Лучший педагог года

Реализация дополнительных образовательных услуг как условие обеспечения качества и вариативности дошкольного образования

Наталья Булатова
Реализация дополнительных образовательных услуг как условие обеспечения качества и вариативности дошкольного образования
▼ Скачать + Заказать документы

Основной стратегической задачей современного дошкольного образования является создание таких условий, в которых дети с раннего возраста могли бы активно развиваться в соответствии с собственными желаниями, способностями и существующим потенциалом. ДОО должна дать возможность каждому ребенку добровольного выбора направления и вида деятельности с учетом интересов, педагога, содержания. Однако, данная задача в рамках основной образовательной программы не находит полного решения. Исходя из этого, система российского образования отводит данную задачу дополнительному образованию для формирования способностей и склонностей детей, а также их профессионального и социального самоопределения. В связи с этим возникает необходимость в разработке вариативных образовательных программ с учетом индивидуальных потребностей и интересов.

Публикация «Реализация дополнительных образовательных услуг как условие обеспечения качества и вариативности дошкольного образования» размещена в разделах

Проблемы дополнительного образования детей рассматриваются в трудах В. И. Андреева, В. В. Беловой, В. П. Беспалько, В. З. Вульфова, З. А. Красновского, М. М. Кулибабы, И. Я. Лернера, А. И. Щетинской и др. В ходе анализа литературы были рассмотрены разные виды дополнительного образования детей, одним из которых выделяют дополнительные образовательные услуги. Разделяя точку зрения С. А. Езоповой, в нашем исследовании под услугой мы понимаем любое мероприятие или выгоду, которую одна сторона может предложить другой и которая, в основном, не осязаема и не приводит к овладению чем-либо [2].

Обеспечение вариативности образовательных программ современного дошкольного образования предусматривает предоставление качественных дополнительных образовательных услуг для раскрытия и развития индивидуальности каждого ребенка, создания субъектного опыта его жизнедеятельности, благоприятных условий для реализации активности, самостоятельности, личностно-значимых потребностей и интересов.

Правительством Российской Федерации утверждена «Концепция развития дополнительного образования детей на 2015-2020 годы», где говорится, что все острее встает задача общественного понимания необходимости дополнительного образования как открытого вариативного образования и его миссии наиболее полного обеспечения права человека на развитие и свободный выбор различных видов деятельности, в которых происходит личностное и профессиональное самоопределение детей и подростков. Однако полностью удовлетворить потребности ребенка и семьи в дополнительном образовании система основного образования не может [1].

Для того, чтобы соответствовать современным требованиям к качеству дошкольного образования, дошкольные образовательные организации организуют дополнительные услуги с учетом запросов родителей, которые призваны способствовать обеспечению перехода от интересов детей к развитию их способностей. Также необходимо отметить, что дополнительные услуги, предлагаемые ДОО, должны опережать реальный спрос, благодаря разнообразию предложений, предусматривающих интересы, склонности и способности детей дошкольного возраста.

Проблемы дополнительного образования детей дошкольного возраста рассматриваются в трудах Т. Г. Луковенко, В. И. Андреева, В. В. Беловой, Л. Б. Малыхиной, И. Я. Лернера, А. И. Щетинской и др. Исследования Н. Ф. Родионовойи М. Р. Катуновойзатрагивают проблему оценки эффективности реализации дополнительных образовательных программ на основе компетентностного подхода [3].

Система дополнительного образования способна оперативно приспосабливаться к возникающим в социуме изменениям, реагировать на запросы общества и требования времени. Дополнительное образование не может дублировать систему основного образования. Его задача – предоставить ребенку возможность попробовать себя в различных видах деятельности, выбрать занятия, которые интересны, раскрыть свои способности.

Главной целью организации дополнительного образования в дошкольной образовательной организации является создание условий для повышения его доступности, качества и эффективности, сохраняя лучшие традиции и накопленный опыт дополнительного образования по различным направлениям деятельности.

