Инна Турчина
Самый важный третий год
▼ Скачать + Заказать документы
В семье появился малыш - это радостное событие для всех! Самый главный день в жизни ребенка - День рождения, а разве может быть иначе? Конечно может! И не день, а год - целый год жизни малыша может чрезвычайно важным. А какой год? Первый, или второй?
Самый важный - третий год жизни ребенка, когда происходят самые значительные изменения: внешние (ребенок "оформляется", его тело становится более подтянутым, а не младенческим, уже нет тех мягких припухлостей на ножках, да и сами ножки становятся более ровными, ну совсем как взрослый человек! Более четко обозначается гендерная принадлежность) и духовном плане (психика, душевное состояние). Многие исследователи, педиатры, психологи и педагоги, отмечают, что третий год жизни ребенка может характеризоваться высокой эмоциональной перегрузкой ребенка. Часто наблюдаются повышенная возбудимости, дети нередко устраивают своим родителям "проверку на прочность".
Публикация «Самый важный третий год» размещена в разделах
Основная задача родителей и воспитателей (в том случае, если ребенок посещает какое-либо дошкольное учреждение) - помочь ребенку справиться со своим стрессом, или как принято говорить, "кризисом третьего года жизни. "
Именно в этом возрасте ребенок наиболее широко открыт для принятия любого рода информации. Третий год жизни - время раскрытия и развития талантов и способностей ребенка. Отсюда возникает другой вопрос - как поддержать малыша, чтобы он как личность развивался гармонично, чтобы уже на раннем этапе определить его основные способности, возможности и раскрыть таланты? И кроме того, постараться не забыть про физиологические потребности и возможности, т. е. не перегружать.
Прежде всего стоит запастись терпением, поскольку все родители изначально любят своих детей, поэтому терпение есть краеугольный камень процесса становления личности ребенка. Кардинальные изменения происходят в психике малыша, закладывая фундамент будущей личности. И эти изменения часто сопровождаются шквалом эмоций, нестандартного поведения (более агрессивного, капризного). Заметьте, что иногда мамы трехлеток говорят: "Что с тобой случилось? Раньше ты так себя не вёл/вела? Почему ты стал/стала капризной?" Причиной тому, нелёгкий путь, который преодолевает психика ребенка. Кстати, в английском языке детей 2-3-х летнего возраста называют "todler", подчёркивая, что ребенок, грубо говоря, не младенец, но и не "отрок", как говорили в старину.
Итак, третий год жизни - ребенок начинает осознавать свои возможности, понимает свою физическую силу. Если раньше, карабкаясь на лестницу, на дерево и куда-либо ещё, ребенком двигало любопытство, то теперь это проверка собственных сил и возможностей. И вот представьте такую ситуацию, лезет ребенок 3-х летнего возраста на огромное дерево, попытать свою силу, а мама криком на него от испуга (а ведь по-другому сложно иногда среагировать, мамы переживают, им тоже страшно, только они не всегда в этом признаются). "Ты что? Ты куда? Ты зачем?" Ребенок начинает плакать, и даже не из-за того, что на него кричат, особенно если часто кричат, а из-за того, что его лишили важной информации - ему не позволили проверить себя на прочность, и теперь он, вероятно, никогда-никогда не узнает, добрался бы он до самой макушки дерева, а правда, что дерево достает до неба, и ещё очень много вопросов осталось без ответов, и личный опыт не был получен.
Речь, естественно, не о том, чтобы позволять детям 3-х летнего возраста лазить по макушкам деревьев, и уж ни в коем случае не прыгать с них, а о том, почему дети устраивают истерики, капризничают, подвергают свою жизнь опасности, будто нарочно хотят навредить родителям, которые о них беспокоятся.
С возрастанием физических возможностей детского организма и совершенствованием деятельности нервной системы, повышается быстрая утомляемость, переходящая в возбудимость (в таких случаях говорят, ребенок перегулял, переиграл и т. п.) Имунная система ребенка тоже подвергается нагрузке, а потому дети начинают чаще болеть. А ещё ребенок именно в 3-хлетнем возрасте начинает посещать детский сад, где для него всё вновинку. Теперь не сложно понять, как приходится ребенку: взрослым трудно, а дети. как они вообще справляются со всеми взрослыми?
Понимаете ли теперь, почему терпение взрослого - это краеугольный камень в воспитании и формировании личности ребенка? Необходима капля терпения, и ваши детки будут вновь послушными и понимающими, отзывчивыми, они станут хорошими людьми, высококвалифицированными специалистами и т. п.
Сейчас, на данном этапе, каждый ребенок словно кусок глины, из которой взрослый может вылепить сосуд и наполнить его любым содержимым. Наполнить его любовью, уважением, трудолюбием, моральными ценностями, или ненавистью, обидами, ленью, презрением, злостью - зависит от нас! Есть такая поговорка, хотя это и не поговорка, а слова хорошего педагога Ушинского - "дети - это наша старость, и от того какая она будет, в радости или слезах, зависит от нас, нашего воспитания, отношения к детям. "