Наталья Булатова
Реализация дополнительных образовательных услуг как условие обеспечения качества и вариативности дошкольного образования
▼ Скачать + Заказать документы
Основной стратегической задачей современного дошкольного образования является создание таких условий, в которых дети с раннего возраста могли бы активно развиваться в соответствии с собственными желаниями, способностями и существующим потенциалом. ДОО должна дать возможность каждому ребенку добровольного выбора направления и вида деятельности с учетом интересов, педагога, содержания. Однако, данная задача в рамках основной образовательной программы не находит полного решения. Исходя из этого, система российского образования отводит данную задачу дополнительному образованию для формирования способностей и склонностей детей, а также их профессионального и социального самоопределения. В связи с этим возникает необходимость в разработке вариативных образовательных программ с учетом индивидуальных потребностей и интересов.
Публикация «Реализация дополнительных образовательных услуг как условие обеспечения качества и вариативности дошкольного образования» размещена в разделах
Проблемы дополнительного образования детей рассматриваются в трудах В. И. Андреева, В. В. Беловой, В. П. Беспалько, В. З. Вульфова, З. А. Красновского, М. М. Кулибабы, И. Я. Лернера, А. И. Щетинской и др. В ходе анализа литературы были рассмотрены разные виды дополнительного образования детей, одним из которых выделяют дополнительные образовательные услуги. Разделяя точку зрения С. А. Езоповой, в нашем исследовании под услугой мы понимаем любое мероприятие или выгоду, которую одна сторона может предложить другой и которая, в основном, не осязаема и не приводит к овладению чем-либо [2].
Обеспечение вариативности образовательных программ современного дошкольного образования предусматривает предоставление качественных дополнительных образовательных услуг для раскрытия и развития индивидуальности каждого ребенка, создания субъектного опыта его жизнедеятельности, благоприятных условий для реализации активности, самостоятельности, личностно-значимых потребностей и интересов.
Правительством Российской Федерации утверждена «Концепция развития дополнительного образования детей на 2015-2020 годы», где говорится, что все острее встает задача общественного понимания необходимости дополнительного образования как открытого вариативного образования и его миссии наиболее полного обеспечения права человека на развитие и свободный выбор различных видов деятельности, в которых происходит личностное и профессиональное самоопределение детей и подростков. Однако полностью удовлетворить потребности ребенка и семьи в дополнительном образовании система основного образования не может [1].
Для того, чтобы соответствовать современным требованиям к качеству дошкольного образования, дошкольные образовательные организации организуют дополнительные услуги с учетом запросов родителей, которые призваны способствовать обеспечению перехода от интересов детей к развитию их способностей. Также необходимо отметить, что дополнительные услуги, предлагаемые ДОО, должны опережать реальный спрос, благодаря разнообразию предложений, предусматривающих интересы, склонности и способности детей дошкольного возраста.
Проблемы дополнительного образования детей дошкольного возраста рассматриваются в трудах Т. Г. Луковенко, В. И. Андреева, В. В. Беловой, Л. Б. Малыхиной, И. Я. Лернера, А. И. Щетинской и др. Исследования Н. Ф. Родионовойи М. Р. Катуновойзатрагивают проблему оценки эффективности реализации дополнительных образовательных программ на основе компетентностного подхода [3].
Система дополнительного образования способна оперативно приспосабливаться к возникающим в социуме изменениям, реагировать на запросы общества и требования времени. Дополнительное образование не может дублировать систему основного образования. Его задача – предоставить ребенку возможность попробовать себя в различных видах деятельности, выбрать занятия, которые интересны, раскрыть свои способности.
Главной целью организации дополнительного образования в дошкольной образовательной организации является создание условий для повышения его доступности, качества и эффективности, сохраняя лучшие традиции и накопленный опыт дополнительного образования по различным направлениям деятельности.
Для организации дополнительного образования в ДОО необходимо решить ряд управленческих, организационных и методических вопросов:
-определение готовность руководителя и педагогического коллектива к оказанию платных образовательных услуг;
-выявление спроса на услуги дополнительных образовательных услуг у родителей воспитанников (законных представителей);
- составление авторских программ дополнительного образования;
- достаточное ресурсное обеспечение : наличие помещений, оборудования, детской мебели, дидактического материала и игр, методической литературы, компьютерных технологий;
- подбор кадров соответствующей квалификации. Оказывать дополнительные образовательные услуги могут не только педагоги ДОО, но и педагоги других образовательных организаций;
- расширение взаимодействия с учреждениями дополнительного образования города.
Рассмотрим пути реализации этих задач более подробно на примере предоставления дополнительных образовательных услуг в ГБДОУ № 50 Приморского района Санкт-Петербурга.
При организации деятельности кружков детский сад учитывает:
- интересы детей и добровольность выбора ими кружка, секций, студий;
- возрастные особенности детей, имеющийся у них опыт участия в такого рода занятиях;
- необходимость решения воспитательных и образовательных задач в единстве с основной программой детского сада;
- понимание игры как ведущего вида деятельности и выстраивание содержания дополнительного образования детей именно на ее основе;
- необходимость создания комфортной обстановки, в которой будет развиваться творческая личность;
- нормы нагрузки на ребенка.
В нашем детском саду для детей разработана и введена программа дополнительного образования по курсу «Са-Фи-Дансе». В ней используется авторская технология Ж. Е. Фирилевой «СА-ФИ-ДАНСЕ» по танцевально-игровой гимнастике. Данная технология направлена на совершенствование психомоторных и творческих способностей дошкольников, на формирование двигательно-эмоциональной сферы детей.
Основной целью программы является содействие всестороннему развитию личности дошкольника средствами танцевально-игровой гимнастики.
Обучение по этой программе создает необходимый двигательный режим, положительный психологический настрой, хороший уровень знаний. Все это способствует укреплению здоровья ребенка, его физическому и умственному развитию.
В программу входят средства по музыкально-ритмическому воспитанию детей, основной гимнастике, танцам и танцевально-ритмической гимнастике, а также игропластике, пальчиковой гимнастике, музыкально-подвижным играм, игровому самомассажу, сюжетным урокам и креативной гимнастике.
Исходя из целей программы, предусматривается решение следующих основных задач для детей 3-7 лет:
1. Укрепление здоровья:
• способствовать оптимизации роста и развития опорно-двигательного аппарата;
• формировать правильную осанку;
• содействовать профилактике плоскостопия;
• содействовать развитию и функциональному совершенствованию органов дыхания, кровообращения, сердечно-сосудистой и нервной систем организма.
2. Совершенствование психомоторных способностей дошкольников :
• развивать мышечную силу, гибкость, выносливость, скоростно-силовые и координационные способности;
• содействовать развитию чувства ритма, памяти, внимания, умения согласовывать движения с музыкой;
• формировать навыки выразительности, пластичности, грациозности и изящества танцевальных движений и танцев;
• развивать ручную умелость и мелкую моторику.
3. Развитие творческих и созидательных способностей:
• развивать мышление, воображение, находчивость и познавательную активность, расширять кругозор;
• формировать навыки самостоятельного выражения движений под музыку;
• воспитывать умения эмоционального выражения, раскрепощенности и творчества в движениях;
• развивать лидерство, инициативу, чувство товарищества, взаимопомощи и трудолюбия.
При распределении разделов программы по годам обучения учитываются основные принципы дидактики, возрастные особенности каждой группы, физические возможности и психологические особенности ребенка от 3 до 7 лет. Занятия по танцевально-игровой гимнастике проводятся 4 раза в месяц.
Целостный процесс обучения танцам можно условно разделить на три этапа:
• Начальный этап - обучению упражнению (отдельному движению); Начальный этап обучения характеризуется созданием предварительного представления об упражнении (объяснение и демонстрация упражнения)
• Этап углубленного разучивания упражнения - характеризуется уточнением и совершенствованием деталей техники его выполнения (уточнение двигательных действий, понимание закономерностей движения, усовершенствования ритма, свободного и слитного выполнения упражнения).
• Этап закрепления и совершенствования упражнения - характеризуется образованием двигательного навыка, переходом его в умение высшего порядка.
• Разделы программы «СА-Фи-Дансе» :
• «Игроритмика»- в данный раздел включены специальные упражнения для согласования движений с музыкой, музыкальные задания, игры.
• «Игрогимнастика» – в раздел входят строевые, общеразвивающие, акробатические упражнения, упражнения на укрепление осанки, на расслабление мышц, дыхательные упражнения.
• «Игротанцы» – в раздел входят танцевальные шаги, различные танцевальные формы (современный, ритмический, народный, бальный танцы,элементы хореографических упражнений.
• «Танцевально-ритмическая гимнастика» - представлена образно-танцевальными композициями, которые имеют целевую направленность, сюжетный характер и завершенность. Все композиции объединяются в комплексы упражнений
• «Игропластика» (основывается на нетрадиционной методике развития мышечной силы и гибкости детей) – в разделе используются элементы древних гимнастических движений и упражнения стретчинга, выполняемые в игровой сюжетной форме.
• «Пальчиковая гимнастика» (основа для развития ручной умелости, мелкой моторики и координации движений рук) –
• «Игровой самомассаж» (основа закаливания и оздоровления детского организма) - упражнения
• «Музыкально-подвижные игры» - используются приемы имитации, подражания, образные сравнения, ролевые ситуации, соревнования.
• «Игры-путешествия» (или сюжетные занятия) (основа для закрепления умений и навыков, приобретенных ранее)– включают все виды подвижной деятельности.
«Креативная гимнастика» - создаются благоприятные возможности для развития созидательных способностей детей, познавательной активности, мышления, свободного самовыражения. Первый год обучения (младшая группа, продолжительность занятия 15 минут.
• По прошествии первого года обучения дети получают следующие знания, умения и навыки:
• знают назначение спортивного зала и правила поведения в нем;
• умеют ориентироваться в зале, строиться в шеренгу;
• умеют выполнять ритмические танцы и комплексы упражнений первого года обучения под музыку;
• овладевают навыками ритмической ходьбы;
• умеют хлопать и топать в такт музыки;
• умеют в музыкально-подвижной игре представить различные образы (зверей, птиц, растений, фигуры и т. д.).
• Второй год обучения (средняя группа, продолжительность занятия 20 минут.
• знают о назначении отдельных упражнений танцевально-ритмической гимнастики;
• умеют выполнять простейшие построения и перестроения;
• умеют выполнять ритмические, бальные танцы и комплексы упражнений второго года обучения под музыку,
• умеют ритмично двигаться в различных музыкальных темпах и передавать хлопками и притопами простейший ритмический рисунок;
• знают основные танцевальные позиции рук и ног;
• умеют выполнять простейшие двигательные задания по креативной гимнастике.
•
• Третий год обучения (старшая группа, продолжительность занятия 25 минут.
• знают правила безопасности при занятиях физическими упражнениями без предметов и с предметами;
• владеют навыками по различным видам передвижений по залу и приобретают определенный «запас» движений в общеразвивающих и танцевальных упражнениях;
• владеют основными хореографическими упражнениями по программе этого года обучения;
• умеют исполнять ритмические и бальные танцы и комплексы упражнений под музыку, а также двигательные задания по креативной гимнастике.
Четвертый год обучения (подготовительная группа,
• продолжительность занятия 30 минут
• знают о правилах личной гигиены при занятиях физическими упражнениями;
• могут хорошо ориентироваться в зале при проведении музыкально-подвижных игр;
• умеют выполнять специальные упражнения для согласования движений с музыкой, владеют основами хореографических упражнений этого года обучения;
• умеют исполнять ритмические, бальные танцы и комплексы упражнений, а также двигательные задания по креативной гимнастике этого года обучения.
Для того чтобы максимально удовлетворять массовые запросы родителей, в ДОО ведется просветительская работа по вопросам дополнительного образования, организовываем дни открытых дверей, рассказываем о деятельности кружков и секций на базе ДОО, освещаем достижения детей. Родители должны четко понимать, чем отличаются занятия с детьми в массовой группе от занятий в кружке, какие задачи решают педагоги дополнительного образования. Перечень услуг дополнительного платного образования, а также порядок их предоставления прописаны в Положении об организации деятельности по оказанию дополнительных платных образовательных услуг. Количество и длительность занятий, проводимых в рамках оказания дополнительных образовательных услуг, определяется на основе требований СанПин 2.4.1.3049 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы ДОО.
Таким образом, необходимо отметить, что деятельность, направленная на организацию работы по оказанию платных дополнительных образовательных услуг в ДОО предполагает реализацию определённых организационных и управленческих механизмов обеспечения качества дошкольного образования.
Список литературы
1. Концепция развития дополнительного образования детей на 2015-2020 годы Постановление от 04. 09. 2014 № 1726-р.
2. Оценка эффективности реализации программ дополнительного образования детей : компетентностный подход: Методические рекомендации / Под ред. проф. Н. Ф. Родионовой и. М. Р. Катуновой. - СПб. : Изд-во ГОУ «СПб ГДТЮ», 2005. - 64 с.
3. Логинова Л. Г. Развитие системы управления качеством дополнительного образования детей в современных условиях России : Дис. докт. пед. наук. М., 2004. – 436 с.
4. Условия организации платных образовательных услуг в дошкольных образовательных учреждениях. Электронное научное издание «Ученые заметки ТОГУ» 2017, Том 8, № 3, С. 102 – 105 Свидетельство Эл № ФС 77-39676 от 05.05.2010 https://pnu.edu.ru/ru/ejournal/about/ ejournal@pnu.edu.ru (дата обращения 3.11.2017)
5. Шинкарева Л. В., Воробьева А. А. Дополнительные образовательные услуги в дошкольном учреждении : понятие, виды, особенности реализации [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования : материалы Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2011 г.).Т. I. — Пермь: Меркурий, 2011. — С. 92-95.