Валентина Стасюк
Управление социально-психологическим климатом организации
▼ Скачать + Заказать документы
В условиях перехода России к инновационной экономике, развития организаций, эффективность деятельности любой организации определяется большим количеством факторов, как внешних, так и внутренних. Несомненно, внешние факторы оказывают влияние на экономическое развитие организации, но также необходимо учитывать и воздействие внутренних факторов, которые организация может контролировать и приспосабливать для достижения своих целей. Прежде всего, это формирование благоприятного социально – психологического климата организации.
Публикация «Управление социально-психологическим климатом организации» размещена в разделах
Актуальность данной темы диктуется запросами практики, обусловленными усилившимися в наши дни коллективным характером человеческой деятельности и актуальными проблемами эффективности организации управления людьми, регуляции развертывающихся между ними отношений, использования воспитательных и психотерапевтических воздействий, влияющих на самочувствие и производственные показатели. Соответственно, каков будет социально – психологический климат в организации, таков будет результат деятельности самой организации.
Целью исследования является изучение социально – психологического климата в педагогическом коллективе ДОО и разработка рекомендаций по управлению социально – психологическим климатом.
Анализ социально – психологического климата в ДООО
Основной целью анализа является выявление возможностей и потребностей педагогического коллектива, степени сплоченности коллектива, уровня удовлетворенности трудом и условиями труда.
С целью анализа существующего социально – психологического климата в педагогическом коллективе, а также для определения возможных направлений управленческой деятельности по созданию благоприятного социально – психологического климата, были выделены следующие критерии:
– возрастная структура педагогических работников;
– образовательная структура педагогических работников;
– педагогический стаж работы;
– удовлетворенность работников профессиональной деятельностью и условиями труда;
– сформированность социально – психологического климата в коллективе.
Такие социально-демографические характеристики, как пол, возраст, образование имеют существенное значение в формировании социально – психологического климата коллектива.
В данном случае коллектив разновозрастный, самую большую долю занимают работники в возрасте 30-55 лет (60%, что достаточно характерно для образовательной организации. Меньше всего в коллективе людей в возрасте до 55-60 лет (9%) и в возрасте старше 60 лет (11%).
Разница в возрасте между членами коллектива в некоторых возрастных категориях превышает 15 лет. В данном коллективе действительно существует расслоение на возрастные группировки, что снижает возможность эффективного профессионального и межличностного общения.
Образовательные уровни представлены следующим образом: наибольшее количество занимает уровень высшего образования (74%, специалисты со средним профессиональным образованием занимают 23%, 1 педагогический работник с незаконченным высшим образованием (3%).
На основании полученных данных, делаем вывод о том, что 9% работников, имеющие педагогический стаж работы менее одного года, могут нуждаться в профессионально мотивационной поддержке и создании ситуации успеха на рабочем месте. 20% педагогических работников от 1 года до 10 лет испытывают потребность в профессиональном самосовершенствовании и перспективах карьерного роста (как вертикального, так и горизонтального, дифференцированных методах мотивации и стимулирования труда.
37% работников, имеющие стаж свыше 20 лет, склонны к профессиональным деформациям, снижению личной заинтересованности в достижении результата деятельности образовательной организации.
Распределение по половому признаку выглядит следующим образом: мужчины – 1 человек, женщины – 34 человека.
Коллектив преимущественно женский, что неизбежно влечет за собой наличие личных конфликтов. Для мужчин в труде более важны: содержательность труда и престижность высокого заработка; для женщин – удобный режим работы и хорошие условия труда, а также хорошие отношения с руководящим составом. Это необходимо учитывать при разработке содержания управленческой деятельности по формированию благоприятного социально – психологического климата.
В соответствии с целью исследования, была проанализирована удовлетворенность педагогических работников своей профессиональной деятельностью и условиями работы.
Для этого было проведено анкетирование по материалам Орла В. Е. [28, с. 109 – 116].
Полностью удовлетворены профессией – 39%, скорее удовлетворены – 3%, испытывают нечто среднее между удовлетворенностью и неудовлетворенностью – 43%, скорее неудовлетворены – 9% и совершенно неудовлетворены – 6% опрошенных.
