Татьяна Ткачева
Уголок природы как развивающая среда для экологического образования детей.
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждения
Центр развития ребенка- детский сад первой категории № 7 "Белочка".
Уголок природы, как развивающая среда для экологического образования детей.
Воспитатель: Ткачева Татьяна Владимировна.
Чтобы ребенок понимал свою неотрывность от природы, важно окружить его ею, поэтому в своей группе был создан уголок природы.
Публикация «Уголок природы как развивающая среда для экологического образования детей,» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Уголки и центры в группах
- Уголок природы и календарь наблюдений
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Эколята-дошколята. Экологические стенды и уголки
- Темочки
Цель создания уголка природы – способствовать развитию ребёнка в целом, формированию его как личности, удовлетворять его потребности в различных видах деятельности, научить детей экологически целесообразному образу жизни.
Цель организации уголка природы в подготовительной группе – продолжать работу по углублению и обобщению знаний о растениях и животных (особенностях внешнего вида, размножении и т. п.). Учить ответственно относится к природе, понимать её законы. Продолжать формировать умения самостоятельно работать в уголке природы.
Для достижения этой цели, я создала условия для формирования у детей элементов экологической культуры, экологически грамотного поведения, реализации новых идей об универсальности и самоценности природы.
Уголок природы находится в хорошо освещенном месте около окна. В нем размещены природные объекты для ухода и наблюдений. В уголке природы находятся: комнатные растения, клетка с попугаем, инвентарь для ухода за растениями и животными. В осенне-зимний период на окошке располагается мини огород «Во саду ли в огороде». Так же календарь природы, энциклопедии, художественная литература, альбомы с иллюстрациями, дидактические игры, различный природный материал, мини-лаборатория.
На протяжении всего учебного года, я провожу с детьми ежедневный уход за комнатными растениями и животными (попугайчиком) в уголке природы.
Дети ежедневно дежурят в уголке природы по два человека. Один ребёнок ухаживает за комнатными растениями: поливает цветы и протирает пыль губкой, рыхлит землю, опрыскивает. Другой вместе с воспитателем чистит клетку попугайчику Кеше. В нашем уголке природы много комнатных растений, а именно: зигокактус, сансевиерия, узамбарская фиалка, колеус, толстянка, циперус, папоротник, герань, каланхоэ, бегония и др.
дежурства в уголке природы.
Поливка цветов - один из сложных приемов. Нужно научить детей тому, что не все цветы одинаково поливают. Одни цветы не любят влагу, другие страдают от ее недостатка. Поэтому для удобства детей на цветочных горшках приклеили условные обозначения, какой цветок что любит (например: папоротник любит обильный полив, не любит прямых солнечных лучей, требует высокой влажности воздуха () и т. д. По этим обозначения детям легко ориентироваться, что необходимо для хорошего роста растениям. Так же дети учатся учитывать время года: во время усиленного роста - поливают усиленно, во время покоя – поливку сокращают. Дети подготовительной группы продолжают учиться определять состояние комнатных растений, обеспечивать им необходимый уход. В беседах с детьми я углубляю и закрепляю знания о разнообразии растений на земле.
Уход за комнатными растениями способствует эколого-эстетическому развитию ребёнка. Я постаралась создать такие условия (разнообразие комнатных растений по происхождению, по разнообразию семейств, по размеру, чтобы дети видели красоту растений, разнообразие их красок и форм, предпочтение живым растениям перед искусственными. У детей формируются нравственные качества, т. е. регулярное ухаживание, умение сохранить окружающую красоту природы.
Когда в цветнике и на огороде все отцвело и убрано в осенне – зимний период на окошке располагается мини огород «Во саду ли, в огороде». Вместе с детьми выращиваем в группе лук, салат, огурцы.
Огород на окошке «Во саду ли, в огороде».
Наши огурчики.
Наш салат.
Наш лук.
Наблюдая за рассадой, дети знакомятся с основными этапами роста и развития растений закрепляют знания об их строении, способах ухода за ними. Во время наблюдений за ростом рассады дети отражают происходящие изменения в своих рисунках. Данный вид деятельности способствует познавательному развитию ребёнка. Одновременно зеленый лук является хорошим витаминным подспорьем для детского организма в зимнее время. А для попугайчика Кеши выращиваем овес (в сетке с опилками) в виде «ёжика» или «веселой мордашки».
Овес для попугайчика Кеши.
В нашем уголке природы есть замечательный попугай Кеша. Дети с большим интересом и любовью ухаживают за ним, кормят, следят за чистотой в клетке. Ежедневный уход за попугаем заключается в следующем: дети вместе с воспитателем подготавливают корм, моют кормушку, чистят клетку с выдвижным дном, жердочки. В зимнее время дети подготавливают попугайчику лакомый корм зеленые всходы овса. В свободное от занятий время дети подходят к клетке и разговаривают с Кешей. В результате заботы о животном у детей формируются нравственные качества, формируется экологически правильное поведение (уход за животным). А в благодарность за хороший уход дети слышат громкое и веселое чириканье Кеши.
Огромную роль в экологическом воспитании детей и формировании представлений о временах года, о сезонных явлениях в природе имеет работа с календарем природы. Регулярные наблюдения детьми сезонных явлений в природе, их изменений несут огромную смысловую нагрузку: учат сравнивать, сопоставлять различные природные явления, устанавливать их причину и временную взаимосвязь. Систематические наблюдения за состоянием погоды дети фиксируют в календаре природы. Вместе с воспитателем дети ежедневно беседуют об изменениях погоды, выясняют, почему они происходят. В подготовительной группе дети отмечают особенности погоды условными знаками. Работа с календарём развивает наглядно-образное и схематическое мышление дошкольников.
Имеющаяся в уголке литература помогает закрепить у детей те знания, которые они получают на занятиях по экологии и то, что они не могут увидеть сами (например, как появляется бабочка и т. д.). В таких случаях на помощь приходит детская литература, в которой поэтапно показано в красочных иллюстрациях. В уголке природы такая литература выставляется не вся сразу, а периодично меняется. Так же в уголке имеется художественная литература с красочными иллюстрациями. В свободное время дети рассматривают данную литературу. Обязательно у них возникают вопросы, на которые я даю им ответ.
Познавательная литература в уголке природы.
Ну а какой уголок природы без природного материала! Весь природный материал: жёлуди, разнообразные семечки (арбуза, дыни, хурмы и т. д, скорлупа грецких орехов, ракушки, шишки, семена, листья дети собирают сами и приносят в группу, засушивают их, а затем используют в своих творческих работах. В свободное от занятий время дети изготовляют из природного материала поделки. Данный вид деятельности способствует познавательному развитию ребёнка в результате экспериментирования с природным материалом.
Как говорится в известной пословице «Что посеешь, то и пожнешь». Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать все живое.