Шкляр Юлия
Практикум педагога-психолога для педагогов школы по работе с одаренными учащимися
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация. Среди самых интересных и загадочных явлений природы детская одаренность занимает одно из ведущих мест. Проблема одарённости в настоящее время становится всё более актуальной. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности; Ранее выявление, обучение и воспитание одарённых и талантливых детей составляет одну из главных проблем совершенствования системы образования.
Ключевые слова: одаренность, обучение и воспитание.
Темочки:
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Психология школьников
- Работа с одаренными детьми
- Семинар, практикум
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Цель: мотивация деятельности педагогического коллектива на работу с одарёнными детьми.
Задачи:
1. познакомить участников практикума с особенностями одаренных детей, используя тренинговые упражнения, элементы ролевых игр, элементы сказкотерапии;
2. «проработать» систему взаимоотношений «одаренный ребенок-родитель-педагог-психолог».
Категория участников: педагоги школы.
Оснащение: салфетки, стикеры, пластилин, газеты, ножницы, клей, лист ватмана, раздаточный материал.
Ход Занятия с элементами тренинга
1. Упражнение “Снежинка”.
Психолог раздает участникам белые бумажные салфетки (каждому по одной) и предлагает выполнить одно интересное задание. Не подсматривая на соседей, внимательно слушать и четко выполнять инструкцию ведущего. Затем он просит сложить лист пополам и оторвать сверху справа уголок. После этого получившийся лист снова сложить пополам и оторвать еще раз там же сверху.
Продолжать эти действия, пока возможно будет складывать салфетку пополам. Затем психолог просит развернуть свою красивую снежинку и просит посмотреть на соседние работы и найти совершенно идентичную. После того, как участники говорят, что не нашли!
Обсуждение - почему это произошло, ведь инструкция для выполнения была у всех одинаковая. Постепенно по мере поступления вариантов, почему это произошло все приходят к выводу, что не существует одинаковых людей, и все выполняли это упражнение по-разному. Психолог резюмирует и начинает разговор о том, что каждый человек, каждый ребенок, как и эта снежинка-индивидуальность, на этой планете он один такой, точно такого же, нет и не будет. Каждый со своими способностями, возможностями и личностными качествами. И это нужно обязательно учитывать при нашей работе с детьми.
2. Упражнение «Мозговой штурм»
«Одарённость — это.» 1. Психолог: предлагаю каждому назвать одну, две ассоциации
«Одарённость — это.» Составляющим необходимо написать на лист сои ответы. Рефлексия.
3. Термины. Что же такое? «одарённость» и «одарённый ребёнок»
Одарённость - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
• Характеристика одарённых детей (предложил К. Тэкэкс) Одарённость проявляется в опережающем развитии и физических данных.
Опережающее познавательное развитие: - отличаясь широтой восприятия, одарённые дети остро чувствуют всё происходящее в окружающем их мире и чрезвычайно любопытны в отношении того, как устроен тот или иной предмет.
У них отличная память в сочетании с ранним языковым развитием и способностью к классификации помогают такому ребёнку накапливать большой объём информации и интенсивно использовать её.
Одарённые дети обладают большим словарным запасом, позволяющим им свободно и чётко излагать свои мысли. Ради удовольствия они изобретают новые слова.
Некоторые одарённые дети обладают повышенными математическими способностями в плане вычислений и логики.
Они отличаются продолжительным периодом концентрации внимания и большим упорством в решении той или иной задачи.
Характерная для одарённого ребёнка увлечённость заданием в сочетании с отсутствием опыта часто приводит к тому, что он замахивается на то, что пока не по силам. Он нуждается в поддержке и помощи.
Психосоциальная чувствительность. Одарённые дети обнаруживают обострённое чувство справедливости, нравственное развитие, опережающее восприятие и познание. Они быстро реагируют на несправедливость, предъявляют высокие требования к себе и окружающим. Живое воображение, включение в выполнение задач элементов игры, творчество, изобретательность и богатая фантазия (воображение) весьма характерны для одарённых детей. Они обладают отличным чувством юмора.
