживают координацию, способствуют улучшению запоминания, повышают устойчивость внимания,снижают утомляемость и повышают эмоционально-волевую устойчивость.
Немного об условиях успешного выполнения кинезиологических упражнений:
1. Основным условием является точное выполнение движений и приёмов, педагог обязан сначала сам освоить все упражнения, а затем уже обучать детей.
2. Работа проводится как левой, так и правой рукой поочерёдно, так и согласованная работа обеих рук одновременно.
3. Продолжительность занятий зависит от возраста и может составлять от 5-10 до 20-35 минут в день.
4. Заниматься необходимо ежедневно.
В этом блоке мы используем такие упражнения, как:
1) «Лезгинка»
Ход: Ребенок складывает левую руку в кулак, большой палец отставляет в сторону, кулак разворачивает пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикасается к мизинцу левой. После этого одновременно меняет положение правой и левой рук в течение 6—8 смен позиций. Необходимо добиваться высокой скорости смены положений.
2) «Кулак-ребро-ладонь»
Ход: Ребенку нужно запомнить три положения: ребро, кулак, ладонь. Если ребенок может быстро сделать одной рукой, то нужно подключать вторую руку.
3) «Швейная машинка»
Ход: Левой рукой совершаются вращательные движения вперед (пальцы левой руки сжаты в кулак). Указательный палец правой руки совершает ритмичные постукивания по столу. Смена положения рук. Выполняется под счет.
4) «Яблочко и червячок»
Ход: Большой палец это червячок. Червячок прячется то в одном яблочке, то в другом.
5) «Здорово –о,кей»
Зеркальное рисование.
Помимо развития моторики обеих рук, оно отлаживает естественные функции мозга, позволяя каждому полушарию реализовывать собственный способ восприятия и переработки информации.
Начинать обучение зеркальному рисованию можно с раннего возраста. Для упрощения задания на листе можно провести вертикальную линию.
Принципы обучения:
• от простого к сложному,
• 1 картинка за 1 раз,
• длительность занятия не более 5 минут,
• ребенку не должно быть слишком просто.
Проведи по линиям сразу обеими руками:
Для детей старшего дошкольного возраста можно использовать специальные прописи:
Применение приемов улучшения межполушарного взаимодействия в системе занятий оказало положительное влияние на уровень развития интеллекта у детей. Дети, выполнявшие эти упражнения, стали смышленее и любознательнее; стали включаться в деятельность более активно, начали лучше воспринимать информацию. У детей стало преобладать произвольное внимание над непроизвольным.
Качество двигательных навыков стало значительно выше, трудности переключения с одного вида движения на другое заметно сократились. В режимных моментах и при выполнении какого-либо задания дети начали удерживать алгоритм последовательности действий. Дети с удовольствием участвуют в играх, стараются правильно выполнять задания, это заряжает их энергией и позитивом.
Мы стараемся вовлечь родителей в эту интересную и нужную работу. Для них составили рекомендации, позволяющие качественно выполнять упражнения с ребенком дома.
Такие коррекционные занятия, по нашему мнению, помогут устранить многие проблемы при подготовке к школьному обучению, будут способствовать успешному развитию ребенка.