Татьяна Ляпустина
Управленческий проект «Совершенствование методических инноваций в ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность.
В современном мире главным вопросом модернизации образования является повышение его качества, приведение в соответствие с мировыми стандартами. В Законе РФ «Об образовании» обозначено, что дошкольное образование является первой ступенью в системе непрерывного образования, что предъявляет повышенные требования к его качеству в дошкольном учреждении.
Процесс модернизации образования предъявил серьезные требования к дошкольным учреждениям, которые должны выступать гарантом защиты прав детей на развитие и образование. Ключевой вопрос модернизации – организация и внедрение в педагогическую практику образовательных организаций инновационной деятельности, направленной на проектирование стратегии обновления управления дошкольной организацией, а так же организацию инновационной методической работы с педагогическими кадрами.
Публикация «Управленческий проект „Совершенствование методических инноваций в ДОУ“» размещена в разделах
Управление качеством методической деятельности в дошкольном учреждении предполагает непосредственно участие старшего воспитателя в разработке и апробации структуры и содержания инновационной деятельности.
В условиях ФГОС ДО переход к полноценному инновационному ДОУ непрост и возможен лишь при условии создания соответствующей прогрессивной модели управления методической деятельности, которая предусматривает организацию работы в инновационном режиме.
При этом необходимы особые управленческие действия по подготовке педагогов к работе в режиме становления, формирования и развития инновационной культуры. «Инновационная культура» - это сформированная готовность педагога поддержать предстоящие изменения, высокая внутренняя убежденность, способность к целенаправленному поиску и получению новых знаний, персональная ответственность, способствующая развитию профессиональных качеств и навыков.
Новизна проекта заключается в поиске инновационных форм и методов работы с педагогическим коллективом, ориентирование методической работы на достижение и поддержание высокого качества образовательного процесса в ДОУ, содействие становлению индивидуального стиля педагогической деятельности у членов коллектива, повышении уровня творческого развития педагогов в условиях введения ФГОС и реализации ООПДО. Определение объективных направлений и этапов внедрения методических инноваций, необходимых для повышения эффективности управления ДОУ.
Цель проекта : Создание эффективной модели методического сопровождения инновационной деятельности ДОУ, способствующей повышению профессионального мастерства и компетентности педагогических кадров, личностного роста и творческих возможностей каждого педагога.
Основные задачи проекта :
В соответствие с намеченными целями были определены задачи:
1. Повысить качество образовательного процесса, уровень профессионального мастерства педагогов ДОУ.
2. Создать условия, способствующие проявлению педагогами профессиональной компетентности, творчества, реализации себя как личности.
3. Сформировать положительное отношение и потребность педагогов в инновационной деятельности.
4. Осуществить информационную, научно-методическую и психолого-педагогическую поддержку творческих поисков, активизировать экспериментально-научные исследования педагогов, нацеленные на разработку перспективных технологий развития и воспитания детей.
5. Создать единую систему мониторинга.
6. Создать современную развивающую среду для детей, родителей, педагогов.
7. Выявить и распространить инновационный опыт.
Условия реализации проекта :
Внедрение инноваций в методическую деятельность ДОУ будет успешным при реализации следующих условий:
• организована работа по повышению профессиональной квалификации педагогов;
• создан мониторинг образовательного процесса;
• ведется планомерная работа по укреплению материально – технической базы.
Направления развития программы
Инновации в управленческой методической деятельности :
• Создание «Банка инноваций»;
• Формирование структуры модели управления инновационной методической деятельности ДОУ;
• Создание нормативно-правовой базы, регламентирующей инновационную деятельность в ДОУ;
Инновации в работе с педагогическими кадрами:
• Создание системы непрерывного образования и самообразования педагогов ДОУ;
• Разработка педагогами индивидуальных образовательных маршрутов педагогического поиска;
• Индивидуализация форм и методов методической работы в зависимости от уровня профессионального мастерства педагогов;
• Использование активных методов обучения педагогов (мастер-класс, педагогические ринги, педагогические проекты, использование ИКТ.);
• Самореализационные формы повышения профессиональной квалификации (творческие конкурсы и лаборатории, публикации опыта работы в СМИ, создание банка инновационных идей, клубы по профессиональным интересам и т. д.);
• Обобщение и трансляция передового педагогического опыта (ППО);
• Использование педагогами инновационных авторских технологий;
• Дальнейшая интеграция инновационных процессов в различные направления работы ДОУ.
