Лариса Рожкова
Учим, играя. Игра-важный этап развития
▼ Скачать + Заказать документы
Ранний возраст – это время активного познания окружающего мира. Дальнейшее развитие напрямую зависит от той базы, которую мы, родители и воспитатели заложим в этом возрасте.
Наша задача дать ребенку новый опыт, показать на личном примере, открывающиеся перед ним новые возможности. Важное место занимает окружающая среда. Во-первых – безопасность, во-вторых – доступность, в-третьих – нет лишних, случайных предметов.
Ученые, изучающие деятельность детского мозга и психику детей отмечают большое значение функции руки.
Публикация «Учим, играя, Игра-важный этап развития» размещена в разделах
Вот почему для самых маленьких очень важны пальчиковые игры. Первые произведения это простые потешки, короткие и понятные четверостишия. Немаловажное значение имеет полноценное общение со взрослыми. К трем годам усваиваются все основные звуки языка. Обратите особое внимание на то, как вы разговариваете с ребенком: речь должна быть четкой и внятной без всевозможных искажений. Слово приобретает для него предметное значение (ребенок одним словом называет предметы, различные по внешним свойствам ложка (чайная, столовая). Быстро растет пассивный словарь – это количество понимаемых слов, а также объяснение взрослого.
Развивается активная речь – увеличивается количество произносимых слов, появляются первые фразы и вопросы.
К трем годам в речи ребенка встречаются почти все части речи, разные члены предложений. Расширяется круг общения ребенка и резко возрастает его речевая активность.
Ребенку необходима наглядная ситуация. Новые предметы необходимо потрогать руками и что-то с ним сделать (обыграть). Так он запоминает и воспринимает окружающее.
В процессе практической деятельности развивается мышление и совершенствуются предметные действия. Ребенок переносит освоенные действия в игровые ситуации (ест сам и кормит ложкой куклу, учится воспринимать действия взрослого, как образец.
Для развития ребенка раннего возраста важны рисование и игра. Дети раннего возраста любят рисовать красками, дайте возможность использовать не только кисти, но и собственные пальчики (это доставит ребенку большое удовольствие, а ведь положительное, эмоциональное развитие, так важно.
Рисовать мелом на асфальте, конструировать – позволять ребенку заниматься различными видами деятельности (игры с песком и водой) – важная часть всестороннего развития ребенка. Смело давайте пластилин или глину, чем больше работают пальчики – тем быстрее развивается мозг.
Ведущая деятельность – предметно-манипулятивная. Ребенок не играет, а манипулирует игрушками. И пусть такие игры кратки по длительности и их сюжет примитивен, а действия однообразны – эта игра важна, как основа сюжетно-ролевой игры.
Ребенок реагирует эмоционально только на то, что воспринимает в данный момент, для него важно только то, что здесь и сейчас. Желания неустойчивы, быстро проходят, его легко заинтересовать другим видом деятельности.
Эмоциональное развитие ребенка зависит от характера общения со взрослыми и сверстниками. Ребенок ждет от взрослого непосредственного участия во всех своих делах. Совместные действия – новая форма общения. Совместные со взрослыми занятия дают ребенку гораздо больше материала для исследования и познания, а значит и развития.
Важно запомнить, что новую игру мы разучиваем, проигрываем вместе с ребенком, показывая, как нужно играть. Очень важен личный пример. Со временем ребенок сможет самостоятельно играть, используя приобретенные навыки.
Общение со сверстниками в этом возрасте, только появляется и еще не полноценно. Вот почему, дети, посещающие, ясли получают большой опыт в общении со сверстниками, в отличии от тех, кто предпочитает общество мамы. Тем не менее общение со сверстниками полезно и способствуют эмоциональному развитию малыша.
В раннем возрасте характерны яркие эмоциональные вспышки- это реакция на непосредственные желания, которые остались без внимания взрослого. Капризами ребенок пытается завладеть вниманием взрослого, появляется ревность. Реакция родителей должна быть спокойной и по возможности игнорирующей. Когда возрастает самостоятельность и активность ребенка, взрослые должны вовремя перестроиться. Надо поощрять инициативу и не ограничивать самостоятельность, чтобы не возникли кризисные ситуации.
Кризис трех лет – граница между ранним и дошкольным детством, довольно трудный период в развитии ребенка. Малыш пытается добиться самостоятельности и установить новые отношения, на утверждении «я сам».
Упрямство, строптивость, негативизм, своеволие, протест, ревность, бунт, деспотизм, обесценивание – характеристики кризиса. У ребенка изменяется отношение к другим и к самому себе- это важный этап в развитии, не менее бурный этап ждет ого в подростковом возрасте.