Для организации дополнительного образования в ДОО необходимо решить ряд управленческих, организационных и методических вопросов:

-определение готовность руководителя и педагогического коллектива к оказанию платных образовательных услуг;

-выявление спроса на услуги дополнительных образовательных услуг у родителей воспитанников (законных представителей);

- составление авторских программ дополнительного образования;

- достаточное ресурсное обеспечение : наличие помещений, оборудования, детской мебели, дидактического материала и игр, методической литературы, компьютерных технологий;

- подбор кадров соответствующей квалификации. Оказывать дополнительные образовательные услуги могут не только педагоги ДОО, но и педагоги других образовательных организаций;

- расширение взаимодействия с учреждениями дополнительного образования города.

Рассмотрим пути реализации этих задач более подробно на примере предоставления дополнительных образовательных услуг в ГБДОУ № 50 Приморского района Санкт-Петербурга.

При организации деятельности кружков детский сад учитывает:

- интересы детей и добровольность выбора ими кружка, секций, студий;

- возрастные особенности детей, имеющийся у них опыт участия в такого рода занятиях;

- необходимость решения воспитательных и образовательных задач в единстве с основной программой детского сада;

- понимание игры как ведущего вида деятельности и выстраивание содержания дополнительного образования детей именно на ее основе;

- необходимость создания комфортной обстановки, в которой будет развиваться творческая личность;

- нормы нагрузки на ребенка.

В нашем детском саду для детей разработана и введена программа дополнительного образования по курсу «Са-Фи-Дансе». В ней используется авторская технология Ж. Е. Фирилевой «СА-ФИ-ДАНСЕ» по танцевально-игровой гимнастике. Данная технология направлена на совершенствование психомоторных и творческих способностей дошкольников, на формирование двигательно-эмоциональной сферы детей.

Основной целью программы является содействие всестороннему развитию личности дошкольника средствами танцевально-игровой гимнастики.

Обучение по этой программе создает необходимый двигательный режим, положительный психологический настрой, хороший уровень знаний. Все это способствует укреплению здоровья ребенка, его физическому и умственному развитию.

В программу входят средства по музыкально-ритмическому воспитанию детей, основной гимнастике, танцам и танцевально-ритмической гимнастике, а также игропластике, пальчиковой гимнастике, музыкально-подвижным играм, игровому самомассажу, сюжетным урокам и креативной гимнастике.

Исходя из целей программы, предусматривается решение следующих основных задач для детей 3-7 лет:

1. Укрепление здоровья:

• способствовать оптимизации роста и развития опорно-двигательного аппарата;

• формировать правильную осанку;

• содействовать профилактике плоскостопия;

• содействовать развитию и функциональному совершенствованию органов дыхания, кровообращения, сердечно-сосудистой и нервной систем организма.

2. Совершенствование психомоторных способностей дошкольников :

• развивать мышечную силу, гибкость, выносливость, скоростно-силовые и координационные способности;

• содействовать развитию чувства ритма, памяти, внимания, умения согласовывать движения с музыкой;

• формировать навыки выразительности, пластичности, грациозности и изящества танцевальных движений и танцев;

• развивать ручную умелость и мелкую моторику.

3. Развитие творческих и созидательных способностей:

• развивать мышление, воображение, находчивость и познавательную активность, расширять кругозор;

• формировать навыки самостоятельного выражения движений под музыку;

• воспитывать умения эмоционального выражения, раскрепощенности и творчества в движениях;

• развивать лидерство, инициативу, чувство товарищества, взаимопомощи и трудолюбия.

При распределении разделов программы по годам обучения учитываются основные принципы дидактики, возрастные особенности каждой группы, физические возможности и психологические особенности ребенка от 3 до 7 лет. Занятия по танцевально-игровой гимнастике проводятся 4 раза в месяц.

Целостный процесс обучения танцам можно условно разделить на три этапа:

• Начальный этап - обучению упражнению (отдельному движению); Начальный этап обучения характеризуется созданием предварительного представления об упражнении (объяснение и демонстрация упражнения)

• Этап углубленного разучивания упражнения - характеризуется уточнением и совершенствованием деталей техники его выполнения (уточнение двигательных действий, понимание закономерностей движения, усовершенствования ритма, свободного и слитного выполнения упражнения).

• Этап закрепления и совершенствования упражнения - характеризуется образованием двигательного навыка, переходом его в умение высшего порядка.

