Нина Полозова
Сохранение и укрепление психологического здоровья дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Психологическое здоровье является интегральной характеристикой здоровья человека в целом, отражает неразделимость телесного и психического в человеке и характеризует личность в целом.
Основной целью психологического сопровождения в ДОУ и является сохранение и укрепление психологического здоровья детей.
О. В. Хухлаева выделяет три уровня психологического здоровья.
Высший уровень – креативный. Характеризуется устойчивой адаптацией к среде, наличием запаса ресурсов для преодоления стрессовых ситуаций.
Публикация «Сохранение и укрепление психологического здоровья дошкольников» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Работа психолога в ДОУ
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2015
Cредний уровень – адаптивный. Присущ детям, которые в целом адаптированы к социуму, однако демонстрируют повышенную тревожность. Такие дети включены в группу риска, поскольку не имеют запаса прочности психологического здоровья. С ними необходима работа профилактической и развивающей направленности.
Низкий уровень – дезадаптивный или ассимилятивно-аккомодативный. Люди с ассимилятивным стилем поведения зависимые, ригидные. Психологические особенности таких детей – низкая самооценка, неадекватный уровень притязаний (заниженный или завышенный, трудности вытеснения гнева (его прямого проявления, социальные страхи (не соответствовать ожиданиям взрослых, сделать что-то не так, возможны психосоматические проявления. В поведенческом плане эти дети чаще всего отличаются хорошей дисциплиной, заслуживают поощрения педагогов и родителей.
Люди с аккомодативным стилем поведения, наоборот, используют активную, наступательную позицию, стремятся подключить окружающих своим потребностям. Дети аккомодативного типа обладают следующими психологическими особенностями: неустойчивая самооценка, зависящая от внешнего окружения, высокий уровень притязаний, острая чувствительность к неуспеху, стремление к лидерству, отсутствие эмоциональной децентрации, сниженная критичность. Эти дети склонны к нарушениям норм поведения, активны и нередко импульсивны. Они доставляют много трудностей работающим с ними взрослым, «так как тянут внимание на себя». Их трудно заставить что-либо сделать, если они сами этого не захотят, остро реагируют на авторитарные воздействия ухудшением дисциплины.
Детям с низким уровнем психологического здоровья необходима индивидуальная психологическая помощь.
На формирование и состояние психологического здоровья детей влияют две группы факторов: объективные и субъективные. К объективным или средовым факторам относят психотравмирующие факторы, с которыми ребенок сталкивается в семье и в детском саду.
Психотравмирующие факторы в семье – это прежде всего отклонения в психологическом здоровье самих родителей, их неуверенность, повышенная тревожность или эмоциональная холодность в отношениях с ребенком; неэффективный стиль воспитания, в частности, гиперопека или сверхконтроль; семейные конфликты, неполная или функционально неполная семья. Семейная ситуация в целом будет негативно влиять на психологическое здоровье ребенка, если она воспринимается им как негативная, провоцирует развитие повышенной тревожности, формирование страхов, ревности.
В детском саду основными психотравмирующими факторами являются неэффективное взаимодействие воспитателя с ребенком и конфликтные отношения со сверстниками. Они нарушают эмоциональный комфорт, тормозят процесс развития его личности.
К субъективным факторам, оказывающим влияние на состояние психологического здоровья ребенка, относят его личностные особенности (в частности, самооценку) и индивидуально-типологические характеристики (темперамент, характер).
Одной из основных задач детского сада в области сохранения и укрепления психологического здоровья детей является создание благоприятных для развития каждого ребенка условий в едином образовательном пространстве «семья – дошкольное учреждение».
Исходя из выше сказанного и составлены задачи психологического сопровождения с целью сохранения и укрепления психологического здоровья детей:
1. Диагностическое обследование
- детей с целью определения уровня психологического здоровья;
- педагогов с целью определения доминирующего стиля педагогического общения;
- родителей с целью определения доминирующего стиля семейного воспитания.
2. Профилактическая работа
- с детьми с креативным и адаптивным уровнем психологического здоровья (проводится воспитателем в группе в течение дня, с использованием методов, способствующие сохранению и укреплению психологического здоровья дошкольников);
- с педагогами (консультации по эффективному взаимодействию с детьми);
- с родителями (консультации по улучшению взаимоотношений с детьми).
3. Коррекционно-развивающая работа
- с детьми с дезадаптивным уровнем психологического здоровья (проводится психологом по программам развития эмоционально-волевой и личностной сфер ребенка);
- с педагогами (тренинг эффективного взаимодействия с детьми);
- с родителями (тренинговые занятия в «Школе благополучного родительства»).
4. Создание условий для сохранения и укрепления психологического здоровья детей в ДОУ и семье.
Таким образом, задачи психологического сопровождения с целью сохранения и укрепления здоровья детей решаются педагогом-психологом во взаимодействии с различными субъектами воспитательно-образовательного процесса (детьми, родителями, педагогами) в различных направлениях (диагностика, профилактика, коррекция).
Решение задач по созданию благоприятных условий для сохранения и укрепления психологического здоровья дошкольника мы видим в следующем:
• создание благоприятного эмоционального климата в каждой возрастной группе, в том числе за счет исключения из практики работы педагогов авторитарных методов воздействия;
• удовлетворение важных потребностей ребенка: в игре, двигательной активности, самостоятельном познании окружающего;
• единство требований к ребенку со стороны педагогов дошкольного образовательного учреждения и родителей;
• организация непосредственно образовательной деятельности с учетом психологических и физиологических возможностей ребенка;
• целенаправленная психологическая работа с детьми, родителями и педагогами дошкольного образовательного учреждения;
• обеспечение психологического комфорта и эмоционального благополучия дошкольников путем создания в группах детского сада уголков психологического здоровья, например, таких как:
- «Уголок гнева» (подушки для битья, боксерские груши, мишени, «коврики злости», «коробочки гнева», «стаканчики для крика») для снятия напряжения, выплеска накопившейся отрицательной энергии;
- «Уголок уединения» (удобные кресла, полупрозрачная ширма, подушки, мягкие игрушки разных размеров, фотоальбом с семейными фотографиями и т. д.) для успокоения, расслабления, восстановления эмоционального равновесия, ощущения себя в полной безопасности;
- «Центр песка и воды», «Сухой бассейн» для снятия психо-эмоционального напряжения и снижения тревоги;
- «Экран настроения» для отслеживания динамики эмоционального состояния каждого ребенка в течение дня;
- стенды «Я пришел», «День рождение», «Я и мои друзья» для формирования ощущения принятия себя в коллективе детского сада;
- экраны «Герой дня», «Звезда недели», «Наши рекорды» для повышения самооценки тревожных, неуверенных в себе детей;
- персональные выставки рисунков (поделок, коллекций) каждого ребенка для создания ситуации успеха, пробуждения ресурсов и развития веры в себя и собственные силы.
Система запланированных мероприятий по сохранению и укреплению психологического здоровья детей позволяет:
детям – снизить уровень тревожности, агрессивности, конфликтности; повысить самооценку, устранить социальные страхи;
родителям – снизить тревожность и эмоциональную холодность в отношениях с ребенком; отладить эффективный стиль воспитания;
педагогам – эффективно взаимодействовать с детьми, опираясь на понимание, приятие и признание личности каждого ребенка.