Беленчик Марина
Игры на формирование дружбы у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Дружба дарит ребенку не только близких
по интересам людей, но и дополнительную возможность научиться уважать другого человека, доверять ему. Дружба становится прекрасным средством и индикатором степени социализации ребенка. Именно при дружеских отношениях ребенок учиться полноценному общению на равных.
Смысл потребности в дружбе будет отличаться по мере взросления ребенка. Дружба между младшими дошкольниками – это отношения, построенные на симпатиях и привязанностях. Ребёнку нравится общаться со сверстником. Так выходит, что с кем-то из группы ему нравится проводить время больше, чем с остальными детьми. Бывает так, что ребёнок может назвать другом первого попавшегося ребёнка, с которым играл, и тут уже забыть его.
Публикация «Игры на формирование дружбы у дошкольников» размещена в разделах
Старшие дошкольники дружат иначе. Посещая детский сад, старшие дошкольники объединяются в группы по разным принципам:
- играя вместе,
- наводя порядок в игровой комнате или на площадке,
- занимаясь общим на прогулке, в игровой комнате.
Старшие дошкольники избирательны в дружбе : они не назовут другом каждого, с кем играют. Старшие дошкольники будут выбирать друзей, глядя на их поступки, отношения внутри детского коллектива, личностные характеристики.
В детском саду большая роль в обучении детей коммуникативным навыкам отводится воспитателю. Именно он организовывает совместные игры, учит детей контактировать друг с другом, вовлекает их в различные совместные виды деятельности. В детском саду существует наличие важного фактора – детский коллектив, в котором ребёнок, при помощи родителей и воспитателя, может приобрести первые навыки общения со сверстниками.
Таким образом, многие дети в детском саду получают возможность завести дружбу. Дети, которые нашли друзей, уверенны в себе, обладают более высокой самооценкой. Дошкольники учатся не только играть в совместные игры, но и защищать друг друга, помогать, сочувствовать, извиняться, размышлять о правильности своего поведения.
Дошкольники рассказывают о себе, обращаются с личными вопросами к сверстнику: что он хочет делать, что ему нравится, где он был, что видел.
Благоприятные и дружеские взаимоотношения со сверстниками создают чувство принадлежности ребенка к группе, общности с ней, что очень важно для его общего эмоционального самочувствия, уверенности в себе, для формирования адекватной самооценки. При хороших отношениях сверстников у них формируются доброта и отзывчивость. Конфликтные отношения в свою очередь формируют грубость и агрессию.
Примеры игр, направленных на повышение самооценки ребенка.
Игра «Ладошки»
Цель: повышение самооценки.
Детям предлагается бумага и фломастер. Нужно положить свою ладошку на лист бумаги, раздвинуть пальцы и аккуратно обвести ее по контуру. Затем взрослый просит на каждом, получившемся на бумаге, пальце написать или нарисовать что-нибудь хорошее о себе. После этого ведущий собирает «ладошки», читаем их или показывает группе, а дети угадывают где, чья ладошка.
Игра «Комплименты»
Цель: помочь ребенку увидеть свои положительные стороны, дать почувствовать, что его понимают и ценят другие дети.
Стоя в кругу, все берутся за руки. Глядя в глаза соседу, ребенок говорит: «Мне нравится в тебе…». Принимающий комплимент кивает головой и отвечает: «Спасибо, мне очень приятно!» Упражнение продолжается по кругу.
После упражнения обсудить с детьми, что они чувствовали, что неожиданного они узнали о себе, понравилось ли им дарить комплименты.
Примеры игр для развития эмоциональной сферы дошкольника.
Игра «День рождения»
Цель: закрепить умение выражать эмоцию «радость», создание доброжелательной атмосферы в группе, развивать активный словарь эмоциональных состояний.
Оборудование: игрушка гнома, пиктограмма «радость», несколько картинок сказочных героев с радостным настроением, бумага, цветные карандаши.
Гном предлагает детям выбрать именинника. Этот ребенок садится на стульчик. Остальные должны изобразить гостей, которые по очереди приходят к имениннику и дарят ему подарки. Задание ребятам усложняется: надо с помощью жестов показать, что именно ты подарил. Задача именинника угадать этот предмет. Если подарок не угадан, то именинник занимает место гостя, а гость становится именинником. (7 минут)
Игра «Музыка и эмоции»
Прослушав музыкальный отрывок, дети описывают настроение музыки, какая она: веселая - грустная, довольная, сердитая, смелая - трусливая, праздничная - будничная, задушевная - отчужденная, добрая - усталая, теплая - холодная, ясная - мрачная.
Это упражнение способствует не только развитию понимания передачи эмоционального состояния, но и развитию образного мышления.
Примеры игр, на развитие умения слышать и воспринимать информацию.
Игра «Идет следствие»
Оснащение: магнитная доска, магниты; сюжетные картинки «Новогодний хоровод», «Хоккей», «Салют». С помощью считалки выбираются двое водящих – «детективы».
Остальные участники игры – «свидетели». Педагог прикрепляет к доске сюжетную картинку так, чтобы её могли видеть только «свидетели». Затем «свидетели начинают давать показания» о том, что изображено на картинке. Их задача – описать сюжет не прямо, а косвенно, используя дополнительную информацию, чтобы «детективы» не сразу поняли, что именно происходит. Например, если используется картинка «Новогодний хоровод», дети могут описать её так:
- Я вижу улыбки на лицах.
- Я слышу смех и топот ног.
- Все держатся за руки.
- Я слышу веселую музыку.
- Я вижу подарки.
- Я чувствую запах елки.
Если «детективы» решат, что разгадали сюжет, они говорят: «У нас есть ответ». Версии ответов можно выдвигать три раза. Затем водящие меняются, игра возобновляется.
Игра «Что в сундучке?»
Оснащение: сундучок, различные предметы.
Педагог ставит на стол сундучок, внутри которого находится какой-либо предмет.
С помощью считалки выбирается водящий. Он заглядывает в сундучок. Остальные участники задают вопросы водящему о цвете, форме, назначении предмета, лежащего в сундучке. Водящему нужно отвечать на все вопросы словами «да» или «нет».
Ребенок, который первым назовет то, что находится в сундучке, становится водящим. Педагог кладет в сундучок другой предмет, игра возобновляется.
Примеры игр, направленных на развитие навыков сотрудничества.
Игра «Зеркала»
Цель: развитие наблюдательности и коммуникативных навыков.
Описание игры : выбирается ведущий. Он становится в центре, дети обступают его полукругом. Ведущий может показывать любые движения, играющие должны повторить их. Если ребенок ошибается, он выбывает. Победивший ребенок становится ведущим.
Комментарий: необходимо напомнить детям, что они – «зеркало» ведущего, т. е. должны выполнять движения той же рукой (ногой, что и он.
Игра «Ау!» (авторы О. Хухлаев. О. Хухлаева)
Цель: развитие интереса к сверстникам, слухового восприятия.
Описание игры : один ребенок стоит спиной ко всем остальным, он потерялся в лесу. Кто-то из детей кричит ему: «Ау!» – и «потерявшийся» должен угадать, кто его звал.
Комментарий: игра косвенно стимулирует интерес детей друг к другу через игровое правило. Эту игру хорошо использовать в процессе знакомства детей друг с другом. Ребенку, стоящему спиной ко всем остальным, легче преодолеть барьер в общении, побороть тревогу при знакомстве.
Большую роль в образовательном процессе играют беседы о нравственных качествах людей, о дружбе, честности, справедливости. Необходимо обсуждать с детьми различные ситуации из жизни, поступки литературных героев и персонажей из мультфильмов.
Мультфильмы о дружбе :
«Доктор Айболит»,
«По дороге с облаками»
«Бременские музыканты»
«Умка»
«Котенок по имени Гав»
«Крокодил Гена»
«38 попугаев»
«Приключения кота Леопольда»
«Золотая антилова»
«Подарок для самого слабого»
«Чучело - мяучело»
«Мой друг зонтик» и многие другие
В своей работе использую также использую книги Елены Ульевой «Что такое дружба?» (энциклопедия для малышей в сказках, книгу Натальи Евдокимовой, Елены Мамонтовой «50 терапевтических сказок и игр от капризов, страхов и агрессии. Воспитание ребенка без криков и истерик», а также терапевтические сказки детской писательницы Юлии Лавренченко на сайте https://skazochka.onlane
Для формирования у детей дружеских взаимоотношений необходима целенаправленная работа с дошкольниками, как в детском саду, так и в семье.
Используемая литература для статьи:
- материалы вебинара Лободиной Натальи Викторовны «Психологические игры, тренинги и упражнения для детей дошкольного возраста в ДОО, или Учимся дружить, доверять помогать»
- методическое пособие У. А. Дауровой «Учимся дружить», 2020г.