• Разделы программы «СА-Фи-Дансе» :

«Игроритмика»- в данный раздел включены специальные упражнения для согласования движений с музыкой, музыкальные задания, игры.

«Игрогимнастика» – в раздел входят строевые, общеразвивающие, акробатические упражнения, упражнения на укрепление осанки, на расслабление мышц, дыхательные упражнения.

«Игротанцы» – в раздел входят танцевальные шаги, различные танцевальные формы (современный, ритмический, народный, бальный танцы,элементы хореографических упражнений.

«Танцевально-ритмическая гимнастика» - представлена образно-танцевальными композициями, которые имеют целевую направленность, сюжетный характер и завершенность. Все композиции объединяются в комплексы упражнений

«Игропластика» (основывается на нетрадиционной методике развития мышечной силы и гибкости детей) – в разделе используются элементы древних гимнастических движений и упражнения стретчинга, выполняемые в игровой сюжетной форме.

«Пальчиковая гимнастика» (основа для развития ручной умелости, мелкой моторики и координации движений рук) –

«Игровой самомассаж» (основа закаливания и оздоровления детского организма) - упражнения

«Музыкально-подвижные игры» - используются приемы имитации, подражания, образные сравнения, ролевые ситуации, соревнования.

«Игры-путешествия» (или сюжетные занятия) (основа для закрепления умений и навыков, приобретенных ранее)– включают все виды подвижной деятельности.

«Креативная гимнастика» - создаются благоприятные возможности для развития созидательных способностей детей, познавательной активности, мышления, свободного самовыражения. Первый год обучения (младшая группа, продолжительность занятия 15 минут.

• По прошествии первого года обучения дети получают следующие знания, умения и навыки:

• знают назначение спортивного зала и правила поведения в нем;

• умеют ориентироваться в зале, строиться в шеренгу;

• умеют выполнять ритмические танцы и комплексы упражнений первого года обучения под музыку;

• овладевают навыками ритмической ходьбы;

• умеют хлопать и топать в такт музыки;

• умеют в музыкально-подвижной игре представить различные образы (зверей, птиц, растений, фигуры и т. д.).

• Второй год обучения (средняя группа, продолжительность занятия 20 минут.

• знают о назначении отдельных упражнений танцевально-ритмической гимнастики;

• умеют выполнять простейшие построения и перестроения;

• умеют выполнять ритмические, бальные танцы и комплексы упражнений второго года обучения под музыку,

• умеют ритмично двигаться в различных музыкальных темпах и передавать хлопками и притопами простейший ритмический рисунок;

• знают основные танцевальные позиции рук и ног;

• умеют выполнять простейшие двигательные задания по креативной гимнастике.

• Третий год обучения (старшая группа, продолжительность занятия 25 минут.

• знают правила безопасности при занятиях физическими упражнениями без предметов и с предметами;

• владеют навыками по различным видам передвижений по залу и приобретают определенный «запас» движений в общеразвивающих и танцевальных упражнениях;

• владеют основными хореографическими упражнениями по программе этого года обучения;

• умеют исполнять ритмические и бальные танцы и комплексы упражнений под музыку, а также двигательные задания по креативной гимнастике.

Четвертый год обучения (подготовительная группа,

• продолжительность занятия 30 минут

• знают о правилах личной гигиены при занятиях физическими упражнениями;

• могут хорошо ориентироваться в зале при проведении музыкально-подвижных игр;

• умеют выполнять специальные упражнения для согласования движений с музыкой, владеют основами хореографических упражнений этого года обучения;

• умеют исполнять ритмические, бальные танцы и комплексы упражнений, а также двигательные задания по креативной гимнастике этого года обучения.

Для того чтобы максимально удовлетворять массовые запросы родителей, в ДОО ведется просветительская работа по вопросам дополнительного образования, организовываем дни открытых дверей, рассказываем о деятельности кружков и секций на базе ДОО, освещаем достижения детей. Родители должны четко понимать, чем отличаются занятия с детьми в массовой группе от занятий в кружке, какие задачи решают педагоги дополнительного образования. Перечень услуг дополнительного платного образования, а также порядок их предоставления прописаны в Положении об организации деятельности по оказанию дополнительных платных образовательных услуг. Количество и длительность занятий, проводимых в рамках оказания дополнительных образовательных услуг, определяется на основе требований СанПин 2.4.1.3049 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы ДОО.

