Папки-передвижки

Методическая разработка «Учим азбуку, играя»

Скрипникова Валентина Михайловна
Методическая разработка «Учим азбуку, играя»
▼ Скачать + Заказать документы

Сегодня для детей, поступающих в первый класс, нет таких, которые бы не знали о существовании букв, не видели их в книгах. Представление же о звуках, в отличие от букв, до обучения чаще всего отсутствует в сознании ребенка. Поэтому, знакомя детей с буквами, не отрывать ее от речевого материала, сопоставляя букву и звук, используя при этом приемы, интересные и понятные детям.

Воспитатель, знакомящий ребенка с буквами, должен уточнить, что из букв «сделаны» написанные слова, а те, которые человек произносит, «сделаны» из букв. Буквы нужны, чтобы обозначить то, что мы слышим и произносим. Слова делаются из человеческой речи.

Публикация «Методическая разработка „Учим азбуку, играя“» размещена в разделах

Звуки возникают тогда, когда работают органы речи: зубы, губы, язык, голосовые связки.

Материалы, которые я хочу вам представить могут быть использованы воспитателями для организации подготовки детей к школе, учителями, как на уроке, так и во внеурочное время, родителям для дополнительных занятий с детьми. Помогите вашему ребенку усвоить алфавит в стихах и играх — поверьте это намного облегчит его задачу и сделает процесс изучения максимально интересным.

Алфавит – наш лучший друг,

Знают все на свете.

Букв есть множество вокруг,

Учат их все дети.

Книжки чтобы прочитать,

Азбуку должны все знать.

(Дайм Смайлз)

Помогите вашему ребенку усвоить алфавит в стихах и играх — поверьте это намного облегчит его задачу и сделает процесс изучения максимально интересным.

Стишки про буквы алфавита.

Буква "А"

А – начало алфавита,

Тем она и знаменита.

А узнать ее легко:

Ноги ставит широко.

Дидактическая игра :

«Я знаю пять имен….»

Назови пять имен девочек, которые начинаются на букву «А».

(Алиса, Алина, Анна, Арина, Ангелина)

Назови пять имен мальчиков, которые начинаются на букву «А».

(Антон, Алексей, Андрей, Артем, Арсений).

Буква "Б"Веселый, толстый клоун

Играет на трубе.

На этого пузатого

Похожа буква Б.

Дидактическая игра :

«Как называется место, где….»

Нужно дать ответ на вопрос так, чтобы слово начиналось с буквы «Б»:

1. Продают хлеб и булочки - …. (булочная,

2. Дают на время книги - (библиотека,

3. Продают мясо, овощи, фрукты - (базар,

4. Можно научиться плавать - (бассейн,

5. Лечат больных - ….(больница).

Буква «В»

В — буква очень важная,

Воображала страшная.

Грудь колесом, живот надут,

Как будто нет важнее тут.

Дидактическая игра :

«За покупками на «В».

Мама попросила вас сходить в магазин и сделать покупки на букву «В».

Что ты купишь?

(Ватрушку, варенец, виноград, вишню, вафли, вермишель, варенье)

Буква "Г"Аист на одной ноге

Напоминает букву Г.

Дидактическая игра :

«Я знаю пять имен….»

Назови пять имен, которые начинаются на букву «Г».

(Галина, Глеб, Григорий, Герман, Геннадий,)

Буква «Д»Дидактическая игра:

«Доскажи словечко».

В лесу, под щебет, звон и свист,

Стучит лесной телеграфист

«Здорово, дрозд, приятель!»

И ставит подпись …. (дятел)

Ежик вырос в десять раз,

Получился …. (дикобраз).

Мой знакомый милый гном

У пенька построил ….(дом)

Буква «Е»Нарисуем ствол для ёлки.

Справа чертим три иголки.

Сверху пару точек. Все!

Получилась буква Ё.

Буква Е совсем как Ё.

Нет лишь точек у неё

Дидактическая игра :

«Я знаю пять имен….»

Назовите пять имен девочек, которые начинаются на букву «Е».

(Екатерина, Елена, Елизавета, Евгения, Евдокия.)

Назовите пять имен мальчиков, которые начинаются на букву «Е».

(Емеля, Елисей, Ефим, Егор, Евгений).

Буква «Ж»Что за чудо! Вот так да!

Страшный жук ползет сюда.

Среди букв остановился,

В букву «Ж» он превратился.

Дидактическая игра:

«Слова рассыпались»

Б А Ж А (Жаба), К У Ж (Жук, Ж И Ч (Чиж).

Буква «З»-Ой, Маришка, посмотри!

На странице цифра «три»,

Как в слова она упала?

- Буква «З» я в ней узнала!

Дидактическая игра:

«Поменяй первую букву «З». Какие слова получились?

Сима – (зима, набор – (забор, дуб – (зуб, верно – (зерно, дверь – (зверь).

Буква «И»Я две палочки, дружок.

Соединил наискосок,

Ты внимательно смотри:

Эта буква – буква «И»!

Дидактическая игра:

«Добавь первую букву, чтобы получилось новое слово».

Волга – (иволга,

Грек - (игрек,

Мена – (имена).

Буква «Й» Букву Й зовут «И кратким»

Й как И в твоей тетрадке.

Чтобы Й не путать с И,

Сверх галочку пиши.

Дидактическая игра:

" Рифмовки".

Вай, вай – не зевай, мы играем в каравай.

Ой, ой, ой, ой – не пора ли нам домой.

Чей, чей, чей, чей – под горой течет ручей.

Буква «К»Я отрезок взял, поставил,

Уголок к нему приставил,

И теперь из уголка

Получилась буква «К».

Дидактическая игра :

«За покупками в магазин на «К».

Мама попросила сходить в магазин за покупками на букву «К».Что ты купишь?

(Каравай. коржик, кулич, курицу. колбасу. капусту, клубнику….)

Буква «Л»Наши палочки устали

Ровненько стоять не стали.

Вот друг дружке наклонились,

В букву «Л» оборотились.

Дидактическая игра:

«А что у человека?»

Дай ответ на вопросы так, чтобы слова начинались с буквы «Л».

У собаки морда – у человека …. (лицо).

У рыбы жабры – у человека ….(легкие).

У экскаватора ковш - у человека ….(ладонь).

Буква «М»Буквы «Л» я две поставил

Букву новую составил.

И теперь скажу я всем:

Эта буква – буква «М»!

Дидактическая игра:

«За покупками в магазин на букву «М».

(мороженое, морковь, малину, маслины, макароны, мармелад

Буква «Н»У меня про букву Н

Вдруг сложилась песенка:

Н-н-н-н-н-н-н-н-н-н-н-н –

Получилась лесенка.

Дидактическая игра:

«Слова рассыпались. Собери слово».

РОГОСОН (Носорог,

ТИКНИ (Нитки)

Буква «О»Буква О — луна и солнце,

В доме круглое оконце.

И часы, и колесо,

И это, кажется, не всё.

Дидактическая игра:

«Измени первую букву, чтобы получилось новое слово».

Слово - ….(олово).

Сбои - (обои).

Трава - …. (орава).

Брать - …. (орать).

Буква «П»Говорил недавно кто-то:

П похожа на ворота,

Возражать мне было лень,

Я-то знал, что П как пень.

Дидактическая игра:

«Я знаю пять имен….»

(Петр, Полина. Пелагея, Павел. Прохор….)

Буква «Р»Вырезал флажок упорно,

Только вышел он неровно

Но зато у нас теперь

Есть цветная буква «Р»

Дидактическая игра:

«За покупками в магазин на букву «Р».

Мама попросила сходить в магазин и сделать покупки на букву «Р».

(Редис, рогалики, ряженку, рис, репу).

Буква «С»Ночью в небо кто смотрел:

В небе каравай висел.

Кто потом его клевал7

Букву «С» кто рисовал?»

Дидактическая игра:

«Противоположности».

Замени слово противоположным по значению так. Чтобы оно начиналось с буквы «С».

Мокрый -….(сухой)

Темный - ….(светлый)

Трусливый - (смелый)

Грусный - (смешной).

Буква «Т» Тесто, тучки. Телефон.

Точки. Танкер. И тритон.

Как антенны встали в ряд

Буквы «Т» в словах стоят.

Дидактическая игра:

«За покупками в магазин на букву «Т».

Мама попросила вас сходить в магазин за покупками на букву «Т».

Что ты купишь?

В булочной - (торт).

В мясном отделе - (Телятину).

В молочном отделе - ….(творог).

В рыбном отделе - ….(треску. Толстолобик).

Буква «У»Среди букв стоит сучок

Или для пальто крючок

И по правде вам скажу –

С буквой «У» всегда дружу.

Дидактическая игра:

«Рифмовка».

Уш, уш, уш – принимайте утром душ.

Ют, ют. ют – воробьи везде снуют.

Ут, ут. ут – в дуплах белочки живут.

Буква «Ф»Ножницы я в руки взял –

Букву «Ф» я в них узнал.

Дидактическая игра:

«Я знаю пять имен…»

Назовите пять имен, которые начинаются на букву «Ф».

(Фаина, Федор, Феликс, Федора, Филипп.)

Буква «Х»Повернул я плюс – ха, ха!

Он теперь не плюс, а «Х»(ха).

Дидактическая игра:

«Слова рассыпались».

ХМЯОК - ….(хомяк).

ХРОТСВО - (хворост).

ХАЙЗОЯК - ….(хозяйка).

Буква «Ц»На качели мы присели

Что за странные качели!

Не качаются никак….

- это буква «Ц», чудак!

Дидактическая игра:

«Замени слово новым на букву «Ц».

Окраска - ….(цвет).

Середина - (центр).

Ранка - (царапина).

Храм - (церковь).

Буква «Ч»Рисовали цифру 4 –

Букву Ч мы начертили.

Дидактическая игра:

«Доскажи словечко».

Живет спокойно, не спешит

На всякий случай носит щит

Под ним не зная страха

Гуляет (черепаха).

Он удивляет всех людей –

Волшебник, маг. Он -….(чародей).

