Людмила Чаусенко
Мотивация-важный фактор при обучении
▼ Скачать + Заказать документы
Младший школьный возраст - очень ответственный период школьного детства, от полноценного переживания которого зависят уровень интеллекта и личности, желание и умение учиться, уверенность в своих силах. Это переходная ступень – уже не дошкольник и еще не школьник.
Новое положение ребенка в обществе, позиция ученика характеризуется тем, что у него появляется обязательная, общественно значимая, общественно контролируемая деятельность - учебная, он должен подчиняться системе её правил и нести ответственность за их нарушение.
Темочки:
Существующая школа с её классно – урочной системой и действующими программами требует от ребенка определенного уровня функциональной готовности. Новые условия предъявляют более высокие требования к личностному развитию ребёнка, а также степени сформированности у него учебных умений и навыков. Однако уровень развития значительного числа детей едва достигает необходимого предела, а у довольно многочисленной группы школьников уровень развития явно недостаточен, что вызывает определённые трудности в обучения.
Педагоги и психологи отмечают, актуальность проблемы трудностей обучения, и для успешного её решения требуется серьёзная целенаправленная коррекционно-развивающая работа. Главным условием эффективной помощи при трудностях обучения является определение точки отсчета, с которой следует начинать коррекционную работу. А для этого нужно точно определить зону актуального и ближайшего развития ребенка и здесь на помощь приходит психологическая диагностика.
Цель диагностики – выявить основные трудности в обучении младших школьников. Необходимо учитывать, что диагностика должна осуществляться в самом процессе обучения и проводиться систематически. Только в этом случае, возможно, будет прослеживать положительные результаты работы с неуспевающими детьми. Начиная с первого класса, психологи отслеживают развитие учащихся на всех этапах обучения. Проводят исследования готовности выпускников детского сада к обучению в школе и выявляют аспекты школьной зрелости:
- интеллектуальной;
- эмоциональной;
- социальной.
Анализ результатов Московского мониторинга, вызывает тревогу у воспитателей, специалистов и родителей готовящих детей к обучению в школе, возникает вопрос, почему ожидаемые результаты, порой не совпадают с реальными. Ребенок посещал детский сад и занятия дошкольной подготовки, выполнял все домашние задания, и казалось, овладел всем необходимым базисом, но, придя в школу, в какой-то момент перестал успевать, обучаемость снизилась. Почему?
Одной из ведущих причин является незрелость мотивационной и эмоционально-волевой сферы, из-за чего ребёнок не способен к длительным (в течение 30 - 35-минутного занятия или урока) волевым усилиям и сосредоточенности. По клиническим данным, у большинства детей с трудностями в обучении отмечаются признаки слабо выраженной органической недостаточности ЦНС.
Главная задача взрослых постараться скорректировать данные процессы и довести психологическое развитие ребенка до уровня готовности к школе. Основной акцент должен быть направлен в первую очередь на мотивационное развитие ребенка. Мотивационная готовность предполагает наличие у него желания не просто пойти в школу, но учиться, выполнять определенные обязанности, связанные с новым статусом, с новой позицией в системе социальных отношений – позицией школьника. Сформированность этой внутренней позиции - одна из важнейших составляющих мотивационной «готовности к школе». Без такой готовности ребенок, даже если он умеет читать и писать, не сможет хорошо учиться, так как обстановка и правила поведения в школе будут ему в тягость, так как говоря о мотивации, мы говорим о побуждении к чему-то. В данном случае о побуждении к учебе. А это значит, что у ребенка должен существовать познавательный интерес, ему должно быть интересно, узнавать новое. Но поскольку учение в школе состоит не только из интересных и занимательных занятий, то у ученика должен быть стимул выполнять и непривлекательные, а порой даже скучные и утомительные задания. В каком случае это возможно? В том, когда ребенок понимает, что он ученик, знает обязанности ученика, а также старается хорошо их выполнять.
Часто на первых порах первоклассник старается быть примерным учеником, чтобы заслужить похвалу учителя. Учебная мотивация складывается у первоклассника при наличии выраженной познавательной потребности и умении трудиться.
Мотивационно неготовым к систематическому обучению в школьных условиях может быть признан ребенок, не обнаруживший черт зрелости мотивов и сформированности «внутренней позиции школьника», что обнаруживается: в отсутствии стремления ребенка пойти в школу или даже негативном отношении к школе и учению, в выраженной импульсивности поведения, в низком уровне осознания своих побуждений.
Поэтому мотивационная готовность имеет не меньшее значение, чем интеллектуальная, хотя именно о ней часто забывают. Задача взрослого сначала пробудить у ребенка желание научиться чему-то новому, а уже затем начинать работу по развитию высших психологических функций.
По мнению многих учёных, устойчивость школьной мотивации, эмоционально-волевой сферы является одним из важнейших показателей мотивационной готовности к школе.
Если у ребенка был выявлен высокий уровень мотивационной готовности к школе и средний уровень интеллектуальной готовности, делаем вывод, что в целом уровне школьной готовности развит выше среднего, поскольку, как показано многими учёными-психологами мотивационная готовность является определяющей. А если у ребенка был выявлен средний уровень мотивационной готовности к школе и высокий уровень интеллектуальной готовности, его уровень школьной готовности оценивается как средний. В том случае, если у ребенка был низкий уровень мотивационной готовности к школе и средний уровень интеллектуальной готовности, делаем вывод - уровень школьной готовности сформирован ниже среднего. Низкий уровень мотивационной готовности к школе и высокий уровень интеллектуальной готовности, говорит о среднем уровне школьной зрелости.
