Светлана Тевс
Уголок настроения для первой младшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность
Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования впервые на законодательном уровне обозначена очень важная задача «охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия».
Считаю, что не случайно авторы стандарта задачу эмоционального благополучия детей выдвигают в область приоритетных, так как продолжительное время в нашей стране система дошкольного образования была ориентирована, прежде всего, на развитие интеллекта, познавательного развития детей. Хотя, научно доказано, что эмоционально – волевые структуры являются фундаментом причинно – следственных основ регуляции во всех видах активной деятельности: творческой, познавательной, коммуникативной. Другими словами от того какое эмоциональное состояние преобладает у ребенка - зависит и то, как он будет воспринимать новую информацию, да и в целом окружающий мир.
Публикация «Уголок настроения для первой младшей группы» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Уголки и центры в группах
- Уголки настроения, эмоций, уединения
- Эмоции. Развитие эмоциональной сферы у детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая образовательная среда» апрель 2016
Эмоциональное благополучие определяется как положительно окрашенное эмоциональное самочувствие ребенка, характеризуемое ощущением значимости, принятия, доверия, нужности, и возникающее в результате удовлетворения фундаментальных потребностей в безопасности, любви, уважении, самовыражении и общении. Эмоциональное благополучие дошкольника обуславливается разнообразными факторами: физическое самочувствие, психологический климат в семье, самооценка ребенка, его взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, стили общения педагогов с детьми (К. Н. Вентцель).
Одним из важных факторов является построение комфортной развивающей предметно - пространственной среды. Считаю, что от того насколько грамотно организована развивающая среда в группе детского сада во многом зависит психологическая комфортность и эмоциональное благополучие ребенка.
Организация предметно-пространственной среды.
Для создания атмосферы психологического комфорта и эмоционального благополучия, я рекомендую создать «Уголок настроения».
Задачи создания «Уголка настроения»
1. Научить ребенка понимать своё настроение.
2. Формирование положительного эмоционального настроя на посещение детского сада.
3. Развивать эмпатийные способности ребенка (способность постигать настроение своё и другого ребенка)
4. Воспитывать эмоциональную отзывчивость и сопереживание.
5. Формировать умения справлять с негативным эмоциональным состоянием.
Требования к уголку настроения
1. Уголок настроения должен находится на уровне глаз ребенка.
2. Уголок настроения должен соответствовать требованиям СанПин (возможность обработки объектов уголка).
3. Внесение изменений в уголок настроения производится самим ребенком.
Объекты «Уголка настроения»
Окно настроения собой картину с изображением окна с видом на улицу. Каждый персонаж обозначает одну из эмоций. Солнце – радость, туча – грусть, гроза – злость, зайка – удивление. Ребенку не всегда удается определить свое настроение, поэтому есть возможность выбрать цвет настроения, на большом цветке. Красный, желтый, зеленый, синий. Выбор настроения осуществляется при помощи карточек с фотографиями детей, крепятся они очень просто на липкую ленту. Окно настроения помогает детям понимать собственные эмоции, эмоциональные состояния других, способствует овладению средствами эмоциональной выразительности. (Рис. 1)
Характеристика эмоций по выбранному цвету.
Красный цвет является символом экспрессии, способствует стремлению к популярности, независимости в поведении. Ребенок, увлеченный красным цветом, имеет неплохие задатки лидера, ищет признания и похвалы от сверстников. Дети, отдающие предпочтение красному, целеустремленные, энергичные, подвижные, обладают внутренней харизмой, стержнем. Притягивают к себе окружающих своими поступками и манерой поведения. Но иногда могут быть вспыльчивыми и импульсивными. Но также тяга может символизировать внутреннюю неуравновешенность, малыш нуждается в отдыхе и покое.
Синий цвет.
Если ребенок с энтузиазмом выбирает этот цвет, это говорит о его взрослом мировоззрении, для него важно жизненное равновесие. Привязанность к различным оттенкам синего повествует об уравновешенности характера, тяге к спокойному провождению времени, например, сбор конструктора. Ребенок, выбирающий синий цвет крайне редко капризничает, отличается своей умиротворенностью и пониманием. Так же синий цвет может символизировать меланхолию, малыши этой категории грустные, задумчивые и малообщительные.
Желтый цвет
Цвет солнца символизирует желание победить, быть лидером, иметь влиятельную позицию, стать независимым. Любители желтого очень умные детки с богатым воображением, иногда излишне мечтательны, зато послушны. Бывает и так, что маленькие любители желтого цвета настолько сильно погружаются в свой мир фантазии, и им очень сложно вернуться в реальность. Выбор желтого цвета говорит о благополучии в семье, где растет ребенок и благоприятной обстановке в целом. Отрицание желтого цвета может символизировать напряженную домашнюю атмосферу.
Зеленый цвет
Зеленый цвет выбирают дети спокойные и оптимистичные, имеющие высокий интеллект, с хорошо развитой фантазией и аналитическим складом. Так же выбор, может свидетельствовать о его замкнутости и дефиците заботы, внимания со стороны родителей. Такие дети не могут найти себе места в компании ровесников, и очень остро реагируют на любые перемены, боятся, что ими будут командовать.
Тяга ко всем оттенкам зеленого цвета говорит о благородстве, самокритичности и страхе перед ошибками.
Чудесная коробочка полифункциональная она необходима, для эмоциональной разгрузки ребенка. Развития мелкой моторики и тактильных ощущений. (Рис. 2.)
Чудесный мешочек. Используется в период адаптации ребенка в детском саду. Главной ценностью его является связь с родным домом.
Уголок уединения – это личное пространство, место уединения или интимная зона. Благодаря которой у ребенка появляется возможность расслабиться, устранить беспокойство, возбуждение, скованность, сбросить излишки напряжения, восстановить силы, увеличить запас энергии, почувствовать себя защищенным, поскольку зачастую бывает такой момент, когда необходимо уединиться.
Коробка – мирилка. Коробка с прорезями для рук, дети, вставляя в нее ручки, могут держать друг друга, могут гладить. При этом они проговаривают стихотворение – мирилку, повторяя вслед за взрослым. Мирилки меняем 1 раз в месяц. (Рис. 3)
Баночка – кричалка. Детям предлагается, если их кто-либо рассердил, взять баночку и накричать на обидчика, но после этого баночку обязательно закрыть крышкой, чтобы эти сердитые, злые слова не разлетелись бы по нашей группе. Эти баночки помогают детям победить свою агрессию, учат управлять своими эмоциями.
Сухой бассейн. Способствует снятию мышечного и психоэмоционального напряжения, создает положительный эмоциональный фон, у детей есть возможность выплеснуть негативные эмоции, расслабится. (Рис. 4)
Подборка расслабляющей музыки. Релаксационные упражнения с использованием музыки необходимы для снятия у детей напряжения или усталости, которое возникает в результате получения огромного количества информации и постоянного общения с другими членами группы.
Результатом моей работы стали, следующие измененя:
- значительно пополнилась развивающая среда
- у детей появилась возможность отрабатывать свое эмоциональное состояние.
- педагоги стали отмечать, что у детей снизилась тревожность, они стали более спокойны, открыты для общения со сверстниками и взрослыми.
- повысилась компетентность педагогов в понимании и создании развивающей среды в данном направлении.