Таким образом, необходимо отметить, что деятельность, направленная на организацию работы по оказанию платных дополнительных образовательных услуг в ДОО предполагает реализацию определённых организационных и управленческих механизмов обеспечения качества дошкольного образования.

Список литературы

1. Концепция развития дополнительного образования детей на 2015-2020 годы Постановление от 04. 09. 2014 № 1726-р.

2. Оценка эффективности реализации программ дополнительного образования детей : компетентностный подход: Методические рекомендации / Под ред. проф. Н. Ф. Родионовой и. М. Р. Катуновой. - СПб. : Изд-во ГОУ «СПб ГДТЮ», 2005. - 64 с.

3. Логинова Л. Г. Развитие системы управления качеством дополнительного образования детей в современных условиях России : Дис. докт. пед. наук. М., 2004. – 436 с.

4. Условия организации платных образовательных услуг в дошкольных образовательных учреждениях. Электронное научное издание «Ученые заметки ТОГУ» 2017, Том 8, № 3, С. 102 – 105 Свидетельство Эл № ФС 77-39676 от 05.05.2010 https://pnu.edu.ru/ru/ejournal/about/ ejournal@pnu.edu.ru (дата обращения 3.11.2017)

5. Шинкарева Л. В., Воробьева А. А. Дополнительные образовательные услуги в дошкольном учреждении : понятие, виды, особенности реализации [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования : материалы Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2011 г.).Т. I. — Пермь: Меркурий, 2011. — С. 92-95.

Публикации по теме:

Профессиональная компетентность педагога как фактор повышения качества дошкольного образования .

Современные образовательные технологии как средство повышения качества дошкольного образования Консультация с педагогами ДОУ с использованием информационно-коммуникативных технологий, элементов проблемного обучения. Тема: «Современные.

Оценка качества образования в дошкольных образовательных организациях по шкале ecers-r ФГОС ДО вызывает множество вопросов у педагогов и руководителей организаций, осуществляющих образовательную деятельность в сфере дошкольного.

Опыт работы по теме «Активные методы и формы работы с педагогами как условие повышения качества образования в ДОУ» С О Д Е Р Ж А Н И Е 1. Актуальность 2. Цель и задачи 3. Принципы 4. Технология 5. Результаты 6. Перспектива 7. Список литературы 8.

Рабочая программа дополнительных образовательных услуг по плаванию Рабочая программа дополнительных образовательных услуг по плаванию для детей дошкольного возраста 4-7 лет «Дельфиненок». Составитель:.

Консультация «Взаимодействие разных дополнительных услуг»Консультация «Взаимодействие разных дополнительных услуг» Опыт работы воспитателя первой категории, Сорокина Н.. Статья «Взаимодействие разных дополнительных услуг». Аннотация статьи. Сегодня,.

Технология исследовательской деятельности в ДОУ как условие повышения качества образования современных детей в условиях ФГОС Мы не должны оставаться в стороне, когда в ребёнке бурлит жажда познания. «Хочу всё познать», – говорит ребёнок. – «Я буду твоим проводником.

Технология внедрения дополнительных платных образовательных услуг Технология внедрения дополнительных платных образовательных услуг Слайд 1 Система дошкольного образования призвана быть сегодня гибкой,.

Управление профессиональным ростом педагога как одно из условий обеспечения качества образования в условиях реализации ФГОС Каждый человек обладает потенциалом двигаться в естественном положительном направлении. Каждому педагогу присуще чувство собственной ценности,.

Взаимодействие семьи дошкольного образовательного учреждения в целях обеспечения качества образования Улучшение качества дошкольного образования – вот задача, которая стоит одной из главных в настоящее время. Центральное место в формировании.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Реализация дополнительных образовательных услуг как условие обеспечения качества и вариативности дошкольного образования
Опубликовано: 7 мая 2018 в 14:30
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Реализация дополнительных образовательных услуг как условие обеспечения качества и вариативности дошкольного образования» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Булатова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД