Лариса Некипелова
Упражнения для развития речевого дыхания у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Качество речи, её громкость, плавность во многом зависят от речевого дыхания. Дыхание - это физиологический процесс, включающий в себя две фазы - вдох и выдох. Послушайте, как дышит ребёнок, не затруднено ли у него носовое дыхание, не приходится ли малышу держать рот открытым.
Дыхание можно разделить на два вида - речевое и неречевое.
Неречевое дыхание состоит из вдоха и выдоха, примерно равных по продолжительности.
Речевое дыхание отличается от неречевого тем, что вдох менее продолжительный, чем выдох.
Публикация «Упражнения для развития речевого дыхания у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Дыхательная гимнастика и упражнения
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речевого дыхания
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Для того, чтобы можно было произнести развернутую фразу с правильной интонацией, нужно развивать речевое дыхание. Так же речевое дыхание важно для постановки отсутствующих звуков. Произнесение большинства звуков русского языка требует сильной, направленной воздушной струи, выработка которой проводится одновременно с артикуляционной гимнастикой.
Отрабатывая правильное речевое дыхание придерживайтесь следующих рекомендаций:
• Вдох через нос, выдох осуществляется ртом.
• Губы при выдохе немного открыты («трубочкой»).
• Выдох должен быть продолжительным и плавным.
• Предметы, предлагаемые ребёнку для выполнения упражнений должны находиться на уровне рта ребёнка.
• Плечи не поднимать.
• Необходимо следить за тем, чтобы не надувались щёки (для начала их можно придерживать руками).
• Нельзя много раз подряд повторять упражнения (не более 3-5 раз, так как это может привести к головокружению.
• Осанка ребёнка должна быть правильной (спину держать прямо, не сутулиться, не опускать плечи)
• Помещение предварительно проветрить перед проведением дыхательной гимнастики.
Для тренировки речевого дыхания я использую различные игры. Слежу за тем, чтобы ребёнок не делал судорожных, резких вдохов с поднятием плеч и напряжением. Вдох должен быть спокойным. Кроме того, упражнения на дыхание утомляют ребёнка, поэтому не следует заниматься ими долго, достаточно несколько минут, так как длительное дутьё и длительный фиксированный выдох могут вызвать головокружение.
«Узнай овощ, фрукт»
(развитие глубокого вдоха)
Взрослый и ребёнок рассматривают и называют овощи или фрукты, лежащие на блюде. Взрослый делает надрез, а ребёнок нюхает и запоминает запах овощей, фруктов. Взрослый предлагает ребёнку с завязанными глазами, понюхать и отгадать по запаху предложенный ему овощ, фрукт.
«Шарик надуваем и сдуваем»
(развитие физиологического дыхания)
Ребёнок ложится на спину, левую руку кладет на живот, а правую на грудь. По команде взрослого ребёнок вдыхает - выпячивая живот («шарик надувается», и выдыхает - втягивая живот («шарик сдувается»).
«Буря в стакане»
Предложите ребёнку сделать вдох носом и выдохнуть в трубочку, конец которой находится в стакане, наполовину наполненном водой.
«Футболисты»
Поочерёдно, взрослый и ребёнок, дуют на ватный шарик («футбольный мячик», стараясь забить гол в ворота («карандаши»). Следить, чтобы вдох производился через нос, а выдох был плавным и сильным, губы «трубочкой».
«Снежинка»
Предложите ребёнку легким, длительным ротовым выдохом сдуть с ладони (на уровне рта ребёнка) снежинку из бумаги.
«Бабочка»
На уровне рта ребёнка подвешены на ниточках бумажные бабочки, птички, лис-точки. Предложите ребёнку плавно подуть (губы «трубочкой»).
«Кораблики»
Предложите ребёнку подуть на сделанные из бумаги кораблики, плавающие в тазу с водой, - то плавно, то быстрее - и проследить за движением корабликов.
«Фокус»
Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на вер- хнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а по середине языка был же-лобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх.