МААМ-картинки

Практикум педагога-психолога для педагогов школы по работе с одаренными учащимися

Шкляр Юлия
Практикум педагога-психолога для педагогов школы по работе с одаренными учащимися
▼ Скачать + Заказать документы

Аннотация. Среди самых интересных и загадочных явлений природы детская одаренность занимает одно из ведущих мест. Проблема одарённости в настоящее время становится всё более актуальной. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности; Ранее выявление, обучение и воспитание одарённых и талантливых детей составляет одну из главных проблем совершенствования системы образования.

Ключевые слова: одаренность, обучение и воспитание.

Темочки:

Цель: мотивация деятельности педагогического коллектива на работу с одарёнными детьми.

Задачи:

1. познакомить участников практикума с особенностями одаренных детей, используя тренинговые упражнения, элементы ролевых игр, элементы сказкотерапии;

2. «проработать» систему взаимоотношений «одаренный ребенок-родитель-педагог-психолог».

Категория участников: педагоги школы.

Оснащение: салфетки, стикеры, пластилин, газеты, ножницы, клей, лист ватмана, раздаточный материал.

Ход Занятия с элементами тренинга

1. Упражнение “Снежинка”.

Психолог раздает участникам белые бумажные салфетки (каждому по одной) и предлагает выполнить одно интересное задание. Не подсматривая на соседей, внимательно слушать и четко выполнять инструкцию ведущего. Затем он просит сложить лист пополам и оторвать сверху справа уголок. После этого получившийся лист снова сложить пополам и оторвать еще раз там же сверху.

Продолжать эти действия, пока возможно будет складывать салфетку пополам. Затем психолог просит развернуть свою красивую снежинку и просит посмотреть на соседние работы и найти совершенно идентичную. После того, как участники говорят, что не нашли!

Обсуждение - почему это произошло, ведь инструкция для выполнения была у всех одинаковая. Постепенно по мере поступления вариантов, почему это произошло все приходят к выводу, что не существует одинаковых людей, и все выполняли это упражнение по-разному. Психолог резюмирует и начинает разговор о том, что каждый человек, каждый ребенок, как и эта снежинка-индивидуальность, на этой планете он один такой, точно такого же, нет и не будет. Каждый со своими способностями, возможностями и личностными качествами. И это нужно обязательно учитывать при нашей работе с детьми.

2. Упражнение «Мозговой штурм»

«Одарённость — это.» 1. Психолог: предлагаю каждому назвать одну, две ассоциации

«Одарённость — это.» Составляющим необходимо написать на лист сои ответы. Рефлексия.

3. Термины. Что же такое? «одарённость» и «одарённый ребёнок»

Одарённость - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Характеристика одарённых детей (предложил К. Тэкэкс) Одарённость проявляется в опережающем развитии и физических данных.

Опережающее познавательное развитие: - отличаясь широтой восприятия, одарённые дети остро чувствуют всё происходящее в окружающем их мире и чрезвычайно любопытны в отношении того, как устроен тот или иной предмет.

У них отличная память в сочетании с ранним языковым развитием и способностью к классификации помогают такому ребёнку накапливать большой объём информации и интенсивно использовать её.

Одарённые дети обладают большим словарным запасом, позволяющим им свободно и чётко излагать свои мысли. Ради удовольствия они изобретают новые слова.

Некоторые одарённые дети обладают повышенными математическими способностями в плане вычислений и логики.

Они отличаются продолжительным периодом концентрации внимания и большим упорством в решении той или иной задачи.

Характерная для одарённого ребёнка увлечённость заданием в сочетании с отсутствием опыта часто приводит к тому, что он замахивается на то, что пока не по силам. Он нуждается в поддержке и помощи.

Психосоциальная чувствительность. Одарённые дети обнаруживают обострённое чувство справедливости, нравственное развитие, опережающее восприятие и познание. Они быстро реагируют на несправедливость, предъявляют высокие требования к себе и окружающим. Живое воображение, включение в выполнение задач элементов игры, творчество, изобретательность и богатая фантазия (воображение) весьма характерны для одарённых детей. Они обладают отличным чувством юмора.

Им недостаёт эмоционального баланса, в раннем возрасте одарённые дети нетерпеливы и порывисты. Порой для них характерны преувеличенные страхи и повышенная уязвимость. Они чрезвычайно чувствительны к не речевым сигналам окружающих. Эгоцентризм, как и у обычных детей.

4. Упражнение «Определение круга проблем».

Участникам предлагается разделить на четыре группы (по принципу «времена года»). Участники микро групп обсуждают проблематику существования одаренных детей в системе образования (не больше 3-4 проблем или трудностей).

По завершению работы, представитель от каждой группы озвучивает список трудностей, имеющих место в работе школы.

Психолог фиксирует «проблемный список» каждой группы на доске, осуществляет рейтинг озвученных трудностей, существующих в работе педагогов с одаренными детьми.

5. Упражнение «Корзина идей»

Участники семинара работают в 5-и группах, каждая группа обсуждает свои вопрос и помещает свои идеи (стикеры) в корзину. 1 группа: Виды одарённости. 2 группа: Признаки одаренных детей. 3 группа: Методы выявления. 4 группа: Критерии оценки одарённости. 5 группа: Проблемы одарённых детей. В ходе работы выберете себе спикера, который презентует работу группы.

Ответы: Виды: интеллектуальная (одаренный ребенок отличается хорошей памятью, гибким мышлением, любознательностью); Академическая (это успехи по чтению, математике, природоведению и другим учебным предметам); творчество (креативность); коммуникативная (хорошо приспосабливается к новым ситуациям, легко общается с взрослыми и детьми, проявляет лидерские и организаторские способности); художественная деятельность; спорт.

Признаки: два аспекта поведения одаренного ребенка: инструментальный и мотивационный. Инструментальный характеризует способы его деятельности, а мотивационный - отношение ребенка к той или иной стороне действительности,

а также к своей деятельности (быстрое освоение деятельности и высокая успешность ее выполнения; использование и изобретение новых способов деятельности в условиях поиска решения в заданной ситуации; выдвижение новых целей деятельности за счет более глубокого овладения предметом, ведущее к новому видению ситуации и объясняющее появление неожиданных, на первый взгляд, идей и решений).

Методы выявления: (психодиагностика, консультационная работа, наблюдение за ребенком педагогом, родителем, психологом).

У всех одаренных детей отчетливо выражена поисковая потребность.

Они испытывают яркие, насыщенные эмоции при занятии определенной работой.

Еще их отличает необычайная целеустремленность, способность к длительной концентрации внимания, умение управлять своей деятельностью (в определенной области). Проблемы: проблемы в общении, в адаптации, социализации, подвержены депрессивным состояниям.

6. Упражнение «Пластилиновая ворона»

Вопросы: Что означает слово «творчество» на ваш взгляд?

С чем связанно слово «творчество»? На что похоже слово «творчество»?

Вы одарённый учитель!

Возьмите кусочек пластилина любого цвета и слепите вещь, предмет, животное или человека. Дайте ему имя. Придумайте, чем он занимается, где живет, что любит и не любит делать, с кем дружит и т. д. (Время выполнения 4 минуты).

Рефлексия.

7. Деловая игра «Точка зрения»

Предлагаю вам, посмотреть на проблему работы с одаренными детьми с разных сторон, побыть в разных ролях и создать модель работы, учитывая ваши роли: Стол № 1 - администрации школы Стол № 2 - психолога Стол № 3 - родителя Стол № 4 - учителей Стол № 5 - ребенка Упражнение «Журнал небылицы в лицах» Представьте, что каждый из Вас является членом редакции журнала «Мурзилка». Каждому участнику группы присваивается порядковый номер (например: 1, 2, 3 и т. д.).

После чего ведущий начинает сказку: «Жил-был маленький Винтик. Когда он появился на свет, то был очень красивый, блестящий, с новенькой резьбой и восьмью гранями. Все говорили, что его ждет великое будущее. Он вместе с некоторыми винтиками будет участвовать в полете на космическом корабле. И вот, наконец, настал тот день, когда Винтик очутился на борту огромного космического корабля.»

По завершению работы осуществляется рефлексия.

В чем была сложность выполнения данного задания? Какие чувства и эмоции испытывали при выполнении? Как и для чего можно использовать упражнение в работе с детьми?

8. Упражнение «Рассказ из заголовков».

Участникам микро групп предлагается с помощью подручного материала (газеты, ножницы, клей, лист ватмана, составить смысловой рассказ, используя только заголовки газетных статей. Время совместного творчества – 5 минут. По завершению работы, представителями групп зачитываются полученные рассказы; рефлексия.

9. Упражнение «Фраза из трех слов».

Ведущий озвучивает любую фразу, состоящую из трех слов, например: «Петя посадил кактус», «Мама варила кашу», «Аня играет с куклой» и т. д. Задача участников групп придумать наибольшее количество фраз, в которых бы сохранялся смысл первоначального предложения, но слова были бы использованы другие, например: «Петя посадил кактус» - «Мальчик выращивает растение», «Ребенок посеял семя колючего растения» и т. д. Рефлексия.

10. Упражнение «Письмо от имени одаренного ребенка».

Участники работают в четырех группах. Каждая группа олицетворяет одного из субъектов образовательного процесса: «одаренного ребенка»; «педагога»; «родителя одаренного ребенка»; «психолога». Задача участников написать письмо обществу, социуму с позиции роли выбранного субъекта. В письме необходимо отобразить информацию в виде советов, рекомендаций об особенностях взаимоотношений с одаренным ребенком. По завершению работы, представитель от каждой группы зачитывает групповое «послание» Рефлексия.

Подведение итогов

Несколько слов об одарённости В учебной деятельности одаренные дети отличаются тем, что: Хотят добиваться успехов в учебе и приобретать знания, не воспринимая это как насилие над собой. Самостоятельны к действиям благодаря приобретенным ранее умственным навыкам. Умеют критически оценивать окружающую действительность и проникать в суть вещей и явлений. Погружены в философские проблемы, касающиеся вопросов жизни и смерти, религии и сущности мироздания. Не довольствуются поверхностными объяснениями, даже если они кажутся достаточными для их сверстников. Постоянно стремятся к самосовершенствованию и стараются все делать хорошо (перфекционизм). Отсюда - постановка завышенных целей и тяжелые переживания в случае невозможности их достижения.

-Могут полностью концентрировать внимание и погружаться в проблему, подавляя любые «помехи» Способны фиксировать свой опыт и оперативно применять его в экстремальной ситуации. Урок для них особенно интересен, когда имеет место поисковая и исследовательская ситуация, импровизация и парадоксы. Умеют выделять главное в проблеме и в жизни, необходимое в данный момент для самореализации. Лучше других своих сверстников способны раскрывать отношения между явлениями и сущностью, использовать логические операции, систематизировать и классифицировать материал. Остро переживают несправедливость в случае нарушения морально-нравственных норм и отношений. Негативными сторонами одаренных детей являются следующие качества личности: Эгоцентризм и неспособность вставать на точку зрения другого человека, особенно если он интеллектуально слабее. Неприязнь к школе, если учебная программа скучна и неинтересна. Отставание в физическом развитии по сравнению со сверстниками, так как одаренный ребенок предпочитает интеллектуальные занятия. Отсюда неумение принимать участие в коллективных спортивных играх. Отсутствие культуры диалога и желание заканчивать мысль собеседника, так как уже с первых слов схватывает суть проблемы. Стремление прерывать и поправлять собеседника во время разговора, если тот делает логические ошибки или неправильно ставит ударение в словах. Стремление всегда быть правым в споре из-за отсутствия конформизма и способности идти на компромисс.

Стремление командовать сверстниками - иначе ему становится скучно с ними.

Проблемы одаренных детей: 1. Неприязнь к школе. Такое отношение часто появляется из-за того, что учебная программа скучна и неинтересна для одаренных детей. Нарушения в поведении могут появляться потому, что учебный план не соответствует их способностям. 2. Игровые интересы. Одаренным детям нравятся сложные игры и неинтересны те, которыми увлекаются их сверстники. Вследствие этого одаренный ребенок оказывается в изоляции, уходит в себя. 3. Конформность. Одаренные дети, отвергая стандартные требования, не склонны к конформизму, особенно если эти стандарты идут вразрез с их интересами. 4. Погружение в философские проблемы. Для одаренных детей характерно задумываться над такими явлениями, как смерть, загробная жизнь, религиозные верования и философские проблемы. 5. Несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитием. Одаренные дети часто предпочитают общаться с детьми старшего возраста. Из-за этого им порой трудно становиться лидерами. 6. Стремление к совершенству. Для одаренных детей характерна внутренняя потребность совершенства. Отсюда ощущение неудовлетворенности, собственной неадекватности и низкая самооценка. 7. Потребность во внимании взрослых. В силу стремления к познанию одаренные дети нередко монополизируют внимание учителей, родителей и других взрослых. Это вызывает трения в отношениях с другими детьми. Нередко одаренные дети нетерпимо относятся к детям, стоящим ниже их в интеллектуальном развитии. Они могут отталкивать окружающих замечаниями, выражающими презрение или нетерпение. 8. Исследователи показывают более высокую чувствительность одаренных детей к новым ситуациям, что приводит к особым трудностям. Поэтому учитель, работающий с одаренными детьми, должен быть подготовлен к такой работе.

Рекомендации учителям

по работе с одарёнными детьми Среднее и старшее звено (V – XI классы) Создавать ситуации незавершенности или открытости, в отличие от жестко заданных и строго контролируемых ситуаций. Разрешение и поощрение множества вопросов. Создание и разработка приемов, стратегий, инструментов, предметов для последующей деятельности. Стимулирование ответственности и независимости. Делать акцент на самостоятельных разработках, наблюдениях, чувствах, обобщениях, сопоставлениях. Формировать более разнообразный взгляд на мир. Внимание к интересам детей со стороны родителей, окружающих их взрослых. Не давать ребенку прямых условий, рекомендаций. Ребенок должен сам их выработать. Не сдерживать инициативу, даже в ущерб урока. Научить прослеживать меж предметные связи. Приучить детей к самостоятельности принятия решения и анализа ситуации. Оказывать поддержку в ситуации успеха. Обеспечить исследовательскую деятельность для одаренных детей. При взаимодействии с одаренным ребенком учитель должен проявлять чувство юмора. Формировать безоценочные критерии в работе с одаренным ребенком. Педагогу необходимо проявлять настойчивость в работе по развитию определенных способностей ребенка. Как показывает практика, наиболее эффективный метод взаимодействия учителя с одаренным ребенком – индивидуальные занятия с акцентом на его самостоятельную работу с материалом.