На сцену вышли две подружки

Они пропели нам - ….(частушки).

Буква «Ш»А теперь смотри, дружок:

В нашей строчке гребешок.

Не могу никак понять:

Что им можно написать?

Дидактическая игра:

«Добавь букву, чтобы получились новые слова».

Умный - ….(шумный).

Кола - (школа).

Ах - (шах).

Лак - …. (шлак).

Буква «Щ»Щетка есть, но вот беда:

Не чистят ею никогда.

Пусть в строй букв она вернется.

Буквой «Щ» всегда зовется.

Дидактическая игра:

«Рифмовка».

Щу, щу, щу, щу – рыбку я не упущу.

Ща, ща, ща, ща – держу на удочке леща.

Буква «Ъ»Твердый знак -Ъ — пишут так:

Колесо и спичка,

Позади — косичка.

Буква «Ы» Вот ребята, мягкий знак

Держит палочку в руках.

- Мягкий Знак, ну не спеши!

Ты же станешь буквой «Ы».

Дидактическая игра:

«Слова рассыпались».

АБЫР - (рыба).

РЫС - (сыр).

ЛОМЫ - (мыло).

Буква «Ь»Букву Р перевернули,

И уселись как на стуле,

И назвали букву так — мягкий знак — Ь.

Дидактическая игра:

«Слова рассыпались».

ОЛЬС - (соль).

САЛЬТ - (сталь).

Буква «Э»Буква Э — как ни взгляни –

Увидишь клещи и клешни.

Дидактическая игра:

«Я знаю пять имен…»

Назовите пять имен, которые начинаются на букву»Э».

(Эвелина, Эмма, Элина, Эрнест, Эльвира.)

Буква «Ю»«О» - смотрите : вот дела!-

В руки палочку взяла,

На нее облокотилась,

В букву «Ю» оборотилась.

Дидактическая игра:

«Я знаю пять имен…»

Назовите пять имен, которые начинаются на букву «Ю».

(Юля, Юлиана, Юра, Юлиан, Юнона.)

Буква «Я»Куча яблок на прилавке…

И заметил, я друзья:

Если б яблоку две лапки,

Сразу б вышла буква Я.

Дидактическая игра:

«За покупками в магазин на букву «Я».

Мама отправила вас в магазин за покупками и нужно сделать покупки на букву «Я».

(Яблоки, ягоды, яйца….)

Алфавит я весь построю

Посчитаю….

Да. Смотри!

Буквы маме называю.

Букв в строю здесь тридцать три.

Я надеюсь, уважаемые коллеги, что вам пригодится моя разработка. желаю удачи!

Публикации по теме:

Мастер-класс для родителей детей с ОНР «Играя, учим говорить красиво» Цель: научить родителей играть в игры на обогащение словарного запаса, формирование грамматического строя, развитие интонационной выразительности.

Методическая разработка танцевальной композиции «Веночки»Методическая разработка танцевальной композиции «Веночки» Танец с веночками Кол-во детей: 6-8 девочек Возраст: 6, 7 лет. Атрибуты: веночки Музыка: «Улетай на крыльях ветра» А. П. Бородина в исп.

Методическая разработка «Воспитание мультфильмами» ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ 1. Развитие логического мышления – для того, чтобы создать свой мультфильм, нужно продумать его сюжет, выбрать декорации,.

Методическая разработка «Эмоции в жизни человека» В повседневной жизни человека разум всегда противопоставлялся чувствам, эмоциям. Первый - отождествлялся с гармонией, организацией, порядком;.

Методическая разработка «Ориентация в пространстве» Введение Пространство – философская категория; протяженность предметов и расстояние между ними. Пространство – всеобщее свойство материальных.

Использование техники оригами в познавательно-речевом развитии детей старшей группы компенсирующей направленности Использование техники оригами в познавательно-речевом развитии детей старшей группы компенсирующей направленности. Методическая разработка.

Разработка плана-конспекта проведения родительского собрания «Играя, развиваем речь!» Цель: Раскрыть значение речи во всестороннем развитии личности ребёнка. 1 часть: Уважаемые родители! Спасибо, что вы нашли время и пришли.

Конспект комплексного занятия «Играя, учим и запоминаем» Тема: «Играя, учим и запоминаем» Цель: формирование интереса к чтению книг. Задачи: -формирование целостной картины мира, в том числе первичных.

Учим правила дорожного движения играяУчим правила дорожного движения играя В наше время много детей погибает на дорогах. Это вина не только водителей, родителей, но и наверное нас воспитателей и учителей. Наша с.

Выступление на районном семинаре для педагогов ДОУ «Играя, учим говорить красиво» Уважаемые коллеги, сегодня мы говорим с вами о речи, т. е. способности говорить. Как вы понимаете фразу «Красиво говорить»? (выслушиваются.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методическая разработка «Учим азбуку, играя»
Опубликовано: 26 марта 2016 в 19:31
+176Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методическая разработка «Учим азбуку, играя»» (включая файлы) размещена пользователем Скрипникова Валентина Михайловна (УИ 354135) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 93.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД