Татьяна Рындина
Упражнения для обучения старших дошкольников чтению
▼ Скачать + Заказать документы
Упражнения для обучения старших дошкольников чтению
Космические слова
Как легко научить ребенка читать? — Конечно, отправиться в путешествие к далекой планете. Произносите «усеченные» слова: вместо Мама — …ама, вместо чайник — …айник и так далее. Меняйте места пропуска звуков – в начале, в середине, в конце слова. Задача дошкольника – угадать «космическое» слово.
Звуковая цепочка
Публикация «Упражнения для обучения старших дошкольников чтению» размещена в разделах
«Звуковая цепочка» – не что иное, как вариант хорошо знакомой всем игры в города. Кроме того, что она веселая, она еще и очень полезная для ума. Каждый последующий участник называет слово на тот звук, на который закончилось предыдущее.
Мягкие и твердые
Эта игра предназначена для того, чтобы научить малыша различать твердые и мягкие согласные.
Пример диалога. Ползут две змейки: мама и дочка. Меньшая шипит: СЬ-СЬ-СЬ, а взрослая отвечает: С-С-С. Угадай, кто это? (Вы произносите:СЬ-СЬ-СЬ, малыш отвечает: маленькая змейка и так далее).
Вот дует тихий ветерок: ФЬ-ФЬ-ФЬ, а вот сильный: Ф-Ф-Ф.
Вот едет легковая машинка: ВЬ-ВЬ-ВЬ, а вот грузовой КамАЗ: В-В-В.
Вот летит крошечный жук: ЗЬ-ЗЬ-ЗЬ, а вот огромный, рогатый: З-З-З и дальше по образцу.
Гласные и согласные
Обучение технике чтения гласных и согласных звуков – необходимая составляющая. Поведайте крохе сказку о том, что у него в ротике живут звуки. Но их охраняет злой дракончик (пошевелили язычком).Кое-какие звуки ему нравятся, и он легко выпускает их погулять: А, О,У, И, Ы. Эти звуки надевают алые костюмчики (в том случае, если звучит гласный, мамочка поднимает красный прямоугольник).
Прочие звуки дракончик не любит и всячески им мешает: то дверцы прикроет (М-М и губы, то шипеть заставит (Ш-Ш, то хрипеть (Х-Х, то фыркать (Ф-Ф). Эти звуки наряжаются в костюмчики синего цвета.
«Выпускайте» из домика разные звуки. Используйте таблички для обозначения гласного и согласного звуков (прямоугольники красного и синего цветов).
Игра на соединение звуков в слоги
Звуки – очень дружные ребята. Но им надо немного помочь – познакомить. Например, со звуком С очень хочет подружиться звук А. Вы бросаете мяч, и говорите: «А», ребенок возвращает его Вам и отвечает: «СА». А теперь к ним пришел звук И. Вы: «И», детеныш: «СИ»!
Необычные буквы
Нередко обучение чтению малышей бывает неправильным. Главное требование – говорить согласный без примеси гласного. Сравните:
можно: [М], неверно: [ЭМ]
можно: [С], неверно: [СЭ]
«Угостите» чадо необычными вещицами: шнурками, палочками, веточками, скрепок, крупами, макаронами. Ему наверняка понравится украшать ими буквы или строить новые!
Буквы для раскрашивания
Изобразите буквы по принципу: контур вокруг белого поля. Такие буквы здорово раскрашивать или штриховать волнами или просто разноцветными полосками.
Паровозик Буковка
Для этой игры пригодится наборное полотно и буквы. Как вариант – магниты и холодильник в качестве «доски». Наверху домик-вокзал, там ждет буква И. К ней спешит буква М. Когда поезд подъезжает, буквы встречаются, и выходит слог МИ.
Попробуйте поиграть наоборот. На станции ждет звук Б. На поезде спешит У (дошкольник поет его, пока поезд «не приедет»). Как только поезд подходит к станции, локомотив дает гудок (присоединяем согласный Б). После чего, дошкольник повторяет весь слог целиком.
Интересно, что русский язык включен в десятку самых красивых языков мира. А если послушать полиглотов, которым довелось «штурмовать» русский, они утверждают, что ничего труднее нет. Знаменитые кубики Н. Зайцева – признанный способ обучения иностранных студентов. Автор сумел систематизировать и доходчиво «изложить» непростую звуковую систему нашей речи.