Nelli Glebova
Упражнения для индивидуальной работы по подготовке к письму
Развитие руки
• «Весёлый карандашик»
Цель: Формирование двигательной активности и гибкости пальцев кистей рук, развитие слухо - моторных координаций, чувства ритма.
Учить подражать действиям педагога, понимать его словесные установки.
Ход: Возьмите неотточенный карандаш (или два карандаша, зажмите его между ладонями и потрите
(Дети перекатывают карандаш между ладонями.)
-Послушайте, как он “ шуршит. ” Разогреем ладошки. “Пошумим “ у правого уха,у левого. А теперь я послушаю, как он” шумит “ у вас (наклоняется то к одному, то к другому ребёнку). Молодцы!
• «Подними пальчики».
Публикация «Упражнения для индивидуальной работы по подготовке к письму» размещена в разделах
Ход: Руки лежат на столе ладонями вниз. Нужно поднять пальчики по одному сначала на одной руке, потом на другой. Затем упражнение повторяется в обратном порядке.
• «На зарядку становись!».
Ход: Руки лежат в том же положении. Нужно по очереди поднять пальчики сразу на обеих руках. Начинаем с мизинцев, заканчиваем большими пальчиками.
• «Ванька – встанька».
Ход: Ребенок зажимает карандаш средним и указательным пальчиками. Затем пальчики начинают «делать зарядку», то есть опускаться и подниматься вместе с карандашом. При движении нужно пальчики держать вместе и не уронить карандаш.
• «Шаги».
Ход:Будем шагать по столу пальчиками. Зажимаем карандаш между указательным и средним пальчиками (карандаш придерживается второй фалангой пальцев). И в таком положении делаем шаги пальчиками по столу. Нужно шагать, крепко зажав карандаш, чтобы не уронить его. Шаги получаются очень маленькие.
Подготовка техники к письму
• «Пианист»
Ход:Малыш кладет ручки на твердую поверхность стола ладошками вниз. Необходимо поднимать пальчики по очереди. Сначала поднимаем пальчики одной руки, потом – другой. Повторяем упражнение наоборот, т. е. с другой руки.
• «Новая волна»
Ход:Ручки малыша лежат на твердой поверхности, как в упражнении 1. Только теперь нужно поднимать пальчики друг за дружкой на разных руках в одно и то же время. Начинать следует с мизинчиков.
• «Скрепочка»
Ход:Малышу следует напрячь средний и указательный пальчики и зажать между ними карандаш так, чтобы он не выскользнул. Затем нужно опускать и поднимать пальцы, стараясь, чтобы карандаш не выскользнул.
• «Волшебные палочки»
Ход:Счетные палочки, карандаши, трубочки, ручки в количестве 10 или 15 штук выкладываем на твердую поверхность. От малыша требуется ловкость для того, чтобы собрать все палочки по очереди, используя только одну руку, а потом снова их выложить по очереди на рабочую поверхность. Важно собирать и выкладывать палочки именно по одной. И нельзя помогать себе другой рукой.
• «Ловкие шаги»
Ход:Снова напрячь средний и указательный пальчики и зажать между ними карандаш так, чтобы он не выскользнул (как в упражнении 3). Лучше держать письменный прибор на уровне вторых фаланг пальцев. Теперь с этим карандашом, так, чтобы тот не упал, делаем пальчиками очень маленькие перемещения (шажки) по рабочей поверхности стола. Нужно «пройти всю доступную поверхность в пределах территории, куда дотягивается рука малыша.
Аналитико-синтаксическая деятельность
• «Узнай по описанию, что это?»
Ход:Педагог раскладывает перед ребенком картинки. Педагог дает задание:
«Назови, что изображено на картинках. Что объединяет все эти картинки?»
• «Ну-ка, угадай-ка»
Ход: Педагог раскладывает перед ребенком все предметы. Педагог описывает предмет, а ребенок должен угадать о каком предмете идет речь.
- Колеса, кабина, руль, кузов. Это что?
-Обложка, картинки, листы. Это что?
- Фрукт, круглый, растет на дереве. Это что?
• «Опиши игрушку»
Ход:В начале педагог раскладывает перед ребенком картинки. Педагог описывает предмет, называя его признак, а дети должны какой предмет, описывает педагог.
- плавает, но не рыба; - колючий, но не зверь;
- птица, но не летает; - круглый, но не игрушка.
• «Кто главный герой сказки?»
Ход:Педагог ставит перед детьми куклу и начинает ее описывать (ее одежду, обувь, глаза, волосы и т. д.). Далее педагог ставит перед детьми машинку, и дети самостоятельно начинают ее описывать
• «Важные детали»
Ход:Педагог предлагаются детям два предмета, мало связанные между собой. Ребенок должен назвать, как можно больше общих признаков для этих предметов.
Формирование элементарных графических навыков
• Прямые дорожки
Ход:Ребенка просят провести линию посередине прямой дорожки, не съезжая с нее и не отрывая карандаша от бумаги.
• Фигурные дорожки
Ход:Ребенка просят провести фигурную дорожку, при прохождении дорожки ребенку следует стараться, как можно более точно следовать всем изгибам и поворотам линии.
Карандаш не должен отрываться от бумаги, и лист во время выполнения задания не переворачивается.
• Рисование по точкам
Ход:Ребенка прося соединить точки согласно инструкции под рисунками. Карандаш не отрывается от листа бумаги, лист фиксируется и его положение не изменяется.
• Рисование по контурам
Ход:Ребенка просят соединить точки для того, чтобы получился завершенный рисунок
• Рисование по клеточкам
Ход:На бумаге в клеточку ребенка просят продолжить узор по заданному образцу.