Загра Хихаева
«Учимся играя». Консультация для педагогов групп раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Хихаева Загра Бахвадиновна
воспитатель МБДОУ ЦРР – д/с «Золушка»
город Когалым,
ХМАО - Югра
Моя педагогическая деятельность связана с детьми раннего возраста. Возраст моих детей от 1,5 до 3 лет. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.
Публикация «„Учимся играя“, Консультация для педагогов групп раннего возраста» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Младшая группа
- Темочки
Ранний возраст - это начало. Ребенок только начинает входить в мир, познавать окружающий его мир. До года ребенок вооружается умением смотреть и слушать, управлять движениями рук, а после года становится активным, любознательным, стремится к общению со взрослыми. Начинается путь к его новым, большим достижениям.
Сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития ребенка, оно необходимо для успешного обучения ребенка. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Овладение знаниями и умениями требует постоянного внимания к внешним свойствам предметов (форме, цвету, величине).
Ведущим видом деятельности и основой становления ребёнка до лет трёх лет является предметная игра. С детьми раннего возраста провожу игры -занятия, в которых подача какого - либо материала протекает незаметно для малышей, в практической деятельности.
Играя, ребёнок учится осязанию, восприятию, усваивает все сенсорные эталоны.
«Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра — это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности», считал
В. А. Сухомлинский. Поэтому в своей работе я ставлю и решаю следующие задачи:
- создать условия для обогащения и накопления сенсорного опыта детей в ходе предметно-игровой деятельности через игры с дидактическим материалом.
- формировать умения ориентироваться в различных свойствах предметов (цвете, величине, форме, количестве).
- воспитывать первичные волевые черты характера в процессе овладения целенаправленными действиями с предметами (умение не отвлекаться от поставленной задачи, доводить ее до завершения, стремиться к получению положительного результата и т. д.).
Направления моей работы:
- формирование представлений о сенсорных эталонах (свойствах предметов);
- обучение способам обследования предметов;
- развитие аналитического восприятия ( выделение элементов: цвет, форма, величина).
Сенсорное воспитание осуществляется в условиях повседневной жизни, в процессе игр, труда, где происходит целостное восприятие ребенком различных явлений и предметов окружающего мира, где некоторые свойства и стороны явлений могут восприниматься недостаточно четко, либо не восприниматься совсем. Практика работы показала, что сенсорный процесс лишь постепенно становится восприятием, а не является им изначально. На это указывали многие педагоги и психологи, такие как А. В. Запорожец, Н. Н. Поддъяков, Л. А. Венгер. И эти особенности восприятия детьми окружающего мира находят свое отражение в действительности.
На протяжении нескольких лет работы с детьми раннего возраста я вела наблюдения и пришла к выводу, что дети обычно испытывают некоторые затруднения при освоении сенсорных эталонов, но основная группа детей справляется с задачами хорошо. И только единицы нуждаются в дополнительных занятиях. С этими детьми я разработала план индивидуальной работы.
Работу построила с учётом интересов детей. Потому что, когда ребёнку интересно, обучение проходит более успешно и результативно.
В своей работе я использовала следующие виды дидактических игр:
1. Игры для сенсорного развития:
- величина: «Большие и маленькие», «Какой мяч больше», «Угости зайчика» и т. п. Эти игры учат детей различать, чередовать, группировать предметы по величине.
- форма: «Какой это формы», «Круг, квадрат», «Волшебная коробочка», «Заштопай штанишки» и т. п. В этих играх дети учатся различать, группировать предметы по форме. Вставлять предметы данной формы в соответствующие для них отверстия.
- цвет: «Разноцветные бусы», «Угостим медведя ягодой», «Поставь букет цветов в вазу» и т. п. Играя в эти игры, дети учатся группировать, соотносить предметы по цвету.
2. Игры с предметами:
- «Сложи матрешку», «Сложи пирамидку», «Построй башенку» и т. п. Действуя с предметами, ребенок познает их качества и свойства, знакомится с формой, величиной, цветом, пространственными соотношениями. Перед ребенком всегда ставится умственная задача. Он старается добиться результата — собрать башенку, собрать бусы и т. д. Цель этих игр — способствовать закреплению качеств предметов (величина, форма, цвет).
Ограничиваясь этим перечислением дидактических игр, важно отметить, что каждая игра дает упражнения, полезные для умственного развития детей и их воспитания. Роль дидактических игр в сенсорном воспитании очень велика. Дидактическая игра помогает ребенку узнать, как устроен окружающий мир, и расширить его кругозор. Дидактические игры выполняют функцию — контроль над состоянием сенсорного развития детей. В каждой игре учебно-познавательное начало выражается в определенных дидактических задачах, преследующих цели сенсорного и умственного восприятия детей. Дидактическая игра позволяет обеспечивать нужное количество повторений на разном материале при сохранении эмоционально-положительного отношения к заданию, необходимое восприятия цвета у малышей. Дидактическая игра в отличие от других непосредственных образовательных процессов является учебно-познавательной. Дети учатся играя.
Таким образом, можно с уверенностью утверждать, что ведущей формой сенсорного воспитания являются дидактические игры. Только при определенной системе проведения дидактических игр можно добиться сенсорного развития.
В своей работе использую следующие технологии: информационно коммуникативные, здоровьесберегающие, игровые, личностно — ориентированные, исследовательские.
Дидактический материал подбираю с учё том следующих принципов: принцип наглядности, принцип доступности и прочности, систематичности и последовательности.
Особый акцент я делаю на умелый подбор игрушек, организацию развивающей среды, сферу общения. Опираясь на возрастные познавательные способности детей, приобщаю к миру вещей. Обучаю новому и интересному, используя при этом увлекательную игровую форму.
Таким образом, сенсорное воспитание служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.
Литература:
1. Ткачева В. В., Борякова Н. Ю., Соболева А. В. Практикум по развитию литературной деятельности у дошкольников под редакцией проф. Т. Б. Филичёвой - М; Гном-Пресс. 1999г.
2. Психолого - педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста. Методическое пособие (под редакцией Е. А. Стребелёвой. – М. Просвещение 2004г).