Александр Владимирович Гришин
Управление вниманием учащихся при использовании мультимедийных презентаций
▼ Скачать + Заказать документы
При подборе цвета в мультимедийных презентациях важно знать, как цвет влияет на психику и восприятие информации. По мнению специалистов к взаимодополняющим цветам относятся три пары: красный – зеленый; желтый – фиолетовый, синий – оранжевый. При таком сочетании цветов не возникает новых оттенков, а происходит лишь взаимное повышение насыщенности и яркости. Например, красные буквы выглядят более насыщенными на зеленом фоне, а зеленые на красном; цветовой контраст усилится, если очертить буквы черным контуром, но ослабнет, если их очертить белым контуром. Кроме того, цвет оказывает воздействие на психическое самочувствие: зеленый, голубой цвет успокаивает сангвиника и холерика, клонит ко сну флегматика, располагает к замкнутости меланхолика; красный и алый цвет действует возбуждающе на все типы центральной нервной системы.
Публикация «Управление вниманием учащихся при использовании мультимедийных презентаций» размещена в разделах
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2024
Также следует помнить, что выделение шрифта другим цветом при чтении текста способствует лучшему восприятию и закреплению материала в долговременной памяти. Чем короче, компактнее и выразительнее текст, тем больше шансов на то, что его прочтут и запомнят.
Основные требования к оформлению презентаций :
1. Презентацию выстраивают по принципу диафильма, где каждый слайд представляет собой законченный эпизод.
2. Детьми лучше всего воспринимаются слайды, на которых есть картинки; текст составляет не более 3 предложений, выделены ключевые слова, а размер шрифта составляет не менее 24 пунктов.
3. Объем презентации должен быть разумный и среднем содержать 10-12 файлов (время экспонирования слайдов на экране во время объяснения материала должно быть таким, чтобы учащиеся успели рассмотреть предлагаемый материал, проделать с ним мысленно необходимые операции и соотнести с пояснениями учителя; при этом временные промежутки между слайдами должны учитывать возрастные особенности учащихся и сложность предъявляемого материала, а сами слайды – должны быть равномерно распределены в течение всего урока. Например, при длительности урока 45 мин. время экспонирования каждого слайда из 10-слайдовой презентации – не более 3 мин., т. е. 30 мин. – работа в презентацией + 15 мин. – вступительная и заключительная речь учителя).
4. Текстовый материал должен строиться так, чтобы прослеживались логические связи между излагаемыми понятиями.
5. Большой объем текста плохо воспринимается с экрана, поэтому нужно использовать короткие предложения. Если материал объемный – его размещают на нескольких отдельных слайдах.
6. На экране не должно быть сплошного текста или сплошных перечислений (текст лучше разбивать маркерами или нумерацией); желательно во всей презентации использовать один и тот же шрифт, одинаковые маркеры или стиль нумерации, т. е. избегать излишней «пестроты» слайдов (восприятие содержания учебного материала будет успешнее, если оно не отвлекается другими яркими и разнообразными стимулами – см. константность восприятия).
7. Использование фрагментов видеоинформации и анимации может значительно усилить эффект презентации, при этом создаваемый видеоряд должен быть помощником, а не отвлекающим маневром, дать возможность сосредоточится на главном.
Оптимально, когда текстовые блоки презентации :
не перегружены длинными предложениями, дозированы;
озвучиваются учителем лишь частично (во избежание перегрузки зрителей лишней информацией);
по возможности структурируются в таблицы, схемы (понятные для детей);
имеют выделения ключевых моментов (при помощи цвета, шрифта, анимации);
появляются в строго задуманное время;
проверены на предмет грамматических, стилистических ошибок и неточностей.
Основные требования к видеоряду, иллюстрирующему текст:
- оптимальное количество изображений (объем восприятия 7 ± 2 объекта одномоментно, для младших школьников нужно ориентироваться на нижнюю границу нормы, т. е. не более 5 объектов на слайде);
- соответствующий тексту подбор картинок, рисунков, портретов, фото, таблиц, диаграмм (их размер должен занимать не менее 1/8 – 1/4 части поля, иначе они плохо воспринимаются);
- точный просчет времени выхода наглядных изображений на экран и оптимальное время их демонстрации.
Следует помнить, что понимание информации протекает успешнее, если:
- вся презентация выдержана в едином стиле (заголовки, шрифт, цветовое решение);
- соблюдается принцип контраста и плавной смены изображений;
- информация предъявлялась педагогом в четкой логической последовательности, не перегружена по объему;
- теоретические положения иллюстрировались конкретными примерами (картинками, схемами, диаграммами и т. п. ,
- учебный материал излагался на доступном уровне с учетом имеющихся знаний и уровня развития мышления учеников.