Ксения Гребенюк
Игры на развитие ВПФ «Учимся играя» для детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Игры на развитие ВПФ для детей дошкольного возраста
Ребенок дошкольного возраста обладает поистине огромными возможностями развития и способностями познавать. В нем заложен инстинкт познания и исследования мира. Помогите ребенку развить и реализовать свои возможности. Память, внимание, мышление, восприятие, воображение и речь – это высшие психические функции человека. Следует отметить, что процесс их развития начинается задолго до прихода ребёнка в школу, ещё в младенческом возрасте. Маленькие дети учатся постоянно: в игре, на прогулке, наблюдая за родителями и т. д.
Публикация «Игры на развитие ВПФ „Учимся играя“ для детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Ниже приведены основные упражнения, игры и технология, используемы в развитии высших психических функций у детей дошкольного возраста.
Как развивать произвольное внимание?
Развитие произвольного внимания происходит постепенно и тесно связанно с развитием ответственности, что предполагает тщательное выполнение любого задания - как интересного, так и неинтересного. Все свойства внимания значительно развиваются в результате упражнений:
«Сравни картинки, назови все их различия(2 пары картинок, содержащие 10-15 различий)»
«Покажи что перепутал художник? (демонстрация картинок нелепого содержания)»
«Раскрась вторую половинку картинки точно так же, как раскрашена первая половина»
Упражнение на развитие устойчивости внимания.
Попросите ребёнка продолжить узор в тетради в клетку (или нарисовать рядом точно такой же рисунок). После того, как узор будет закончен, можно попросить ребёнка раскрасить каждую клеточку в рисунке разным цветом и т. д.
Будь внимательным, заштрихуй красным карандашом третий, седьмой, девятый треугольники (Дан бланк с 10-ю треугольниками). Инструкция дается только один раз. Если справился, инструкцию можно усложнить.
Как развивать восприятие?
Восприятие цвета, формы у детей старшего дошкольного возраста на достаточном уровне. Трудным является восприятие времени - ориентация во времени суток, в оценке разных промежутков времени (неделя, часы, времена года и т. д.)
Упражнение на развитие восприятия.
1. Узнай, кто это? (предлагается фрагмент рисунка, по которому необходимо определить то целое, к которому эти части относятся).
2.«Узнай что нарисовано? (в рисунках не хватает существенных деталей, надо узнать, каких)»
3. «Залатой коврик» (залатать на ковриках дырки таким образом, чтобы рисунки коврика и заплаты не отличались)
4. «Найти все одинаковые фигуры» (5 совершенно одинаковых и 5 немного отличающих фигур)
5. «Что ты делаешь утром, днем, вечером, ночью?»
7. «Назови приметы осени, зимы, весны, лета» (по картинкам времена года).
К 6-7 годам формируется словесно – логическое мышление.
Различные игры, конструирование, лепка, рисование, чтение, общение и т. д., то есть все то, чем занимается ребенок до школы, развивают у него такие мыслительные операции, как общение, сравнение, классификация, установление причинно-следственных связей, понимание взаимозависимости, способность рассуждать. Ребенок может понять главную мысль предложения, текста, картинки. Можно проводить игры «Четвертый лишний» Цель: научить ребёнка исключать лишнее и объединять предметы по признаку.
Ребенка просят найти среди предложенных карточек изображение лишнего предмета и объяснить свой выбор (к примеру, серия: «юбка, сапоги, брюки, пальто»; лишнее – «сапоги», т. к., это обувь, а всё остальное – одежда). Следует подчеркнуть, что ответ ребёнка должен быть полным и развёрнутым. Ребёнок должен не угадать, а осмысленно сделать свой выбор и уметь его обосновать.
«Раздели на группы» Цель: научить малыша находить общие признаки предмета.
Перед ребёнком раскладывается ряд карточек, на которых изображены предметы, ему необходимо выбрать те, которые объединённые по одному общему признаку (к примеру, серия: «яблоко, банан, груша, слива»). Малыша просят назвать все эти предметы одним словом (в данном случае это – «фрукты») и объяснить свой ответ. «Разложи картинки по порядку» (что было сначала, а что было потом - необходимо установить причинно-следственные связи)
Игры, развивающие мышление и сообразительность
Игра «Как это можно использовать».
Слово «карандаш» - ребенок придумывает, как можно использовать этот предмет (рисовать, писать, как градусник для куклы, удочка, скалка и т. д.)
Игра «Говори наоборот»
Предложи ребенку игру: «Я буду говорить ребенку слово, ты тоже говори, но только наоборот, например: большой - маленький (веселый - грустный, быстрый -медленный)»
Как развивать память?
Память подразделяется на краткосрочную и долгосрочную. Для тренировки краткосрочной памяти перед ребенком, к примеру, предъявляется устно ряд слов (как правило, 10 слов, которые он должен запомнить и воспроизвести сразу после предъявления в произвольном порядке.
Для тренировки долгосрочной памяти можно, к примеру, прочитать ряд слов несколько раз (так, чтобы ребёнок их запомнил как следует) и попросить его воспроизвести все слова через 15-40 минут. Задачу можно усложнить, попросив ребёнка воспроизвести все слова по порядку. Такое же упражнение можно проводить с набором не связанных между собой по смыслу картинок (для развития зрительной памяти).
Норма для дошкольника – 7-8 слов.
Упражнение на развитие зрительной памяти.
Разложите на столе перед ребенком палочки, из которых сделайте простую фигуру (домик, квадрат) попросите посмотреть внимательно на эту фигуру в течении 2 секунд, затем закройте и попросите ее повторить, сложить также. Усложните это упражнение, складывая эту фигуру из палочек разного цвета.
Игра «Я- фотоаппарат».
Предложите представить себя фотоаппаратом, который может сфотографировать любой предмет, ситуацию, человека. Внимательно рассмотрев, что находится на столе, ребенок закрывает глаза и перечисляет все, что ему удалось запомнить.
Так можно развивать у детей не только зрительную память, но и внимание.
Помните: всегда лучше запоминается то, что интересно ребенку.
Игры на развитие речи
К сожалению, на сегодняшний день всё больше и больше детей приходят в школу, имея серьёзные нарушения речи и письма. Прежде всего, следует понимать, что для гармоничного развития речи с ребёнком необходимо общаться.
Игра «Потерянные вещи»
Необходимо дать полную характеристику каждому «утерянному предмету» (качественную: какой он? и по назначению: что им можно делать, а остальные дети угадывают.
Игра «Слово заблудилось»
Ведущий произносит рифмованные и нерифмованные фразы, в которых используется не подходящие по смыслу слова. Надо правильно подсказать слово.
*На полу из плошки молоко пьет ложка (кошка)
*На поляне у дубочка собрала кусочки дочка (грибочки)
*Вкусная сварилась Маша (каша,где большая крошка (ложка) наша.
*На дворе большой мороз, отморозить можно хвост (нос).
Рассмотренные игры и задания игрового типа позволяют в увлекательной форме развивать у детей такие качества, как внимание, сообразительность, мышление, восприятие, память, речь.