Получи документы

Уголок психологической разгрузки в детском саду

Олеся Миронец
Уголок психологической разгрузки в детском саду

Уголок психологической разгрузки в детском саду.

Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека.

Поведение, настроение ребёнка дошкольного возраста очень сильно зависит от его эмоционального состояния. Управлять своим переживаниями он ещё не научился, и поэтому его жизнь сильно подвержена переменам настроения.

Публикация «Уголок психологической разгрузки в детском саду» размещена в разделах

Ребёнка легко рассмешить, удивить, обидеть. Для педагогов и родителей одной из наиважнейших задач воспитания является формирование умения регулировать эмоциональную сферу ребёнка. Подавление эмоций может привести к разнообразным невротическим проявлениям. Испытывая определённые чувства, ребёнок познаёт себя, других людей, окружающий его мир. Психологи не советуют стыдить ребёнка, а тем более наказывать его за проявление негативных чувств и эмоций.

К негативным эмоциям относятся гнев, злоба, агрессия, боль, обида, страх. Для того, чтобы помочь ребёнку разобраться в переживаемых им чувствах, необходимо понять причину их возникновения, а таковых может быть большое количество. Наиболее распространённые это — детская ревность, обида, зависть, защита от нападок, охрана своей личной территории, страх разлуки с родителями, чрезмерный контроль взрослыми, недостаток внимания, переутомление.

Как известно, одной из важных задач воспитательного процесса в ДОУ является формирование и развитие эмоционально-волевой сферы личности ребёнка. Организация образовательного процесса формируется на основе глубокого уважения к личности ребёнка, учете особенностей его индивидуального развития, отношения к нему, как к сознательной, самостоятельной личности.

Современный детский сад должен быть организован таким образом, чтобы каждому малышу было в нем уютно и комфортно. Правильно организованная среда поможет маленькому человечку быстрее адаптироваться к новому месту и научиться управлять своими эмоциями.

Детям не всегда комфортно находиться в большом коллективе, иногда хочется уединиться и отдохнуть. Для этого в группах нашего детского сада созданы уголки релаксации и психологической разгрузки.

Уголок психологической разгрузки – это пространство, организованное таким образом, что находящийся в нем ребенок ощущает покой, комфорт и безопасность, там он может отдохнуть, расслабиться, подумать, помечтать.

Уголок психологической разгрузки призван решать одну из важных задач стандарта дошкольного образования – создания благоприятных условий для реализации индивидуальной потребности ребёнка в покое.

При организации психологического уголка в первую очередь необходимо выбрать место его расположения в групповом помещении. Оно должно быть удобным и доступным для детей.

Особое внимание следует уделить подбору игр и объектов для уголка. Они должны быть безопасными для жизни и здоровья ребёнка. Уголок может содержать постоянные и дополнительные объекты, которые вносятся в зависимости от потребности детей.

Назначение уголка психологической разгрузки:

• Зона психологической разгрузки;

• Обучение социально приемлемым способам поведения;

• Обучение детей владеть собой в различных ситуациях (саморегуляция);

• Обучение общению, решению конфликтов;

• Повышение самооценки, снятие тревожности, повышение уверенности в себе;

• Обучение детей навыкам сотрудничества и согласованным действиям в команде.

Основные принципы организации уголка психологической разгрузки:

• Разнообразие материалов;

• Доступность;

• Безопасность;

• Актуальность;

• Креативность.

Правила оформления уголка психоэмоциональной разгрузки по ФГОС.

ФГОС предъявляет определённые требования к оформлению уголка уединения в ДОУ:

Он не должен быть слишком большим по размеру (ведь ощущение уюта и спокойствия ребёнку даёт именно миниатюрный домик, шатёр или палатка).

Цветовая палитра уголка не предполагает слишком ярких цветов, освещение должно быть приглушённым.

На полу обязателен мягкий коврик, подушки (как вариант — детское кресло, приветствуются мягкие модули.

Предметная среда в уголке должна носить развивающий характер (а не только красивые и милые вещицы, которые приятно потрогать и рассмотреть, побуждать дошкольников к самосовершенствованию и творчеству.

Наполнение зоны релаксации должно быть вариативным. Воспитатель периодически меняет атрибуты для игр, однако некоторые вещи присутствуют постоянно: это даёт ребёнку ощущение стабильности.

При подготовке пособий воспитатель обязательно учитывает возрастные особенности дошкольников. Игрушки, атрибуты и развивающие материалы также должны отвечать эстетическим и гигиеническим показателям.

Никогда нельзя забывать о технике безопасности: в уголке недопустимы острые и легко бьющиеся предметы.

Чтобы педагог в любой момент мог убедиться в безопасности и нормальном самочувствии воспитанника, в уголке уединения желательно сделать «окошко», которое не будет нарушать личное пространство ребёнка.

Наполнение уголка психоэмоциональной разгрузки в детском саду.

Важнейшая составляющая зоны отдыха — наполняющие её предметы. Здесь можно выделить три основные группы.

Предметы для выражения негативных эмоций.

Отрицательные переживания воспитанники ДОУ могут выразить с помощью ряда предметов:

- Подушки для битья, подушки-поплакушки (чтобы выплакаться).

- «Стаканчик гнева» (как вариант, это может быть коробка, корзина, сундук и т. п.). Это красиво оформленный стакан (лучше с чёрным фоном) с крышкой, в котором ребёнок может оставить свои нехорошие слова и мысли. Когда малыш выговорится, он плотно закрывает стакан и прячет его.

- «Коврик злости». Это маленький коврик из грубой пряжи или из шероховатой ткани. Дошкольник разувается и вытирает ножки до тех пор, пока не перестанет злиться.

- «Островок примирения». Это небольшой коврик, красиво оформленный, сделанный своими руками. Поссорившиеся дети становятся на него и разрешают конфликт, мирятся. Для аналогичных целей можно использовать трубочку или варежки: картонная труба интересно раскрашивается или декорируется аппликацией, двое детей просовывают в трубу руку каждый со своей стороны, во втором случае это варежки, связанные верёвочкой.

- Зеркало для хорошего настроения. Когда воспитатель замечает, что малыш не в духе, то предлагает ему сесть в уголке перед зеркалом, взглянуть на своё отражение и улыбнуться.

- Кружка «Кричалка». Как известно, вместе с криком у человека выходят наружу отрицательные эмоции. Чтобы не создавать шума и не пугать других детей, ребёнку предлагается покричать в такую кружку.

Предметы, выполняющие успокаивающую и релаксационную функцию.

Для расслабления дошкольников могут использоваться:

- Сенсорные игрушки. В младшем дошкольном возрасте это шнуровки, мозаики, деревянные пазлы-вкладыши. В более старшем возрасте сюда можно добавить картины, которые ребята формируют своими руками: с помощью липучек присоединяют на общий фон отдельные элементы (цветы, растения, насекомых).

- Красивый настольный фонтан, водопад.

- Плеер с релаксационными композициями: шум моря, звуки леса, дождя. В младшем возрасте его включает воспитатель, старшие дошкольники способны делать это самостоятельно.

- Музыкальные игрушки (например, шкатулка, игрушки, издающие звуки (для младших дошкольников это могут быть обычные «пищалки»).

- Фотоальбом с групповыми и семейными фото (интересно разглядывать семьи всех воспитанников, фото домашних питомцев, альбом с изображениями любимых героев сказок и мультфильмов.

- Игрушечный телефон для воображаемых звонков маме и папе.

- Массажёры, небольшие мячики-ёжики, тактильные мешочки (наполненные песком, мукой, крупой, солью и пр.).

- Коллекции морских ракушек, магнитов.

- Корзинка с клубочками разного цвета и фактуры.

- Бутылочки с гелем для душа (можно развести глицерин с водой, в которых плавает бисер, новогодняя мишура. Когда ёмкость переворачивается, то элементы красиво опадают вниз — наблюдение за этим успокаивает нервную систему.

- Материалы для изодеятельности (в первую очередь, для лепки — пластилин, цветное тесто).

- Пребывание в уголке уединения позволяет ребятам расслабиться, восстановить силы, а интересные игры помогают развивать мелкую моторику.

Пособия для развития эмоциональной сферы.

- В уголке уединения содержатся предметы, помогающие ребёнку лучше понять своё настроение и самочувствие, а также расширить спектр эмоциональных переживаний:

- Дидактические игры: «Угадай эмоцию», «Хорошие и плохие поступки», «Эмоции в сказках», «Мои чувства», «События и эмоции». Их можно приобрести в готовом виде либо изготовить самостоятельно.

- Маски (например, грустный и весёлый клоун, волшебные предметы (шляпа, башмачки, плащ, палочка). Назначение этих предметов — снять с ребёнка чувство скованности, зажатости, помочь перевоплотиться из грустного в весёлого.

- «Куб настроения», на каждой стороне которого изображена определённая эмоция. Дошкольник выбирает ту, которую он чувствует в данный момент или хотел бы почувствовать. Аналогичное пособие — «Цветок эмоций».

- «Книга доброты». Это альбом с изображениями только добрых сказочных и мультяшных героев, сюжетными картинками со сценами хороших поступков.

- «Подушка-обнимушка». Если подушка для битья даёт выход отрицательным эмоциям, то этот вариант позволяет ребятам поделиться своим настроением, рассказать о своих мечтах. Для этих целей можно использовать куклу (желательно мягкую тряпичную).

Педагог обстоятельно знакомит воспитанников с каждым атрибутом и пособием, демонстрирует способы взаимодействия с ним. Ведь именно от этого зависит эффективность деятельности дошкольника в уголке уединения.

Основные виды деятельности в уголке психоэмоциональной разгрузки.

С каждым предметом и атрибутом в уголке уединения можно развернуть целую игру. Всё здесь зависит от фантазии и заинтересованности воспитателя. Обозначим основные направления:

Игры-манипуляции с предметами. Например, «Ласковое солнышко». Если какой-то ребёнок рассердился или слишком расшалился, педагог предлагает ему поиграть в уголке с лучиками игрушечного солнышка — ленточками, накручивая их себе на пальчики. Это также могут делать одновременно 2 поссорившихся ребёнка: они играют с ленточками, одновременно говоря друг другу добрые слова. Другой пример — занятия с разноцветными клубками. Нитки помогают дошкольнику научиться приёмам саморегуляции: когда малыш сматывает нитки в клубок, он успокаивается. Действия с пряжей можно сочетать с чтением стихотворения или пением песенки.

Дидактические игры. Ребёнок может самостоятельно поиграть в настольную игру на обогащение эмоциональной сферы, например, распределить на 2 группы карточки с изображениями хороших и плохих поступков.

Речевые игры с использованием предметов. Например, «Мои добрые дела». Педагог предлагает воспитаннику вспомнить свой хороший поступок и положить фишку в специальную коробочку (при этом всё проговаривается вслух).

Изобразительная деятельность. Например, «Нарисуй своё настроение» (здесь важную роль играет выбор цвета, «Нарисуй или слепи из пластилина свой страх» (это уже элементы арт-терапии — затем малыш может порвать картинку, а пластилиновую фигурку смять в комок).

Физическая деятельность. В старшем дошкольном возрасте ребята в уголке уединения могут выполнить знакомую им пальчиковую или дыхательную гимнастику (здесь пригодятся карточки-схемы, сделать себе точечный массаж. Всё это способствует расслаблению и улучшению эмоционального состояния.

В уголке психоэмоциональной разгрузки ребята играют в спокойные игры, занимаются творческой деятельностью, тихо общаются или просто отдыхают от шума.

Примеры использования материалов психологического уголка.

1. Игры с клубочками.

Цель: успокоить расшалившихся детей.

2. «Мешочки настроений».

Цель: научить детей, в приемлемой форме избавляться от плохого настроения.

3. «Коробочка примирения».

Цель: научить детей разнообразным способам примирения после ссоры.

4. «Мыльные пузыри».

Цель: избавляться от внутреннего напряжения и отрицательных эмоций.

5. «Варежки – мирилки»

Цель: научить разным способам примирения после ссоры.

6. «Горячие ножки» или коврик злости

Цель: снятие напряженности, агрессии, тревожности.

7. «Стаканчики для крика».

Цель: избавляться от внутреннего напряжения и отрицательных эмоций.

При подборе материала для психологических уголков учитывались потребности детей. Кому-то хочется отдохнуть от детского коллектива, подумать о маме, посидеть в тишине, кто-то нуждается в психоэмоциональной разгрузке, какой-то ребенок агрессивен и ему надо помочь - выплеснуть агрессию так, чтобы не навредить другим детям и не держать ее в себе. Ведь сдерживание агрессии, эмоционального напряжения приводит к различным расстройствам ЦНС. Поэтому перед нами стоит задача — обучить детей приемлемым формам выражения агрессии и создать для этого все условия. Таким образом, в уголках необходимы зона для релаксации и зона саморегуляции. Для каждой возрастной группы разработаны рекомендации по устройству уголков психологической разгрузки:

Вторая группа раннего возраста

• уголок для уединения;

• телефон «Позвони маме»;

• груша для битья, поролоновые подушки;

• мякиши «Веселые смайлики»;

• аудио диск «Колыбельные».

Младшая группа

• уголок для уединения;

• телефон «Позвони маме»;

• груша для битья, поролоновые подушки;

• мякиши «Веселые смайлики»;

• коврик злости;

• стаканчики для крика;

• аудио диск «Колыбельные».

