Наталья Ботвинова
Учимся читать по слогам
▼ Скачать + Заказать документы
Учимся читать по слогам
Акобирова Дарья Владимировна, воспитатель.
Ботвинова Наталья Олеговна, воспитатель.
Летягина Лилия Олеговна, воспитатель.
МБДОУ№186 «Детский сад комбинированного вида».
г, Кемерово, Кемеровская область- Кузбасс
Благодаря Букварю миллионы детей быстро научились читать. Прошло время, и теперь многие уже не обращаются к той самой книге. Нынче в моде столько методик по обучению детей чтению, что можно легко растеряться – на чем же остановить свой выбор, чтобы быстро научить ребенка читать и самое главное - правильно. В нашей статье мы рассмотрим 4 основных метода обучения чтению ребенка быстро и правильно. У некоторых из них, есть варианты исполнения (кубики Зайцева, кубики Чаплыгина, кубики Воскобовича). Принцип при этом один – изучается склад, а не буква. После того, как ребенок научился читать складовым методом, он без особого труда запомнит буквы и в школе воспримет иной способ деления слова – буквенный или слоговой.
Публикация «Учимся читать по слогам» размещена в разделах
По признанию некоторых родителей ребенок, умеющий читать, гораздо легче не читающего осваивает фонематические схемы и слоговой принцип деления слов, что входит в программу начальной школы.
№ Метод Представители Суть метода
1 К. Д Ушинский
Н. Жукова
О. Жукова
Е. Колесникова
Е. Нефедова
О. Узорова
Л. Козырева Традиционный метод обучения, используется и в школах. Обучение ведется от звука к букве, от буквы к слогу, затем к слову
2 Метод целых слов Г. Доман
А. Маниченко
Сесиль Лупан
О. Н Теплякова Обучение ведется на основе предъявления ребенку целых слов в быстрой последовательности. Считается, что дети хорошо запоминают слова благодаря особенностям развития мозга в раннем возрасте.
3 Складовой метод Н. А Зайцев
В. Воскобович
Е. Чаплыгин
Н. Бураков Обучение ведется по складам. Склад - это наименьшая единица слова, состоит из одной или двух букв, например, ПА-Р
4 Метод Монтессори М. Монтессори
Е. Хилтунен Метод интуитивного чтения. Получая сначала чувственный, сенсорный опыт, через письмо и ощупывание букв, игр с ними, ребенок самостоятельно начинает читать.
Рассмотрим один метод. Звуковой ил слоговой, фонематический метод.
Фонематический слух- это тонкий слух, позволяющий различать и узнавать фонемы родного языка (гласных, согласных). Формирование данного слуха завершается приблизительно к двум с половиной годам. Фонематический слух является основой для понимания смысла сказанного. Ведь, заменив даже один звук в слове, мы можем получить совершенно другое слово: «коза-коса», «дом-ком». Если ребёнок искажает звуки, заменяет другими звуками, пропускает звуки - это значит, у него не до конца сформирован фонематический слух, что приведёт в дальнейшем к появлению стойких ошибок на письме. Все ошибки устной речи перейдут в письменную. Само по себе это не исправится, и без специальных коррекционных занятий уже не обойтись. Фонематическое восприятие- это способность различать фонемы родного языка и определять звуковой состав слова. Дети с хорошим фонематическим восприятием рано начинают говорить чисто, так как они чётко воспринимают все звуки нашей речи. А у детей с проблемным фонематическим восприятием страдает звукопроизношение, понимание речи, так как они не могут различить близкие по звучанию фонемы, и слова с этими фонемами для них звучат одинаково.
Выделяют четыре ступени формирования фонематического восприятия:
1. Овладение умением узнавать звук на фоне слова.
2. Умение выделять первый и последний звук в слове
З. Умение определять последовательность, количество звуков в слове.
4. Умение определять место звука в слове по отношению к другим звукам.
