Казакова Юлия
Конспект занятия «Краски осени»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели:
• Обобщить и систематизировать представление детей об осени по основным, существенным признакам. Показать детям, что природа прекрасна во все времена года. Объяснить, что в природе ничего не происходит случайно. Подвести детей к выводу, что осенняя погода влияет на жизнь растений и животных.
• Формировать у детей умение устанавливать причинно-следственные связи между наблюдаемыми явлениями.
Публикация «Конспект занятия „Краски осени“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2022
• Принимать участие в групповом разговоре: внимательно слушать, отвечать на вопросы, поддерживать разговор, инициативно высказываться на темы из личного опыта, активизировать имеющиеся знания, самостоятельно рассуждать.
• Закреплять умение образовывать слова с помощью суффиксов и приставок; упражнять в подборе однокоренных слов, синонимов и антонимов. Продолжать формировать умение выразительно читать стихи.
Предварительная работа: Беседы об осени с выделением признаков в разные периоды, наблюдения за изменениями в природе, чтение стихов, отгадывание загадок об осени, рассматривание иллюстраций по теме «Осень», беседа о перелетных птицах; различные дидактические игры, различные виды вырезывания из цветной бумаги.
Закрепить представление детей о золотом периоде осени.
Учить устанавливать связи между изменениями в неживой природе и изменениями в жизни растений и животных.
Развивать память детей, воображение, мышление.
Активизировать словарный запас (заморозок, ледостав).
Развивать умение видеть поэтическую красоту золотой осени.
Материал
Модели признаков осени, «Для чего дереву листья?», репродукции картин, кроссворд для каждого ребенка.
Предварительная работа
Экскурсия в парк осенью. Беседы «Для чего дереву листья?», «Ледостав». Чтение произведений художественной литературы: И. Соколов – Микитов «Листопадничек», А. Майков «Осень» (отрывок, А. Твардовский «Лес осенью». Рассматривание репродукции картины И. Левитана «Золотая осень» и книжных иллюстраций с изображением осенних пейзажей. Пение песен, загадывание загадок, разучивание стихов. Рисование на тему «В осеннем парке».
Ход занятия
1. (Педагог, не объявляя автора и названия, выразительно читает стихотворение А. Пушкина «Осень» («Унылая пора! Очей Очарованья»).
Обращает внимание детей на красоту поэтического выражения. Затем спрашивает, о каком времени года идет речь.)
П е д а г о г. Правильно, здесь говориться об осени. А какое сейчас время года? Как вы догадались? (Выслушивает и уточняет ответы детей.)
П е д а г о г. Правильно, деревья сейчас стоят голые, стало очень холодно, даже иногда выпадает снег, люди одеваются тепло. А как одевались люди в начале осени? Почему?
- Почему осенью люди часто надевают плащи и носят с собой зонты? (Модели.)
- Каким был лес в начале осени?
- Как называют такую пору осени, когда все деревья, кустарники, трава окрашены в желтые, красные, оранжевые тона?
Да, такое время называют золотой осенью. Это самая красивая пора осени. Это время любят и взрослые и дети. Поэты пишут стихи об осени, композитор – песни, художники – картины. (Читает стихи об осени Е. Трутневой «Стало вдруг светлее…», А. Пушкина «Уж небо осенью дышало»).
П е д а г о г. А кто из вас знает стихи об осени?
(Дети читают стихи.)
П е д а г о г. Вспомните какую картину об осени мы недавно рассматривали?
(Ответы детей).
П е д а г о г. Кто написал картину «Золотая осень»? Помните, дети, когда мы однажды гуляли в парке, вдруг подул ветер, и на нас полил желтый, золотой дождь. Мы все засмеялись от радости, запрыгали, замахали руками. Чему мы радовались? Что это был за дождь? (Листопад).
2. Физкультминутка (свободное построение). Игра с листочками (ритмопластика).
3. (За столами)
П е д а г о г. Какие породы деревьев особенно красивы осенью? (Читает стихотворение И. Бунина «Листопад», Е. Елагиной «Лист качается узорный».) Почему осенью листья на деревьях желтеют и опадают? (Модели осеннее солнце, долгота дня, «Для чего дереву листья?»).
4. П е д а г о г. И поэты и мы любим осень за ее красоту. Но люди любят осень не только за красоту. За что еще? Как вы думаете?
(Ответы детей.)
П е д а г о г. Верно. Осень щедра дарами : и лес и сады, и огороды дарят людям много полезного, вкусного. Вспомните дары леса, сада, огорода.
(Ответы детей и использованием моделей.)
П е д а г о г. А сейчас как выглядят поля, леса, сады, огороды?
(Ответы детей.)
П е д а г о г. Услышим ли мы в лесу пение птиц? Почему птицы улетели? (Игра «Птичка»)
5. П е д а г о г. У каждого времени года свой любимый цвет. Какой любимый цвет у осени мы узнаем, если решим кроссворд.
(Решение кроссворда.)
П е д а г о г. Да, у осени любимый цвет золотой! А. С. Пушкин любил осень, в это время года у него создавалось особое поэтическое настроение и рождались красивые стихи. Вспомним еще аз его стихотворение «Унылая пора! Очей очарованье!» Как вы думаете, почему Александр Сергеевич так сказал про осень? Почему «Очей очарованье!»? А почему «Унылая пора»?
(Ответы детей).
П е д а г о г. Под впечатлением красоты золотой осени П. И. Чайковский написал музыку на тему каждого осеннего месяца. Давайте послушаем «Октябрь».
6. Детям предлагается пройти на выставку осеннего пейзажа (репродукции на тему осени заранее вывешены в другом помещении: раздевалке, спальне и т. д.) Дети рассматривают картины, делятся впечатлениями, педагог называет художников, название картин. Выясняет у детей, какой осенний пейзаж они хотели бы изобразить, если бы были художниками. Как его изображали бы, какими красками?
Занятие можно закончить на выставке «Что нам осень подарила?» (поделки детей из природного материала, овощи, фрукты, хлеб и т. д.)
Конец!