Им недостаёт эмоционального баланса, в раннем возрасте одарённые дети нетерпеливы и порывисты. Порой для них характерны преувеличенные страхи и повышенная уязвимость. Они чрезвычайно чувствительны к не речевым сигналам окружающих. Эгоцентризм, как и у обычных детей.
4. Упражнение «Определение круга проблем».
Участникам предлагается разделить на четыре группы (по принципу «времена года»). Участники микро групп обсуждают проблематику существования одаренных детей в системе образования (не больше 3-4 проблем или трудностей).
По завершению работы, представитель от каждой группы озвучивает список трудностей, имеющих место в работе школы.
Психолог фиксирует «проблемный список» каждой группы на доске, осуществляет рейтинг озвученных трудностей, существующих в работе педагогов с одаренными детьми.
5. Упражнение «Корзина идей»
Участники семинара работают в 5-и группах, каждая группа обсуждает свои вопрос и помещает свои идеи (стикеры) в корзину. 1 группа: Виды одарённости. 2 группа: Признаки одаренных детей. 3 группа: Методы выявления. 4 группа: Критерии оценки одарённости. 5 группа: Проблемы одарённых детей. В ходе работы выберете себе спикера, который презентует работу группы.
Ответы: Виды: интеллектуальная (одаренный ребенок отличается хорошей памятью, гибким мышлением, любознательностью); Академическая (это успехи по чтению, математике, природоведению и другим учебным предметам); творчество (креативность); коммуникативная (хорошо приспосабливается к новым ситуациям, легко общается с взрослыми и детьми, проявляет лидерские и организаторские способности); художественная деятельность; спорт.
Признаки: два аспекта поведения одаренного ребенка: инструментальный и мотивационный. Инструментальный характеризует способы его деятельности, а мотивационный - отношение ребенка к той или иной стороне действительности,
а также к своей деятельности (быстрое освоение деятельности и высокая успешность ее выполнения; использование и изобретение новых способов деятельности в условиях поиска решения в заданной ситуации; выдвижение новых целей деятельности за счет более глубокого овладения предметом, ведущее к новому видению ситуации и объясняющее появление неожиданных, на первый взгляд, идей и решений).
Методы выявления: (психодиагностика, консультационная работа, наблюдение за ребенком педагогом, родителем, психологом).
У всех одаренных детей отчетливо выражена поисковая потребность.
Они испытывают яркие, насыщенные эмоции при занятии определенной работой.
Еще их отличает необычайная целеустремленность, способность к длительной концентрации внимания, умение управлять своей деятельностью (в определенной области). Проблемы: проблемы в общении, в адаптации, социализации, подвержены депрессивным состояниям.
6. Упражнение «Пластилиновая ворона»
Вопросы: Что означает слово «творчество» на ваш взгляд?
С чем связанно слово «творчество»? На что похоже слово «творчество»?
Вы одарённый учитель!
Возьмите кусочек пластилина любого цвета и слепите вещь, предмет, животное или человека. Дайте ему имя. Придумайте, чем он занимается, где живет, что любит и не любит делать, с кем дружит и т. д. (Время выполнения 4 минуты).
Рефлексия.
7. Деловая игра «Точка зрения»
Предлагаю вам, посмотреть на проблему работы с одаренными детьми с разных сторон, побыть в разных ролях и создать модель работы, учитывая ваши роли: Стол № 1 - администрации школы Стол № 2 - психолога Стол № 3 - родителя Стол № 4 - учителей Стол № 5 - ребенка Упражнение «Журнал небылицы в лицах» Представьте, что каждый из Вас является членом редакции журнала «Мурзилка». Каждому участнику группы присваивается порядковый номер (например: 1, 2, 3 и т. д.).
После чего ведущий начинает сказку: «Жил-был маленький Винтик. Когда он появился на свет, то был очень красивый, блестящий, с новенькой резьбой и восьмью гранями. Все говорили, что его ждет великое будущее. Он вместе с некоторыми винтиками будет участвовать в полете на космическом корабле. И вот, наконец, настал тот день, когда Винтик очутился на борту огромного космического корабля.»
По завершению работы осуществляется рефлексия.
В чем была сложность выполнения данного задания? Какие чувства и эмоции испытывали при выполнении? Как и для чего можно использовать упражнение в работе с детьми?
8. Упражнение «Рассказ из заголовков».
Участникам микро групп предлагается с помощью подручного материала (газеты, ножницы, клей, лист ватмана, составить смысловой рассказ, используя только заголовки газетных статей. Время совместного творчества – 5 минут. По завершению работы, представителями групп зачитываются полученные рассказы; рефлексия.
9. Упражнение «Фраза из трех слов».
Ведущий озвучивает любую фразу, состоящую из трех слов, например: «Петя посадил кактус», «Мама варила кашу», «Аня играет с куклой» и т. д. Задача участников групп придумать наибольшее количество фраз, в которых бы сохранялся смысл первоначального предложения, но слова были бы использованы другие, например: «Петя посадил кактус» - «Мальчик выращивает растение», «Ребенок посеял семя колючего растения» и т. д. Рефлексия.
10. Упражнение «Письмо от имени одаренного ребенка».
Участники работают в четырех группах. Каждая группа олицетворяет одного из субъектов образовательного процесса: «одаренного ребенка»; «педагога»; «родителя одаренного ребенка»; «психолога». Задача участников написать письмо обществу, социуму с позиции роли выбранного субъекта. В письме необходимо отобразить информацию в виде советов, рекомендаций об особенностях взаимоотношений с одаренным ребенком. По завершению работы, представитель от каждой группы зачитывает групповое «послание» Рефлексия.
Подведение итогов
Несколько слов об одарённости В учебной деятельности одаренные дети отличаются тем, что: Хотят добиваться успехов в учебе и приобретать знания, не воспринимая это как насилие над собой. Самостоятельны к действиям благодаря приобретенным ранее умственным навыкам. Умеют критически оценивать окружающую действительность и проникать в суть вещей и явлений. Погружены в философские проблемы, касающиеся вопросов жизни и смерти, религии и сущности мироздания. Не довольствуются поверхностными объяснениями, даже если они кажутся достаточными для их сверстников. Постоянно стремятся к самосовершенствованию и стараются все делать хорошо (перфекционизм). Отсюда - постановка завышенных целей и тяжелые переживания в случае невозможности их достижения.
-Могут полностью концентрировать внимание и погружаться в проблему, подавляя любые «помехи» Способны фиксировать свой опыт и оперативно применять его в экстремальной ситуации. Урок для них особенно интересен, когда имеет место поисковая и исследовательская ситуация, импровизация и парадоксы. Умеют выделять главное в проблеме и в жизни, необходимое в данный момент для самореализации. Лучше других своих сверстников способны раскрывать отношения между явлениями и сущностью, использовать логические операции, систематизировать и классифицировать материал. Остро переживают несправедливость в случае нарушения морально-нравственных норм и отношений. Негативными сторонами одаренных детей являются следующие качества личности: Эгоцентризм и неспособность вставать на точку зрения другого человека, особенно если он интеллектуально слабее. Неприязнь к школе, если учебная программа скучна и неинтересна. Отставание в физическом развитии по сравнению со сверстниками, так как одаренный ребенок предпочитает интеллектуальные занятия. Отсюда неумение принимать участие в коллективных спортивных играх. Отсутствие культуры диалога и желание заканчивать мысль собеседника, так как уже с первых слов схватывает суть проблемы. Стремление прерывать и поправлять собеседника во время разговора, если тот делает логические ошибки или неправильно ставит ударение в словах. Стремление всегда быть правым в споре из-за отсутствия конформизма и способности идти на компромисс.
Стремление командовать сверстниками - иначе ему становится скучно с ними.
Проблемы одаренных детей: 1. Неприязнь к школе. Такое отношение часто появляется из-за того, что учебная программа скучна и неинтересна для одаренных детей. Нарушения в поведении могут появляться потому, что учебный план не соответствует их способностям. 2. Игровые интересы. Одаренным детям нравятся сложные игры и неинтересны те, которыми увлекаются их сверстники. Вследствие этого одаренный ребенок оказывается в изоляции, уходит в себя. 3. Конформность. Одаренные дети, отвергая стандартные требования, не склонны к конформизму, особенно если эти стандарты идут вразрез с их интересами. 4. Погружение в философские проблемы. Для одаренных детей характерно задумываться над такими явлениями, как смерть, загробная жизнь, религиозные верования и философские проблемы. 5. Несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитием. Одаренные дети часто предпочитают общаться с детьми старшего возраста. Из-за этого им порой трудно становиться лидерами. 6. Стремление к совершенству. Для одаренных детей характерна внутренняя потребность совершенства. Отсюда ощущение неудовлетворенности, собственной неадекватности и низкая самооценка. 7. Потребность во внимании взрослых. В силу стремления к познанию одаренные дети нередко монополизируют внимание учителей, родителей и других взрослых. Это вызывает трения в отношениях с другими детьми. Нередко одаренные дети нетерпимо относятся к детям, стоящим ниже их в интеллектуальном развитии. Они могут отталкивать окружающих замечаниями, выражающими презрение или нетерпение. 8. Исследователи показывают более высокую чувствительность одаренных детей к новым ситуациям, что приводит к особым трудностям. Поэтому учитель, работающий с одаренными детьми, должен быть подготовлен к такой работе.
Рекомендации учителям
по работе с одарёнными детьми Среднее и старшее звено (V – XI классы) Создавать ситуации незавершенности или открытости, в отличие от жестко заданных и строго контролируемых ситуаций. Разрешение и поощрение множества вопросов. Создание и разработка приемов, стратегий, инструментов, предметов для последующей деятельности. Стимулирование ответственности и независимости. Делать акцент на самостоятельных разработках, наблюдениях, чувствах, обобщениях, сопоставлениях. Формировать более разнообразный взгляд на мир. Внимание к интересам детей со стороны родителей, окружающих их взрослых. Не давать ребенку прямых условий, рекомендаций. Ребенок должен сам их выработать. Не сдерживать инициативу, даже в ущерб урока. Научить прослеживать меж предметные связи. Приучить детей к самостоятельности принятия решения и анализа ситуации. Оказывать поддержку в ситуации успеха. Обеспечить исследовательскую деятельность для одаренных детей. При взаимодействии с одаренным ребенком учитель должен проявлять чувство юмора. Формировать безоценочные критерии в работе с одаренным ребенком. Педагогу необходимо проявлять настойчивость в работе по развитию определенных способностей ребенка. Как показывает практика, наиболее эффективный метод взаимодействия учителя с одаренным ребенком – индивидуальные занятия с акцентом на его самостоятельную работу с материалом.
Принципы подготовки к школьным олимпиадам Максимальная самостоятельность – предоставление возможности самостоятельного решения заданий. Принцип «активность знаний». Принцип «опережающего уровня сложности».
Для успешного участия в олимпиаде необходимо вести подготовку по заданиям высокого уровня сложности. Анализ результатов прошедших олимпиад. Напутственное слово учителя. Принцип «ненасилия над психикой». Заключается в том, что нельзя ставить цель «Только победа».
Для эффективной подготовки к олимпиаде важно, чтобы олимпиада не воспринималась как разовое мероприятие, после прохождения, которого вся работа быстро затухает. Подготовка к олимпиаде должна быть систематической, начиная с начала учебного года. Элективные курсы целесообразнее использовать не для обсуждения вопросов теории, а для развития творческих способностей детей; индивидуальная программа подготовки к олимпиаде для каждого учащегося, отражающая его специфическую траекторию движения от незнания к знанию, от неумения решать сложные задачи к творческим навыкам выбора способа их решения, использование диагностического инструмента (например, интеллектуальные соревнования по каждому разделу программы).
Уделить внимание совершенствованию и развитию у детей экспериментальных навыков, умений применять знания в нестандартной ситуации, самостоятельно моделировать свою поисковую деятельность при решении экспериментальных задач. Использовать учителю все имеющиеся в его распоряжении возможности: мысленный эксперимент, практикумы в лабораториях вузов или предприятий (по договоренности, эксперимент в школьном кабинете и т. д.