Елена Тарасова
Управленческий проект «Повышение профессиональной компетентности начинающего педагога»
▼ Скачать + Заказать документы
Повышение профессиональной компетентности начинающего педагога
В условиях модернизации системы образования одним их важнейших направлений деятельности дошкольных образовательных организаций является развитие кадрового потенциала.
Методическая служба нашего детского сада обеспечивает эффективный и постоянный рост профессиональной компетентности педагогов в соответствии с требованиями ФГОС ДО. Особое внимание в этом вопросе мы уделяем профессиональной подготовке и профессиональной адаптации молодых специалистов.
Публикация «Управленческий проект „Повышение профессиональной компетентности начинающего педагога“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Проекты. Проектная деятельность
- Профессии. Проекты
- Темочки
В настоящее время необходимы педагоги, способные обладать такими качествами как:
- потребность в личностном развитии и креативность;
- мотивация и готовность к инновациям;
- принятие современных приоритетов дошкольного образования;
- способность и потребность в рефлексии.
Они должны быть активными, способными к инновационной деятельности, умеющими формировать не только знания, умения и навыки детей, но и развивать их способности и личностные качества, используя достижения современной педагогики.
Реализация данных задач невозможна без соответствующего профессионального развития и подготовки начинающих педагогов.
В нашей ДОО мы ежегодно проводим комплекс мониторинговых мероприятий, который включает в себя:
- анкетирование молодых специалистов по темам «Определение затруднений педагога» и «Оценка готовности педагога к участию в инновационной деятельности»;
- самоанализ профессиональной деятельности начинающих педагогов;
- самооценку уровня своей компетентности по организации образовательного процесса;
- анкетирование родителей по теме «Отношение родителей к ДОО», где косвенно выявляется отношение родителей к работе воспитателя;
- а также тематический контроль по теме «Оценка готовности молодых специалистов к реализации ФГОС ДО».
Анализ данных мероприятий позволяет выявить проблемы и затруднения (профессиональные дефициты) у воспитателей, имеющих небольшой педагогический опыт.
НАПРИМЕР:
1. Недостаточность теоретических знаний начинающих педагогов об особенностях организации работы с детьми раннего и дошкольного возраста.
2. Недостаточность знаний и умений для организации развивающих видов детской деятельности: игровой, продуктивной, познавательно-исследовательской.
3. Неумение использовать методы и средства анализа психолого-педагогического мониторинга, позволяющего оценить результаты освоения детьми образовательных программ.
4. Недостаточность знаний об организации условий для развития самостоятельной деятельности детей.
5. Затруднения при разработке комплексно-тематического планирования.
В связи с этим возникает необходимость обратить особое внимание на методическое сопровождение молодых специалистов в целях повышения их профессиональной компетентности и профессионального роста.
Было принято решение разработать управленческий проект :
«Повышение профессиональной компетентности начинающего педагога в условиях реализации ФГОС ДО».
Основная часть
Паспорт проекта
Название и тип проекта Управленческий проект «Повышение профессиональной компетентности начинающего педагога в условиях реализации ФГОС ДО»
Участники проекта Тарасова Е. В. - заведующий
Шейкина Е. В. – старший воспитатель
педагоги МБДОУ Детский сад № 22 «Бабочка»
Сроки реализации проекта 2023-2024 уч. год
Основания для разработки проекта - Федеральный закон от 29 декабря 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155 г. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_154637/ ;
- Приказ Минпросвещения России от 25.11.2022 №1028 «Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования»;
- Приказ МИНПРОСВЕЩЕНИЯ России от 31.07.2020 N 373 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программа – образовательным программа дошкольного образования» https://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202009010021
Цель проекта Повышение профессиональной компетентности молодого специалиста посредством методического сопровождения.
Задачи проекта 1. Создать мотивационные условия для профессионального роста молодого специалиста, способствующие успешной адаптации и вхождению в профессиональную деятельность.
2. Организовать комплекс методических мероприятий, направленных освоение начинающим педагогом профессиональных компетенций по воспитанию, обучению и развитию детей раннего и дошкольного возраста.
3. Сформировать и закрепить на практике знания педагога, необходимые для организации образовательного процесса в соответствии с ФГОС ДО.
4. Организовать и провести мониторинг развития профессиональных компетенций начинающего педагога.
Этапы проведения проекта I этап. Организационный
Цель: Создание условий для профессионального роста начинающего педагога.
II этап. Внедренческий
Цель: Разработка и реализация управленческих и методических мероприятий, обеспечивающих формирование профессиональной компетентности молодого специалиста.
III этап. Аналитико-обобщающий
Цель: Проведение мониторинга и обобщение опыта работы по повышению профессиональной компетентности молодого специалиста.
Планируемые результаты проекта Начинающий педагог :
- знает особенности становления и развития детских деятельностей в раннем и дошкольном возрасте;
- знает особенности организации условий для развития свободной самостоятельной деятельности воспитанников;
- умеет организовывать развивающие виды деятельности дошкольника: игровую, продуктивную, познавательно-исследовательскую;
- может организовать педагогический мониторинг по освоению воспитанниками образовательной программы;
- владеет методикой проведения педагогического мониторинга;
- умеет создать условия для развития самостоятельной деятельности детей;
- самостоятельно разрабатывает комплексно-тематическое планирование.
Форма проведения итогового мероприятия Круглый стол «Формирование профессиональной компетентности молодого специалиста ДОО»
Продукты проекта 1. Портфолио молодого специалиста.
2. Комплект методических документов по формированию профессиональной компетентности начинающего педагога :
- план по наставничеству и организационно-управленческий план методического сопровождения начинающих педагогов;
- методические задания и вопросы для педагога;
- тексты консультаций для молодого специалиста по различным направлениям развития дошкольников;
- презентации-консультации по различным направлениям образования детей дошкольного возраста;
- картотека интерактивных игр по развитию профессиональных компетенций у начинающего педагога;
- сценарии мастер-классов.
Ресурсы проекта :
1. Материально-технические. Совершенствование развивающей предметно-пространственной среды учреждения в соответствии с требованиями ФГОС ДО.
2. Кадровые. Организация наставничества в ДОО. Организация взаимопосещений НОД и режимных моментов между наставником и начинающим педагогом.
3. Методические. Разработка комплекса мероприятий, обеспечивающих адаптацию и повышение профессиональной компетентности начинающего педагога.
Риски и пути преодоления рисков
Риски:
1. Пассивное участие начинающего педагога в проекте.
2. Недостаток игрового оборудования, пособий и материалов для обогащения и разнообразия РППС по различным видам детской деятельности.
3. Недостаточная готовность педагогов-стажистов к включению в процесс помощи молодому специалисту и наставничеству.
Пути преодоления рисков:
1. Поддержка начинающего педагога в решении проблем проектирования РППС.
2. Создание системы стимулирования и поощрения активной деятельности молодого специалиста и педагога-наставника посредством моральных и материальных стимулов.
3. Разработка методических мероприятий с целью вовлечения начинающего педагога и педагога-наставника к реализации задач проекта.
4. Разработка научно-методического обеспечения проекта.
5. Материально-техническое обеспечение проекта.
Механизм оценки эффективности проекта
1. Анкетирование среди родителей.
2. Тестирование и анкетирование начинающего педагога.
3. Анализ реализации этапов проекта.
4. Мониторинг освоения воспитанниками ООП дошкольного образования в группе, где работает начинающий педагог.
Этапы реализации проекта
Этап Срок Содержание
I этап. Организационный
Цель: Создание методической системы сопровождения начинающего педагога Сентябрь-октябрь 2023
1. Диагностика и анализ профессиональных проблем (дефицитов) педагога.
2. Определение приоритетных направлений в организации обучения.
3. Обеспечение материально-технических и научно-методических условий обучения.
II этап.
Внедренческий
Цель: Разработка и реализация управленческих и методических мероприятий, обеспечивающих формирование профессиональной компетентности молодого специалиста. Ноябрь 2023- март 2024 1. Реализация плана методических мероприятий.
2. Обеспечение постоянного роста профессиональной компетентности начинающего педагога посредством проведения комплекса обучающих мероприятий.
3. Закрепление на практике профессиональных знаний и умений начинающего педагога.
III этап.
Аналитико-обобщающий
Цель: Проведение мониторинга и обобщение опыта работы по формированию у начинающего педагога профессиональной компетентности. Апрель –май 2024 1. Диагностика и анализ результатов обучения, соотношение их с поставленными целью и задачами.
2. Самоанализ профессиональной деятельности начинающего педагога, составление портфолио.
3. Отчет педагога-наставника.
4. Популяризация опыта работы по повышению профессиональной компетентности молодого специалиста перед педагогическим сообществом.
План методических мероприятий
I этап. Организационный
№ Мероприятия этапа Ответственные
1. Проведение мониторинговых мероприятий по выявлению профессиональных дефицитов и образовательных потребностей у начинающего педагога (диагностические наблюдения, контрольные срезы, анкетирование). Заведующий,
ст. воспитатель
2. Организация наставничества: прикрепление к молодому специалисту педагога-наставника. ст. воспитатель
3. Разработка индивидуального профессионального маршрута для начинающего педагога. ст. воспитатель
4. Разработка управленческих и методических мероприятий, консультаций, буклетов и памяток, направленных на формирование профессиональных компетенций молодого специалиста. ст. воспитатель
II этап. Внедренческий
№ Мероприятия этапа Ответственные
1. Проведение консультаций (консультаций-презентаций, устных консультаций) :
- «Основные направления современного дошкольного образования»;
- «Применение современных образовательных технологий при взаимодействии с детьми дошкольного возраста»;
- «Организация развивающей предметно-пространственной среды в группе как условие успешного освоения воспитанниками ООП»;
- «Педагогическое сопровождение самостоятельной деятельности детей в специально организованной предметно-пространственной среде»;
- «Организация игровой деятельности детей дошкольного возраста»;
- «Организация познавательной деятельности детей дошкольного возраста»;
- «Экспериментирование как средство познавательного развития детей дошкольного возраста»;
- «Активные формы и методы взаимодействия с родителями». ст. воспитатель
2. Проведение практикумов:
- «Организация и проведение педагогического мониторинга по освоению воспитанниками образовательной программы ДОО»;
- «Организация развивающих видов детской деятельности воспитанников ДОО»;
- «Создание информационно-образовательного пространства в группе на основе применения ИКТ». ст. воспитатель,
3. Организация взаимопосещений молодым специалистом и педагогом-наставником НОД и режимных моментов Заведующий,
ст. воспитатель,
4. Проведение открытого просмотра НОД у начинающего педагога ст. воспитатель,
5 Организация мастер-классов:
- «Развивающие игры для детей дошкольного возраста»;
- «Проведение коммуникативных игр с дошкольниками в различные режимные моменты» ст. воспитатель,
6. Оформление опыта начинающего педагога на основе педагогической технологии «Портфолио» ст. воспитатель,
начинающий педагог
III этап. Аналитико-обобщающий
№ Мероприятия этапа Ответственные
1. Проведение итоговых мониторинговых мероприятий по выявлению профессиональных дефицитов и образовательных потребностей у начинающего педагога Заведующий,
ст. воспитатель
2. Отслеживание результатов проекта и соотнесение полученных результатов с планируемыми. Ст. воспитатель
3. Оценка степени соответствия материально-технического обеспечения, методических и дидактических средств, используемых в процессе обучения молодого специалиста. Заведующий,
ст. воспитатель
3. Представление итогов проекта в форме :
- аналитического отчета старшего воспитателя;
- отчета педагога-наставника по сопровождению молодого специалиста;
- представления портфолио начинающим педагогом. ст. воспитатель
педагог-наставник
молодой специалист
4. Итоговое мероприятие: Круглый стол «Формирование профессиональной компетентности молодого специалиста ДОО» ст. воспитатель,
молодой специалист
Список источников
Нормативно-правовые документы:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
3. 3. Приказ Минпросвещения России от 25.11.2022 №1028 «Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования»;
Научно-методическая литература:
1. Асаева, И. Н. Развитие профессиональных компетенций воспитателей дошкольных учреждений разных видов / И. Н. Асаева // URL : hllp ://cyberleninka.ru/article/n/razvitieprofessionalnyh-kompetentsiy-vospitateley-doshkolnyh-uchrezhdeniy-razny.
2. Афонькина Ю. А. Мониторинг профессиональной деятельности воспитателя в контексте реализации. ФГОС ДО». Издательство «Учитель», 2016.
3. Киреева Л. Г. Организация предметно-развивающей среды. Из опыта работы. – Волгоград: Учитель, 2017.
4. Комарова И. И., Туликов А. В. Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании. - М. : Мозаика-Синтез, 2013.
5. Лебедева С. С. Проблемы управления инновационным ДОУ в условиях социального партнерства - СПб. : Детство-Пресс, 2011.
6. Майер, А. А. Модель профессиональной компетентности педагога дошкольного образования / А. А. Майер // Управление ДОУ. - 2007. - № 1. - С. 8-15.
7. Микляева Н. В., Романова О. Ю. Инновации в методической работе дошкольных учреждений. – М. : АРКТИ, 2010.
8. Никитина С. В., Свирская Л. В. Оценка результативности и качества дошкольного образования. Научно-методические рекомендации и информационные материалы. – М. : Линка-Пресс, 2008.
9. Самородова, А. П. Профессионально-педагогическая культура воспитателя дошкольного образовательного учреждения: сущность и структура / А. П. Самородова // Вестник ТГУ. - 2006. - Вып. 3 (43). - С. 295-296.