При ответе на вопрос, исследующий удовлетворенность условиями труда, получены следующие результаты:
– размером заработной платы удовлетворены 14% опрошенных;
– скорее удовлетворены – 57% отпрошенных;
– затрудняются с ответом – 12%;
– скорее неудовлетворены – 14%;
– полностью неудовлетворены размером заработной платы – 3%
Мы можем говорить о престижности выбранной респондентами профессии:
– Полностью удовлетворены престижностью – 40% опрошенных;
– Скорее удовлетворены престижностью – 28% опрошенных;
– Затруднились с ответом – 23% опрошенных;
– Скорее неудовлетворены престижностью – 9% опрошенных;
– Полностью неудовлетворенных престижностью выбранной профессии в коллективе нет.
Подавляющее большинство коллектива испытывает удовлетворение от отношений с руководством организации (57% и 29%, при этом 9% затрудняются ответить и 5% испытывают неудовлетворенность от подобных отношений.
Полностью удовлетворены отношениями в коллективе – 26% сотрудников, скорее удовлетворены – 31%, затрудняются – 26%, 12% – скорее неудовлетворены и 5% опрошенных испытывают полное неудовлетворение от отношение, сложившихся в педагогическом коллективе.
Следующим условием труда являлась организация деятельности и оценка ее удовлетворенностью. Результаты:
– Удовлетворены – 46%;
– Скорее удовлетворены – 31%;
– Затрудняются – 17%;
– Скорее неудовлетворены – 6%;
– Полностью неудовлетворенных нет.
Также анализ обработки результатов данной анкеты позволил выявить интенсивность физических, интеллектуальных и психоэмоциональных нагрузок, испытываемых работниками в процессе трудовой деятельности.
Интенсивные физические нагрузки испытывают всегда 31% педагогического коллектива, иногда – 43% и совершенно не испытывают физических нагрузок – 26% работников.
Высокие интеллектуальные нагрузки свойственны 66% работников, иногда их испытывают 31% и нет интеллектуальных нагрузок у 3% работников из числа педагогического коллектива.
Психоэмоциональные нагрузки испытывают постоянно 74% человек, иногда – 20% и никогда – 6% работников.
Исходя из обобщения полученных данных, можно сделать следующие выводы:
– Удовлетворенность от выбранной профессиональной деятельности испытывают меньше половины работников организации (42%);
– Присутствует достаточно высокий уровень удовлетворенности заработной платой (71%, что является закономерным для работников современных образовательных организации;
– Практически все члены педагогического коллектива удовлетворены системой повышения квалификации (91%);
– Престижность профессии педагогического работника дошкольной образовательной организации находится на достаточно высоком уровне (68% удовлетворенных, при этом необходимо учитывать, что к данной категории отнесена группа сомневающихся, чья доля составляет 28% и может измениться в зависимости от складывающихся обстоятельств;
– Отношениями с руководителем удовлетворены 86% педагогического коллектива, а отношениями в коллективе удовлетворены 57% (что составляет чуть больше половины);
– Организация профессиональной деятельности удовлетворяет требованиям 77% сотрудников;
– Большинство работников постоянно испытывают высокие интеллектуальные и психоэмоциональные нагрузки ( что является специфическими особенностями данной профессии: целый день с детьми, постоянное общение с их родителями, с коллегами, разрешение проблем и конфликтов, решение социальных вопросов, заполнение документации, организационная рутина). Физические нагрузки занимают меньшую долю от общего количества нагрузок, что также свойственно объему нагрузок педагогических работников.
Полученные данные и сделанные выводы свидетельствуют о том, что в организации существует достаточно средний, но в целом благоприятный социально – психологический климат, но явно присутствуют некоторые проблемы в организации межличностных и деловых взаимоотношений.
Таким образом, результаты проведенного анализа свидетельствуют о необходимости организации целенаправленной управленческой деятельности по формированию социально – психологического климата в коллективе.
Полученные данные обозначили основные направления работы руководителя, необходимые для оптимизации благоприятного социально – психологического климата в коллективе :
– улучшение взаимоотношений в коллективе,
– развитие системы повышения квалификации,
– снижение интенсивности нагрузок в трудовой деятельности,
– развитие уровня контактности и открытости внутри коллектива;
– развитие системы стимулирования и мотивации и т. д.
В соответствии с названными направлениями, в следующем параграфе сформулированы рекомендации по организации управленческой деятельности в области формирования социально – психологического климата в коллективе.