Формирования первых двух ступеней фонематического восприятия происходит в процессе естественного развития, спонтанно, кроме детей с речевыми нарушениями. Овладение двумя последними ступенями фонематического восприятия доступно ребёнку только в процессе целенаправленного обучения, на основе усвоенных предыдущих степеней.
Низкий уровень фонематического восприятия выражается в следующем:
• нечёткое различение на слух фонем в собственной и чужой речи (глухих звонких, свистящих - шипящих, твёрдых - мягких, шипящих - свистящих и т. п.);
• неподготовленность к элементарным формам звукового анализа и синтеза;
• затруднение при анализе звукового состава речи.
Сформированное фонематическое восприятие является залогом четкого произнесения звуков, правильной слоговой структуры слов. Умения звукового анализа и синтеза должны базироваться на устойчивом фонематическом восприятии. Следовательно, развитый фонематический слух является необходимой предпосылкой для успешного овладения ребенком чтением, письмом и в целом служит важным условием обучения грамоте. В процессе обучения грамоте важно развить у ребёнка четкое представление о звуковом составе слова, научить умению анализировать каждый отдельный звук в слове и отличать его от других звуков. Вот почему так важна роль фонематического слуха.
Предлагаю сначала сделать упражнения, а потом уже поиграть в следующие игры которые способствуют развитию фонематического слуха и восприятия.
Упражнения перед занятиями
1. Изучение букв.
Чтобы помочь малышу запоминать буквы:
• выкладывайте их из палочек, кубиков, мозаики, пуговиц, горошин, камешков;
• моделируйте буквы из пластилина (из колбасок/жгутиков) или проволоки;
• обводите и раскрашивайте объемные буквы, штрихуйте их.
2. Изучение слогов.
Дальше Вы можете пробовать знакомить ребёнка со слогами. Заучивать их нужно по той же схеме, что используется при заучивании букв:
• многократно называйте слоги;
• предлагайте найти определенный слог и затем назвать его;
• попросите самостоятельно назвать и затем прочитать слог;
• сочиняйте вместе с малышом короткие сказки.
• можно вырезать из цветного картона большие буквы, с лицами и ручками, тогда гласная и согласная еще и за ручки возьмутся и вместе песенку споют (то есть получится слог).
Дид. игра «Закончи слово»
Цель: Развивать умение детей делить слова на слоги.
Ход: Дети стоят в кругу. Педагог с мячом в центре: «Дети, сейчас вы будете заканчивать начатое мною слово. Я брошу мяч любому из вас и назову начало слова, а вы должны бросить мне мяч обратно и сказать его конец (кош – ка, гла – за) .
Дид. игра «Угадай слово»
Цель: Развивать умение детей делить слова на слоги.
Ход: Педагог предлагает детям отгадать слова, при этом отстукивает 2 раза. Дети подбирают слова с заданным количеством слогов. За правильный ответ ребенок получает фишку.
Дид. игра «Автобус»
Цель: Развивать фонематический слух детей.
Ход: Дети сидят на стульях, педагог раздает им игрушки (картинки). Едет большая машина. Дети должны положить в нее такие игрушки, в названии которых есть изучаемый звук. Если игрушки собраны неправильно, автобус не трогается с места.
Дид. игра «Звуковые часы»
Цель: Учить детей измерять длину слов.
Ход: Педагог, установив стрелку напротив картинки, предлагает определить хлопками количество слогов в слове.
Обучение чтению звуковым методом подразумевает 4 обязательных этапа.
На каждом этапе необходимо добиваться стойкого положительного результата.
Заниматься с дошкольником чтением надо регулярно и систематически.
Не ждите результатов немедленно и не торопите события. Позвольте малышу овладевать этим важным навыком в комфортном для него темпе.
Учите пересказывать прочитанные тексты. Помните: важна не только техника, но и осмысленность чтения.
Используемые ресурсы:
1 Веб-страница https://www.maam.ru/detskijsad/obuchenie-chteniyu-malyshei-mladshe-4-5-let.html
2 Веб-страница https://adalin.mospsy.ru/l_01_00/l_01_07n.shtml