Инновации в содержании образования
• Адаптация и внедрение новых инновационных технологий;
• Организация дополнительных образовательных услуг.
Этапы и механизмы реализации проекта
I этап – информационно – аналитический /январь-февраль 2017 г/
Цель: Выявление инновационных потребностей ДОУ, создание информационного фонда путем сбора и анализа информации; формулирование идей и возможностей инноваций в ДОУ, планирование этапов работы;
Информационно-аналитическая деятельность:
• Мониторинг инновационного потенциала педагогов, показавший, что не все сотрудники могут грамотно организовать воспитательно-образовательный процесс в группе, но готовых, к совершенствованию профессионального уровня и повышению педагогической культуры.
• Мониторинг потребности педагогов в развитии;
• Мониторинг удовлетворенности родителей организацией работы ДОУ;
• Диагностика имеющихся организационных и материально – технических условий ДОУ;
• Формирование Банка инноваций педагогов ДОУ;
• Создание «Центров» для комплексного решения инновационных проблем;
II этап – практический /март-май 2017г/
Цель: мотивация и стимулирование педагогических работников к инновационной деятельности; исследовательская, творческая, рефлексивная деятельность педагогов; содержание образовательной деятельности.
Планово-прогностическая деятельность:
Комплекс мероприятий, обеспечивающие реализацию проекта :
• Разработка модели управления инновационной методической деятельности ДОУ;
• Организация работы «Центров» по выявлению проблем и прогнозированию результатов;
• Разработка педагогами индивидуальных образовательных маршрутов педагогического поиска;
• Разработка системы мониторинга промежуточных и итоговых результатов реализации проекта;
• Разработка Программы тьюторского сопровождения молодых педагогов «Путь к профессиональному совершенству»;
• Разработка проекта «Внедрение современных образовательных технологий, способствующих повышению профессионального уровня педагогов»
• Разработка и внедрение проекта «Повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ через самообразование».
• Разработка программы «Первый раз в первый класс!» по организации сетевого взаимодействия со школой.
• Разработка сценариев форм методической работы.
III этап – основной / июнь 2017- октябрь 2018г /
Цель: Организация эффективной системы взаимодействия участников учебно-воспитательного процесса.
• Организационная деятельность:
Мероприятия по обучению педагогов эффективным инновационным технологиям в сфере дошкольного образования.
• Использование педагогами инновационных авторских технологий;
• Организация сотрудничества социальными партнерами;
• Организация тематического контроля по применению современных образовательных технологий в воспитательно – образовательномпоцессе.
• Использование активных методов обучения педагогов (мастер-класс, методический театр, педагогические проекты, использование ИКТ.);
• Самореализационные формы повышения профессиональной квалификации (творческие конкурсы и лаборатории, публикации опыта работы в СМИ, создание банка инновационных идей, клубы по профессиональным интересам и т. д.);
• Дальнейшая интеграция инновационных процессов в различные направления работы ДОУ.
Регулятивно-коррекционная деятельность:
• Организация работы «Центров» : по внедрению проектов и программ и использованию инновационных педагогических технологий;
• по отслеживанию промежуточных результатов и по необходимости корректировки работы по реализации проекта.
IV этап – заключительный /ноябрь -декабрь 2018г/
Цель: анализ и оценка результатов реализации системы, обобщение опыта, определение перспектив дальнейшего совершенствования опыта. он предусматривает следующую работу:
• Обобщение и трансляция передового педагогического опыта (ППО);
• Мониторинг комплексной оценки уровня знаний детей, анкетирование педагогов, опрос родителей
• Подведение итогов проекта.