Светлана Юдина
Упражнения для развития фонематического слуха «Звук [М]»
▼ Скачать + Заказать документы
Упражнения для развития фонематического слуха
(на примере звука [м])
1. «Поймай звук». Взрослый называет слова, ребенок должен хлопнуть в ладоши, когда услышит слово со звуком [м].
2. «Выбирай-ка».
а) Взрослый называет 3-4 слова, ребенок должен запомнить и назвать только слова со звуком [м]. Например, «мост, пальто, мыло, плащ»- «мост, мыло».
Публикация «Упражнения для развития фонематического слуха „Звук [М]“» размещена в разделах
- Буква М и звуки [М], [М’]. Конспекты занятий
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие фонематического слуха
- Темочки
б) Взрослый читает предложение, ребенок запоминает и называет слова со звуком [м].
3. «Послушай, запомни, повтори». Взрослый называет цепочку слогов (присоединяя к изучаемому звуку гласные, ребенок повторяет в той же последовательности. Например, «ма-мо-му-мы, (повтор ребенком, мо-му-мы-ма (повтор ребенком, му-мы-ма-мо (повтор ребенком)».
4. «Доскажи словечко». Взрослый называет слоги и просит ребенка вспомнить слова с такими звукосочетаниями. Например, «ма» - макароны, зима, башмаки; «мы» - камыши, мысли, сомы; и т. д. Здесь местоположение слога не имеет значения.
5. «Кто больше?». Взрослый и ребенок поочередно называют слова со звуком [м]. Можно разнообразить и усложнить задание, называя слова из определенной категории. Например, дни недели, времена года, профессии, животные, растения, овощи, фрукты, насекомые, посуда и т. д. А также уточнить местоположение звука : в начале, в середине или в конце слова.
6. «Где живет буква?» Потребуется полоска бумаги, которая будет макетом слова, и карточка с буквой «м». Взрослый называет слова с буквой «м», ребенок определяет место [м] в слове и кладет карточку в начале полоски-слова, если звук первый, в конце полоски, если звук последний в слове и в середину, если звук слышим не первым и не последним, т. е. он в середине слова.
….
7. «Цепочки слов». Аналог всем известных «Городов». На последний звук заданного предыдущим игроком слова игрок последующий называет свое слово. Образуется цепочка слов: альбом-мастер-ракета-август-турист-…
8. «Найди пару». Взрослый называет пару слов, ребенок вслушивается в слова и называет общие звуки или буквы. Например, друг, ведро, забор. Общий звук [р]. На начальном этапе игры можно голосом выделять общий звук.