Важно понимать, что коррекционная работа психологов и педагогов с детьми не должна сводиться к «дрессуре» определенных компонентов психического развития ребенка. А на первом этапе она обязательно должна включать в себя все необходимые элементы полноценной формирующей среды: мотивационную, эмоциональную, рефлексивную. Главная задача – довести психологическое развитие ребенка до уровня готовности к школе. Основной акцент необходимо делать на мотивационное развитие ребенка, а именно развитие познавательного интереса и учебной мотивации. Задача психологов и педагогов сначала пробудить у ребенка желание научится чему - то новому, а уже затем начинать работу по развитию высших психологических функций. При этом важно положительное отношение к учению, способность к саморегуляции поведения и проявлению волевых усилий для выполнения поставленных задач:
• умение детей сознательно подчинять свои действия правилам, обобщенно определяющим способ действия,
• умение ориентироваться на заданную систему требований,
• умение внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания, предлагаемые в устной форме,
• умение самостоятельно выполнять требуемое задание по зрительно воспринимаемому образцу.
Эти параметры развития произвольности являются частью психологической готовности к школе, на них опирается обучение в первом классе.
Интеллектуальная готовность к школе также предполагает наличие у ребенка широкого кругозора, запаса конкретных знаний. Кроме развития познавательных процессов: восприятия, внимания, воображения, памяти, мышления, в психологическую готовность к школе входят сформированные личностных особенностей. К поступлению в школу у ребенка должны быть развиты самоконтроль, трудовые умения и навыки, умение общаться с людьми, ролевое поведение.
Для того чтобы ребенок был готов к обучению и усвоению знаний, необходимо, чтобы каждая из названных характеристик была у него достаточно развита, в том числе и уровень развития устной речи ребёнка должен соответствовать возрастной норме. Необходим определённый словарный запас и умение грамотно им пользоваться в самостоятельной речи, важно научить ребёнка излагать свои мысли, пересказывать небольшие тексты, умению описывать картинки и события.
Количество учащихся с трудностями в обучении за последние годы резко выросло. На данный момент количество таких детей составляет около 20 – 30% в каждом классе.
Следует отметить, что увеличение числа таких детей отмечается во всем мире, и проблема трудностей в обучении стала одной из наиболее актуальных психолого-педагогических проблем.
Неуспеваемость, особенно если она проявляется еще в начальных классах, существенно затрудняет овладение ребенком обязательной школьной программы. Именно в начальный период обучения у детей закладывается фундамент системы знаний, которые пополняются в дальнейшие годы, в это же время формируются умственные и практические операции, действия и навыки, без которых невозможно последующее учение и практическая деятельность. Отсутствие этого фундамента, начальных знаний и умений приводит к чрезмерным трудностям в усвоении программы.
Психолого-педагогическое изучение учащихся с трудностями в обучении целесообразно осуществлять по простой общей схеме: выявление трудностей в обучении, выявление причин, которые обусловливают эти трудности.
Несмотря на различие причин неуспеваемости у разных школьников, учащиеся с трудностями в обучении имеют достаточно много одинаковых черт и особенностей, что позволяет дать им общую психологическую характеристику.
Категории слабоуспевающих и неуспевающих школьников:
• дети с умственной отсталостью;
• дети с временной задержкой психического развития;
• педагогически запущенные дети;
• дети соматически ослабленные;
• дети в целом с нормальным психическим развитием, но имеющие недостаточный уровень сформированности отдельных психических функций либо по уровню их развития, относящиеся к нижней границе нормы.
Критерии готовности или неготовности к школьному обучению связаны с психологическим возрастом ребенка, который отсчитывается не по часам физического времени, а по шкале психологического развития. Под психофизической готовностью понимается физическое созревание ребенка, а также созревание структур мозга, обеспечивающее соответствующих возрастной норме уровня развития психических процессов.
Психолого - педагогическое сопровождение имеет два направления:
- актуальное, ориентированное на решение уже имеющихся трудностей, возникших у ребенка;
- перспективное, ориентированное на профилактику отклонений в обучении и развитии.
Психолого - педагогическое сопровождение – это целостная, системно организованная деятельность, в процессе которой создаются социально-психологические и педагогические условия для успешного обучения и развития каждого ребенка.
Задачи сопровождения:
- систематическое отслеживание уровня развития и обучения ребенка.
- создание социально-психологических условий для развития познавательных, личностных возможностей учащегося и его успешного обучения на занятиях.
- организация помощи детям, имеющим проблемы в психологическом развитии и обучении.
Начальная школа является базисом, основой, на которую опирается дальнейшее обучение школьника. Если запустить механизм непринятия обучения, не успевания за своими одноклассниками, может привести к серьезным последствиям не только со стороны овладения знаниями и умениями, а самое главное, со стороны личностной сферы ребенка: заниженная самооценка, отсутствие стремления получать знания и т. д. Помочь ребёнку справиться с его трудностями, встать на его сторону и создать условия для здорового и гармоничного развития - основная задача психолого-педагогической работы.