Утешева Марина
Управление дошкольной образовательной организацией как структурой формирования образовательных навыков
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольное образование сегодня рассматривается как необходимая предпосылка общедоступности качественного среднего образования. Важность и значимость дошкольного образования обусловлены тем, что только в обществе сверстников, через грамотно организованные специфические виды детской деятельности - игру, конструирование, изобразительную деятельность, наблюдение и экспериментирование - у ре-бенка дошкольного возраста формируются базисные качества личности (мышление, память, внимание, воображение, речь, которые в начальной школе и на последующих ступенях позволят ему успешно обучаться по любой программе.
Публикация «Управление дошкольной образовательной организацией как структурой формирования образовательных навыков» размещена в разделах
Актуальность темы исследования объясняется ролью дошкольного образовательного учреждения в процессе формирования личности и, в частности, в процессе формирования образовательных навыков ребенка, которые впоследствии должны стать фундаментом его успешного обучения. В связи с этим перед педагогической наукой и практикой встает социально-значимая проблема поиска путей улучшения системы управления качеством образования в ДОО. Актуальность исследования также определяется необходимостью повышения уровня готовности к школе у современных дошкольников.
Готовность к школе – это совокупность определенных знаний и навыков, которыми должен владеть ребенок с целью оптимизации школьного опыта: физические и моторные навыки, социальные и эмоциональные навыки, склонность к учебе, речевые и познавательные навыки. Таким образом, основной задачей современного дошкольного образования является формирование именно этих образовательных навыков.
Объект исследования – процесс управления современной образовательной организацией.
Предмет исследования – формирование образовательных навыков дошкольников как цель и результат эффективного управления ДОУ.
Цель исследования - анализ процесса формирования образовательных навыков дошкольной образовательной организацией и разработка рекомендаций по повышению качества образовательных навыков через повышение эффективности управления ДОУ.
Для достижения цели были определены следующие задачи:
1) изучить требования к формированию образовательных навыков в дошкольной образовательной организации;
2) рассмотреть основные принципы деятельности дошкольной образовательной организации по формированию образовательных навыков;
3) раскрыть сущность управления дошкольной образовательной организацией по результатам на современном этапе;
4) проанализировать роль организационной структуры управления в ДОУ как предпосылки эффективности формирования образовательных навыков;
5) изучить опыт формирования образовательных навыков в дошкольной образовательной организации на примере МДОУ Детский сад комбинированного вида № 35 города Крымска.
В качестве гипотезы выдвигается предположение о том, что формирование образовательных навыков в дошкольной образовательной организации зависит от эффективности управления организацией.
Для достижения поставленной цели и проверки гипотезы в работе применяются следующие методы исследования: теоретический анализ и эмпирический метод, включающий наблюдение и опрос.
Научная новизна и основные результаты, выносимые на защиту.
Уточнено понятие «формирование образовательных навыков», определены условия их эффективного формирования; определена зависимость уровня сформированности образовательных навыков от качества управления ДОУ.
Практическая значимость исследования. Все результаты диссертации относятся к области управления в сфере образования. Они носят теоретико-практический характер и дополняют немногочисленные исследования управления по результатам в условиях образовательной организации. Выдвинутые нами положения могут способствовать дальнейшей разработке проблемы в целом и её отдельных составляющих, в частности формирования образовательных навыков в отдельных областях образовательной деятельности.
Структура работы включает в себя введение, основную часть из двух глав, заключение и список использованных источников.
В процессе исследования была рассмотрена сущность управления дошкольной образовательной организацией по результатам на современном этапе, изучены особенности формирования организационной структуры управления в ДОУ и основные принципы обновления деятельности ДОУ.
Под организационной структурой управления понимается целостная структура управляющей и управляемой подсистем, состоящих из звеньев, находящихся во взаимодействии и упорядоченных взаимосвязями в соответствии с местом этих звеньев в процессе управления. Повышение эффективности управления предполагает формирование необходимых организационно-педагогических условий :
- создание подлинно демократической возможности участия коллектива, каждого члена в подготовке, принятии и реализации управленческих решений;
- повышение педагогического мастерства и управленческой компетентности всех участников управления дошкольным учреждением.
Система управления может быть спроектирована как функциональная модель, включающая уровни управления и их взаимосвязи.
Основу данной модели составляют четыре взаимосвязанных уровня всех участников педагогического процесса: членов совета ДОУ, заведующего, его заместителей, воспитателей, педагогов, общественных организаций, родителей детей, посещающих ДОУ.
Для оценки продвижения дошкольного образовательного учреждения в своем развитии анализируются следующие показатели деятельности: инновационная деятельность учреждения, понимаемая как обновление содержания воспитания и обучения в соответствии с госстандартами; обновление педагогических технологий, методов и форм работы; организация учебно-воспитательного процесса, то есть самоуправление, сотрудничество педагогов, детей и их родителей в достижении целей обучения, воспитания и развития; планирование и организация разнообразной детской деятельности с учетом интересов и потребностей детей; высокий уровень мотивации всех участников педагогического процесса; комфортная предметно-развивающая и психолого-педагогическая среда в детском саду для всех участников целостного педагогического процесса; эффективность, то есть, сравнение соответствия конечных результатов запланированным.
В качестве ключевых результатов деятельности ДОУ выделяются уровень здоровья, физического и психического развития ребенка; воспитанность на основе общечеловеческих и национальных ценностей; образованность в соответствии с личностными возможностями и способностями, уровень интеллектуального развития; готовность к продолжению образования; адаптивность образовательной среды к удовлетворению образовательных потребностей личности.
Поступление в школу является переломным моментом в формировании личности ребенка. Если в дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игра, то в школе такую роль в жизни ребенка приобретает учебная деятельность. Поэтому одной из главных задач является подготовка детей к обучению в школе с учетом преемственности формирования универсальных учебных действий при переходе от дошкольного к начальному образованию. В представленном исследовании такие действия рассматриваются как образовательные навыки.
Сформулированы требования к образовательным навыкам на основе сопоставительного анализа стандартов дошкольного и начального образования. Суть этих требований сводится к обеспечению преемственности дошкольного и начального общего образования.
Выявлены пути формирования образовательных навыков, предполагающие использование в деятельности дошкольной образовательной организации таких ориентиров как принцип демократизации, принцип гуманизации, принцип дифференциации, принцип открытости образования, принцип многоукладности образовательной системы и принцип стандартизации.
Изучена деятельность дошкольной образовательной организации, использующей перечисленные принципы на практике. В качестве такого примера использовано Муниципальное Детское Образовательное Учреждение Детский сад комбинированного вида № 12 п. Хохлово. Обобщение опыта работы этой организации по формированию образовательных навыков позволило сделать вывод о наличии связи между эффективностью управления и качеством формирования навыков.
Таким образом, анализ процесса формирования образовательных навыков в дошкольной образовательной организации показал, что эти навыки у детей формируются более качественно при правильной организации управления педагогическим коллективом, то есть, гипотеза исследования подтвердилась. Выявлена также особая роль речевых навыков в этой системе, которую предполагается всесторонне оценить в ходе дальнейшего исследования.