Принципы подготовки к школьным олимпиадам Максимальная самостоятельность – предоставление возможности самостоятельного решения заданий. Принцип «активность знаний». Принцип «опережающего уровня сложности».

Для успешного участия в олимпиаде необходимо вести подготовку по заданиям высокого уровня сложности. Анализ результатов прошедших олимпиад. Напутственное слово учителя. Принцип «ненасилия над психикой». Заключается в том, что нельзя ставить цель «Только победа».

Для эффективной подготовки к олимпиаде важно, чтобы олимпиада не воспринималась как разовое мероприятие, после прохождения, которого вся работа быстро затухает. Подготовка к олимпиаде должна быть систематической, начиная с начала учебного года. Элективные курсы целесообразнее использовать не для обсуждения вопросов теории, а для развития творческих способностей детей; индивидуальная программа подготовки к олимпиаде для каждого учащегося, отражающая его специфическую траекторию движения от незнания к знанию, от неумения решать сложные задачи к творческим навыкам выбора способа их решения, использование диагностического инструмента (например, интеллектуальные соревнования по каждому разделу программы).

Уделить внимание совершенствованию и развитию у детей экспериментальных навыков, умений применять знания в нестандартной ситуации, самостоятельно моделировать свою поисковую деятельность при решении экспериментальных задач. Использовать учителю все имеющиеся в его распоряжении возможности: мысленный эксперимент, практикумы в лабораториях вузов или предприятий (по договоренности, эксперимент в школьном кабинете и т. д.

Публикации по теме:

Арт-терапия в работе педагога-психолога Арт-терапия – это метод воздействия на ребенка с помощью рисования, лепки, пения, музыки, танцев, сказок – все то, что интересно и близко.

Опыт работы «Арт-терапия в работе педагога-психолога»Опыт работы «Арт-терапия в работе педагога-психолога» Всем добрый вечер! Делюсь с вами опытом работы. Так как, по образованию я д тский практический психолог, расскажу вам про арт - терапию.

Кукольный театр в работе педагога-психолога в ДОУКукольный театр в работе педагога-психолога в ДОУ Кукольный театр в работе педагога-психолога. Еще будучи начинающим специалистом, я увидела заинтересованность детей в кукольном театре.

Песочная терапия в работе педагога-психолога в ДОУ Песочная терапия в работе педагога-психолога в ДОУ Д. С. Шовгенова, педагог-психолог Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение.

Платковые куклы в работе педагога-психолога Платковые куклы в работе педагога - психолога. Кукла – это образ человека в «миниатюре», существующий с первобытных времен, отсюда становится.

Платочные куклы в работе педагога-психолога Я бы хотела поделиться своим опытом работы с использованием палаточных кукол. Дети, это очень тонкие и ранимые создания,при построении общения.

Презентации на занятиях педагога-психолога коррекционной школы Как донести информацию детям в наглядной, легко воспринимаемой форме? Конечно же, можно использовать на занятиях презентации. Проведение.

Профилактическое коррекционно-развивающее занятие педагога-психолога школы «Профилактика употребления психоактивных веществ» Тема: «Профилактика употребления психоактивных веществ и табакокурения, а так же формирование навыков здорового и безопасного образа жизни».

Театрализованная деятельность в работе педагога-психолога ДОУ ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РАБОТЕ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ДОУ Актуальность темы заключается в том, что термин театрализация, обозначает.

Метод пескотерапии в работе педагога-психолога ДОУМетод пескотерапии в работе педагога-психолога ДОУ В начале 20 века швейцарский психолог и философ Карл Густав Юнг впервые обратил внимание на терапевтический эффект от игры с песком при.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Практикум педагога-психолога для педагогов школы по работе с одаренными учащимися
Опубликовано: 4 сентября 2019 в 22:58
+26Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Практикум педагога-психолога для педагогов школы по работе с одаренными учащимися» (включая файлы) размещена пользователем Шкляр Юлия (УИ 2000261) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Календарь
26 декабря 2024 четверг
Вы уже украсили елку?
Учим детей дарить подарки
27 декабря 2024 пятница
Поздравляем всех спасателей России!

Помним про безопасный Новый год!
Украшаем окна снежинками



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД