Елена Аникина
Логопедическая консультация «Учимся, играя»
▼ Скачать + Заказать документы
Ребенок приходит на логопедические занятия и для нас, логопедов, встает вопрос: как повысить мотивацию, активизировать деятельность дошкольника, создать положительное эмоциональное состояние ребёнка в процессе занятия. В организации работы с детьми-логопатами можно заметить следующее противоречие: с одной стороны, и занятия с логопедом, и коррекционная работа в вечернее время и дома с родителями необходимы, очевидны и общепризнаны, с другой - такая деятельность часто не вызывает интереса у детей, поскольку работа по устранению недостатков речи предполагает ежедневный и кропотливый труд, требует усидчивости и подчинения требованиям взрослого.
Публикация «Логопедическая консультация „Учимся, играя“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Консультации для родителей
- Консультации логопеда для родителей
- Логопедические игры
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
Таким образом, нередко, учителя-логопеды видят необходимость поиска путей повышения познавательной активности детей на логопедических занятиях, путей, которые стимулировали бы внутреннюю мотивацию детей, повышали их интерес к занятиям. Формированию позитивной мотивации к логопедическим занятиям способствует использование игровых приемов. Сделать занятие с детьми интересным, но не развлекательным, эффективным, а не эффектным, обучать, играя, а не просто играть – вот те главные проблемы, которые необходимо решать логопеду в работе с детьми в детском саду.
В группе компенсирующей направленности «Крошечка-Хаврошечка» детского сада «Березка» логопедические занятия проходят в увлекательной игровой форме. Дети кормят разных героев, рыбачат магнитным жезлом, работают с прищепками, строят из кубиков башенки, поезда, играют с камешками марблс, с природным материалом, ищут спрятанные в чечевице деревянные фигурки. И все их действия подчинены конкретной цели: отработать определенный материал. Ведь гораздо веселее не просто повторять за педагогом, а строить поезд, башню или стену из кубиков и как бы между делом произносить нужные слова с правильной артикуляцией. Ребенок хочет получить кубик для строительства – пусть правильно произнесет слово. Не получается? Тогда пробуем еще, уже с новым кубиком. Когда башня или стена построена, ее «сносит ураганом» : ребенок старается сдуть свое сооружение, развивая тем самым дыхание и силу воздушной струи. Отрабатывая тот или иной звук в словах, дошкольники играют с «Чудесным мешочком», в котором спрятаны предметы с автоматизируемым звуком, стараются угадать их на ощупь, раскладывают в определенном порядке. При этом ребенок не просто произносит отдельные существительные, а пытается строить фразы: «Я нашел лодку. Кладу лодку около колобка». Разнообразный игровой материал логопедического кабинета погружает детей в какую-либо сказочную или игровую ситуацию, где дети должны помочь героям: завести железное сердце робота Робина (Р, научить змейку шипеть (Ш, накачать колесо (С). Дошкольники помогают Павлу собрать в лодку предметы со звуком [Л], Соне положить в сумку предметы со звуком [С], стараются угадать, что у Раи за забором. Такие игровые ситуации воспитывают нравственные чувства детей. Дошкольники не просто учатся произносить какой-либо звук, но и помогают героям. Кроме того, на этапе автоматизации звуков используются такие игры как: «Улитка», «Дорожки», «Находилки», «Бродилки». И конечно - же возможность подвигаться во время занятия дети воспринимают, как счастливый момент. Логоритмические упражнения способствуют развитию речи. Здесь сама двигательная активность является мотивацией. Ведь куда интереснее перепрыгивать с коврика на коврик, хлопать, топать, а заодно отрабатывать звуки, слоги, слова и чистоговорки. Более того, можно отрабатывать звуки, одновременно бросая мячики, растягивая пружинки, надавливая на сквиши, сбивая ногой кубики, кегли.
Таким образом, систематическая работа с применением игровых приёмов способствует привлечению интереса детей к логопедическим занятиям. Игры отвлекают внимание ребёнка от посторонних раздражителей, учат целенаправленно действовать и доводить дело до конца. От самого ребенка исходит инициатива в ожидании следующего занятия. Становится ясно, что бесспорно то утверждение, что в недрах игры рождается учебный мотив. Учите, играя!