Куликова Ирина
Уголок природы в старшей группе
Уголок природы в старшей группе.
Образовательная среда в детском саду предполагает специально созданные условия, такие, которые необходимы для полноценного проживания ребенком дошкольного детства.
Публикация «Уголок природы в старшей группе» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Старшая группа
- Уголки и центры в группах
- Уголок природы и календарь наблюдений
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая образовательная среда» декабрь 2021
Современное понимание развивающей предметно-пространственной среды включает в себя обеспечение активной жизнедеятельности ребенка, становления его субъективной позиции, развития творческих проявлений всеми доступными, побуждающими к самовыражению средствами. В качестве центра развития может выступать – уголок природы (наблюдений за природой). Дети учатся обобщать и систематизировать представления о временах года, сезонных изменениях в живой и неживой природе, месяцах, части суток. Знакомятся с народными приметами.
Привить детям любовь и бережное отношение к природе, учить понимать и уважать её законы, соблюдать правила целесообразного поведения в природе.
Уголок природы служит :
- ознакомлению с природой и природными явлениями;
- развитие умения устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями;
- формирование первичных представлений о природном многообразии планеты Земля;
- формирование элементарных экологических представлений;
- формирование понимания того, что человек – часть природы, что он должен беречь, охранять и защищать её, что в природе все взаимосвязано, что жизнь человека на Земле во многом зависит от окружающей среды;
- воспитание умения правильно вести себя в природе;
- воспитание любви к природе, желание беречь её.
Основным видом наблюдений в природе, в старшей группе, является наблюдение за погодой. Основное место отводится отображению состояния погоды. Наблюдение за погодой проводят во время дневной прогулки. Чтобы определить состояние погоды, дети должны хорошо знать её характеристики и пользоваться соответствующими терминами: солнечная, дождливая, пасмурная, облачная и т. д. Возвращаясь в группу, воспитанники заносят результат наблюдений в календарь, используя упращенные изображения (солнышко, тучу, облако, снежинку). Для записи ежедневных наблюдений воспитатель делает таблицу, сколько дней в месяце, и подписывает название месяца, указывает числа. Чтобы дети быстрее находили один и тот же день на разных неделях обозначают одинаковым цветом.
Кроме наблюдений за погодой, проводятся наблюдения за объектами живой и неживой природы, результат которых также заносят в календарь. Для этого на календаре размещают окошко небольшого формата, а воспитатель готовит набор картинок для каждого времени года, которые дети будут выставлять по мере того, как увидят то, или иное явление на прогулке. Вполне возможно, на прогулке детвора увидит явление природы, которого нет на картинке. В этом случае, предложить после прогулки нарисовать увиденное.
В уголке природы находятся объекты естественного происхождения:
- песок, глина;
- каштаны, шишки, желуди;
- обрезки дерева;
- семена растений.
В разное время года в уголок природы вносятся сезонные, сменные объекты:
- букет осенних листьев;
- корзинки овощей и фруктов;
- еловая или сосновая ветвь;
- поделка снегиря на ветке;
- макет снеговика;
- весенние цветы (поделки).
В уголке природы может также находиться сказочный герой, который будет давать детям задания, загадывать загадки, помогать советами.
Полезно проводить конкурсы сезонных поделок вместе с детьми, а также среди семей воспитанников. Так развивающая среда группы пополнится произведениями творчества.
Уголок природы невозможен без развивающих и обучающих настольно-печатных игр. Большое значение в развитии детей имеют наглядные пособия: сюжетные картинки, серии картин о природе, лэпбуки.
Для моделирования климатических зон, необходимы фигурки зверей различных природных зон.
Прекрасными наглядными пособиями являются фото растений и животных, которые сделают родители. Они послужат материалом для развития детей, для воспитания любви к своей малой родине, городу, селу.
В уголке природы нужно иметь книги : детские энциклопедии, сборники рассказов, стихов о растениях и животных. Книги меняются в зависимости от сезона.
Уголок природы – важная и полезная зона в групповом помещении детского сада. А для многих ребятишек, особенно городских, такие уголки – главное средство общения, настоящее «окошко в природу».