Средняя группа

• уголок для уединения;

• массажные мячи-ёжики 2-3 шт. ;

• коврик дружбы;

• стаканчик для крика;

• груша для битья, поролоновые подушки;

• тактильные смайлики (рис, мука, горох);

• гусеница из пуговиц;

• рукавички для примирения;

• аудиодиск «Музыка для сна. Релаксация».

Старшая группа

• массажные мячи-ёжики 2-3 шт. ;

• коврик злости;

• обруч для примирения;

• стаканчик для крика;

• корзина с бумагой для разрывания;

• толстая веревка для узелков;

• шарики-болики (теннисные мячики);

• груша для битья;

• тактильные смайлики (рис, мука, горох);

• зеркало;

• рукавички для примирения;

• аудиодиск «Музыка для сна. Сказки. Релаксация».

Подготовительная к школе группа

• фотоальбомы с групповыми и семейными фотографиями;

• коврик злости;

• коробочка примирения;

• обруч для повышения самооценки;

• стаканчик для крика;

• корзина с бумагой для разрывания;

• толстая веревка для узелков;

• стул размышлений;

• мешочки настроения;

• груша для битья;

• зеркало;

• рукавички для примирения;

• аудиодиск «Музыка для сна. Сказки. Релаксация».

При правильной организации уголка психоэмоциональной разгрузки, это место станет настоящим помощником воспитателя в группе, кроме того поможет детям разобраться во всём спектре чувств, которые они испытывают.

Также, правильно организованная предметно-пространственная среда позволит каждому ребенку найти свое занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки. Ведь именно это лежит в основе развивающего обучения.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

«Деревенский уголок» на участке в детском саду«Деревенский уголок» на участке в детском саду Сегодня хочу представить вашему вниманию "деревенский уголок", созданный на территории нашего детского сада. Но сначала немного предистории.

Пособие для психологической разгрузки детей «Ромашка настроения»Пособие для психологической разгрузки детей «Ромашка настроения» Мир современного ребёнка часто переполнен новыми впечатлениями, эмоциями, переживаниями, не всегда положительными. Вся жизнь ребенка дошкольного.

Уголок экспериментирования в детском садуУголок экспериментирования в детском саду Фотоотчет. Уголок экспериментирования в детском саду Иванова Елена Владимировна. Поставить эксперимент - это как срезать длинный обходной.

Игровой уголок «Парикмахерская» в детском садуИгровой уголок «Парикмахерская» в детском саду Ко дню сюжетно – ролевой игры на МААМ. «Игра не пустая забава. Она необходима для счастья детей, для их здоровья и правильного развития».

Математический уголок в детском саду Математический уголок в детском саду Руководители уголка Воспитатели группы: Место размещения 2 младшая группа «Морячок» Цель Способствовать.

Развивающая среда. Уголок для родителей в детском садуРазвивающая среда. Уголок для родителей в детском саду Стенд для родителей. Воспитатель Ковтун Е. И. Информация, размещенная на стенде для родителей, должна быть динамичной. Минимум раз в две.

Уголок математики в детском садуУголок математики в детском саду Уголок математики в детском саду создается с целью стимулирования познавательной активности детей и побуждения их к различным видам деятельности.

Уголок ПДД в детском садуУголок ПДД в детском саду Всем известно,что самой уязвимой категорией участников дорожного движения являются дети. Максимально защитит их от возможной беды.

Уголок ПДД в детском садуУголок ПДД в детском саду Огромную роль в воспитании детей имеет знание правил дорожного движения. Обучение правилам дорожного движения в детском саду – это жизненная.

Живой уголок в детском саду.Живой уголок в детском саду. В дошкольном возрасте формируется личность ребёнка,его мировоззрение и отношение к окружающему миру. Сейчас,не все заводят дома животных.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Уголок психологической разгрузки в детском саду
Опубликовано: 29 апреля 2020 в 21:02
+26Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Уголок психологической разгрузки в детском саду» (включая файлы) размещена пользователем Олеся Миронец в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 ноября. Синичкин день. Папка-передвижка

В старину говорили «Невелика птичка синичка, а свой праздник знает». В народном календаре 12 ноября значится как день памяти православного святого Зиновия Синичника или Синичкин день.

4 ноября. День народного единства. Передвижка

День народного единства – один из самых юных государственных праздников. Сегодня вспоминаем о тех далёких событиях и о том, что единство и дружба народов – единственно верный путь.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД