Лучший педагог года

Учебный исследовательский проект «Подвиг святых равноапостольных Кирилла и Мефодия»

Елена Гущина
Учебный исследовательский проект «Подвиг святых равноапостольных Кирилла и Мефодия»
▼ Скачать + Заказать документы

Учебный исследовательский проект.

Тема: «Подвиг святых равноапостольных Кирилла и Мефодия».

Руководитель проекта :

Гущина Елена Юрьевна,

учитель русского языка, литературы и

духовного краеведения Подмосковья;

руководитель творческого объединения

учителей – экспериментаторов.

"ЛИК" (личность и культура);

контактный телефон: (496 43) 2-15-55 (раб. ,

89099315496 (моб.).

e – mail : lycey2@mail.ru

Публикация «Учебный исследовательский проект „Подвиг святых равноапостольных Кирилла и Мефодия“» размещена в разделах

Аннотация на работу

«Подвиг святых равноапостольных Кирилла и Мефодия».

Исследование, проведённое ученицей 8б класса Бусиной Александрой, достаточно глубоко, имеет под собою историческую, богословскую и философскую базу.

Лицеистка в процессе исследования опиралась на летописный источник («Повесть временных лет», житийную литературу («Житие святых равноапостольных Кирилла и Мефодия», учебно – методические материалы по духовному краеведению Подмосковья автора Людмилы Леонидовны Шевченко, школьные энциклопедии, словари, справочники.

В своей работе Бусина Александра исследовала особенности личности великих просветителей славян, уровень их готовности к совершению личного подвига. Ученицей – исследователем показан потенциал религиозного воздействия на нравственность личности.

Следует отметить, что материалы исследования имеют глубокую практическую направленность и могут быть рекомендованы для включения их в качестве отдельной главы в учебник по духовному краеведению Подмосковья автора Л. Л. Шевченко, а также для создания долгосрочного учебного исследовательского проекта по гражданско – нравственному воспитанию по теме «Подвиг святых равноапостольных Кирилла и Мефодия- просветителей славян», совместно разрабатываемого учителями и учениками – исследователями лицея.

Оглавление

1. Введение ---стр. 4-5

Цели и задачи работы.

Обоснование актуальности исследования.

Обоснование практической значимости работы.

2. Методика исследования ---стр. 6

Описание методики исследования.

3. Основная часть исследовательской работы ---стр. 7-19

Теоретическая база исследования.

Практическое исследование.

4. Результаты исследования---стр. 21

Численные и фактические данные.

Анализ результатов обработки данных, полученных в ходе исследования.

5. Выводы---стр. 16

Краткие формулировки результатов работы, отвечающие на вопросы поставленных задач.

Объяснение полученных данных.

6. Заключение---стр. 21

Общий обзор поставленной проблемы.

Перспективы решения проблемы после проведённого исследования.

7. Список использованной литературы ---стр. 22

Глава I. Введение.

(Цели и задачи работы. Обоснование актуальности исследования. Обоснование практической значимости работы.)

Есть в нашем лицее кабинет, имеющий особое название: кабинет русской словесности и православной культуры. На самом видном месте, на центральной стене, икона святых Кирилла и Мефодия - просветителей славян. Рядом с иконой стенд, на котором изображены буквы церковнославянской азбуки. Святые Кирилл и Мефодий и являются её составителями.

За какие великие труды учёные монахи – братья были причислены к лику святых? Что сделано великими просветителями для основания и развития христианской культуры южнослявянских народов – болгар и сербов и для восточных славян - русских?

Вопросы эти очень актуальны для нашего времени.

Актуальность исследования обусловлена несколькими факторами:

• Современный русский язык теряет свою самобытность из-за обилия заимствований, насильственно врывающихся в письменную и особенно устную речь. Стремительное развитие информационных технологий приводит к очень быстрому разрушению произносительных и письменных норм.

Вместе с иностранными словами приходит и чужой образ мыслей. И тогда выразительность и точность русского слова, образа мешает, заставляет напрягать воображение, анализировать, сравнивать, обобщать. Осуществлять это при неразвитости способностей старших подростков очень сложно, почти невозможно.

• Современный русский язык упрощается, теряет выразительность, уникальность и оригинальность; из русской речи постепенно уходят лирические эпитеты, описательные обороты, образные выражения, слова, употреблённые в переносном значении. Даже метафоры в речи сегодня не воспринимаются, требуют пояснений. Крылатые слова и выражения почти не используются. Родной язык становится чужим. Русская классическая литература – почти иностранной.

• Современный русский язык загрязняется, наполняется бесчисленным количеством жаргонизмов и вульгаризмов. Дети и молодёжь разучились формулировать мысли на благозвучном, прекрасном родном языке. Слово перестаёт нести в себе тот нравственный смысл, который был заложен в него изначально. Наступило время забвения родного русского языка и родной русской культуры, пренебрежительного к ним отношения, времени загрязнения языка не только иноязычными словами сомнительного происхождения, но и стыдными, скверными словами.

Я считаю, что язык – это душа народа, его культура, его славные традиции и обычаи, его жизнь. Язык славянских народов одухотворён Духом Святым. Именно таким создавали его святые Кирилл и Мефодий. Поэтому в исследовании мне необходимо показать на примере жизни и деятельности святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, в чём заключался их личный подвиг, равный подвигу апостолов – учеников Христа. Это и будет целью исследования.

Задумаемся: по – прежнему ли сегодня равноапостольные Кирилл и Мефодий являются для нас примером для подражания? Готовы ли мы сегодня, как они, посвятить свою жизнь тому, чтобы к родному языку относились с должным уважением и почтением? Стараемся ли, как они, с самого детства обретать высшие христианские добродетели – смирение, стойкость и терпение, чтобы защищать христианский образ жизни и образ мыслей, веру предков?

Задачи исследования :

1) обосновать через внимательное рассмотрение жизни и деятельности великих святых равноапостольных Кирилла и Мефодия возможность формирования личности, готовой на самопожертвование, даже при самых неблагоприятных для неё внешних исторических условиях;

2) рассмотреть, какие именно качества характера святых Кирилла и Мефодия позволили им стать истинными миссионерами, первоучителями славян.

Практическая значимость исследовательской работы такова : рекомендовать материалы исследования для включения их в качестве отдельной главы в учебник по духовному краеведению Подмосковья автора Людмилы Леонидовны Шевченко, а также для создания долгосрочного учебного исследовательского проекта по гражданско – нравственному воспитанию по теме «Подвиг святых равноапостольных Кирилла и Мефодия – просветителей славян». Проект может разрабатываться совместно учителями и учениками – исследователями в образовательных учреждениях города и района.

Глава II. Методика исследования

Какова методика исследования?

В академическом словаре русского языка дано, на мой взгляд, наиболее точное определение методики. Это «совокупность методов, приёмов практического выполнения чего – либо». (Академия наук РФ. Институт русского языка. Словарь русского языка. Т. II.- Москва. «Русский язык», 2003.)

Практика научного исследования включает в себя следующие приё мы:

1. определение направлений поисков в области истории по выбранной теме: сопоставление жизненных условий (в том числе и географические, в которых формировалась личность просветителей (Македония, с историческими и духовно – нравственными условиями существования и развития Святой Руси;

2. создание источниковедческой базы, подбор необходимой литературы, научных трудов, энциклопедий, словарей, справочников.

Для решения поставленных задач были использованы теоретические методы исследования. Изучены и проанализированы отрывки из летописных и исторических источников, житийной литературы, философских трудов, учебно – методические материалы по духовному краеведению Подмосковья.

В работе были применены эмпирические, то есть практические методы исследования :

• анализ сочинений – рассуждений на тему «Язык – душа народа… Что значат для нас эти слова?»

• анкетирование лицеистов;

• ранжирование духовно - нравственных ценностей, выбираемых учениками нашего лицея.

Была определена гипотеза исследования (ожидаемые результаты).

Я предположила и хочу доказать, что природа уникальности просветительского таланта первоучителей славян Кирилла и Мефодия находилась в прямой зависимости от того, насколько высок был уровень их нравственности, духовности.

Объект исследования - личность будущих великих просветителей.

Предмет исследования - условия, необходимые для приобретения и развития дара творчества, таланта учителя, просветителя, миссионера.

Глава III. Основная часть исследовательской работы.

Теоретической базой исследования является научное обоснование возможности использования православной христианской традиции в духовно - нравственном воспитании подростков в современных условиях. Была прослежена преемственность в традиции духовно — нравственного воспитания подростков на примере жизни и деятельности святых Кирилла и Мефодия, начиная с их отроческих лет. Выяснено, что самым главным качеством личности будущих великих просветителей в эти годы было послушание воле Божией.

Братья происходили из знатной греческой фамилии. Отец их был знатный вельможа в городе Солуни, главного города Македонии, входившей в состав Византийской империи. Братья отличались добрым нравом, дружелюбием, уважительным отношением к славянам, которых в то время проживало много в Македонии.

В ту далёкую пору южные, восточные и западные славяне легко понимали друг друга, их языки различались не более, чем теперь различаются диалекты русского языка.

Константин (впоследствии, после крещения Кирилл) и Мефодий с детства знали славянский язык.

Братья получили прекрасное образование. Кирилл даже воспитывался при дворе вместе с молодым императором Михаилом.

В раннем детстве Кирилл получил откровение от Бога об особенном его призвании, вместе с братом принял монашество.

Именно братьям Кириллу и Мефодию византийский император Михаил поручает просвещение славян. Ранее славяне обратились к императору за помощью: «Земля наша крещена, но нет у нас учителей, которые бы наставили, и поучили нас, и объяснили святые книги. Ведь не знаем мы ни греческого языка, ни латинского; одни учат нас так, а другие иначе, от этого не знаем мы ни начертания букв, ни их значения. Пошли нам учителей, которые бы могли нам рассказать о книжных словах и о смысле их».

Вызвал к себе император Михаил двух ученых братьев — Константина Философа (в крещении Кирилла) и Мефодия. «И уговорил их царь, и послал их в славянскую землю к Ростиславу, Святополку и Коцелу. Когда же братья эти пришли, начали они составлять славянскую азбуку».

Совершилось это в 863 году. Отсюда и ведет свое начало славянская письменность.

Что прежде всего обращает на себя внимание? Что является причиной создания первосвятителями письменности именно для славян?

• Первая и главная причина - желание самих славян через духовные книги утвердить православную веру.

• Вторая, не менее важная причина – желание славян сохранить свой язык, свою устную речь, особенности своей родной культуры, при этом обогатив и преобразив её культурой христианской.

• И третья причина – особое, трогательное, проникновенное, заботливое отношение учёных монахов Кирилла и Мефодия к славянам - народу, находящемуся на заре своего духовного развития.

«Философ, — обращался к святому Кириллу византийский царь Михаил, —

знаю, что ты утомлен, но подобает тебе идти, ибо дела этого никто совершить не может, как ты».

Отвечал Философ: «Тело мое утомлено, и я болен, но пойду с радостью… Учить без азбуки и без книг все равно, что писать беседу на воде».

Говорил ему снова царь: «Если захочешь, то может тебе дать Бог, что дает всем, кто просит без сомнения, и открывает стучащим».

Пошел же Философ и по старому своему обычаю стал на молитву с иными помощниками. И вскоре открыл ему Бог, что внимает молитвам рабов Своих».

Создание святым равноапостольным Кириллом славянской азбуки было великим чудом и откровением Божиим. Открыто это чудо ему было потому, что отличался он великим христианским подвижничеством – желанием утвердить в славянах христианскую веру.

Кирилл желал предоставить славянам возможность слышать Евангелие на их родном языке. Он составил азбуку, которая смогла передать все звуки славянской речи. Образцом начертания стали буквы греческие, а те славянские звуки, которых не было в греческом языке, он заимствовал из армянской, еврейской и коптской азбук. Так получилась славянская азбука, в которой было 38 букв. Кирилл начал переводить на славянский язык Евангелие от Иоанна: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» (Ин. 1:1).

После изобретения азбуки Кирилл и Мефодий начали учить ей славян, и в течение четырёх с половиной лет трудились над переводом на славянский язык тех книг Священного Писания, которые были необходимы для богослужения (в Библию входит 66 книг).

«И рады были славяне, - пишет летописец,- так как они слышали величие Божие на своём языке».

Однако нашлись такие люди, которые стали хулить славянские книги и говорили, что «ни одному народу не следует иметь свою азбуку, кроме евреев, греков и латинян, как в надписи Пилата, который на кресте Господнем написал только на этих языках».

Много гонений претерпели святые братья, распространяя славянский язык. Это был настоящий подвиг просветительства.

Чтобы защитить славянские письмена, братья Кирилл и Мефодий отправились в Рим. Римский епископ осудил тех, кто ропщет на славянские книги, сказав так: «Да исполнится слово Писания: «Пусть восхвалят Бога все народы!» Пусть каждый народ молится Богу на своем родном языке». Так он утвердил Богослужение на славянском языке…

Так трудами святых Кирилла и Мефодия, благодаря их мужеству и самопожертвованию были просвещены знанием Закона Божиего славянские народы. Христианская вера дошла и до земель наших предков.

Вот какое завещание оставил Мефодию старший его брат Кирилл, находясь на смертном одре: «Я был с тобою, как пара волов, возделывающих одну Ниву. И вот я падаю на борозде, окончив день свой, а ты не оставляй просвещение славян».

Какие знаменательные слова – «Нива просвещения»! На ниве просвещения отдал свою жизнь святой Кирилл – Философ. На Ниве просвещения продолжал дело брата святой Мефодий, выходя на проповедь Слова Божия.

Перевод Священного Писания трудами святых Кирилла и Мефодия стал достоянием всех славянских народов на Балканах, в Моравии, в Болгарии, на Руси.

Какова роль и значимость просветительской деятельности первосвятителей для Руси, ставшей впоследствии называться Святою?

За сто лет до Крещения Руси святые Кирилл и Мефодий создали славянскую азбуку!

В конце X века, в 988 году, при великом князе Владимире, прославленном впоследствии как равный апостолам по своему христианскому подвигу, Русь была крещена прибывшими из Византии греческими священниками. С этого времени появились на Руси драгоценные рукописные (ведь тогда не было книгопечатания) книги, в которых излагалось христианское учение. Написать эти книги русичи смогли на почти родном для них славянском языке.

Древнейший почерк рукописных книг (Устав)

Между языками славянских народов сохраняется и сегодня значительное сходство. Буквы, которыми печатают и в наше время церковные книги, похожи на буквы древних славянских письменных памятников. Эти буквы составляют азбуку, которая называется «кириллица». Со временем язык, на котором писали книги Священного писания и вели богослужения, стали называть церковнославянским. Он занимает особое место в жизни славянских народов.

И снова задумаемся: книжная грамотность пришла на нашу землю более тысячи лет назад! К книге на Руси относились с великим почтением: ведь она была для христиан хранилищем самого главного – Слова Божиего. Это были: Евангелие, Псалтырь. Скоро появились летописи, жития святых. Значение буквичных имён церковнославянской азбуки объясняет этимология, раздел языкознания, изучающий происхождение слов, имя (имяслов) буквы. После принятия Русью христианства стала развиваться письменность. В христианском понимании просвещённым человека делало знание Закона Божиего.

Буква была маленьким отображением мира Божиего.

Имяслов церковнославянских буквиц был связан с её символами – графическим изображением. Имя и знак церковнославянской буквы раскрывали её духовный смысл.

Аз – первая буква церковнославянской азбуки. В Священном Писании так называет Себя Бог. Эта буква говорит и о человеке. В Священном Писании рассказано, что Бог сотворил первого человека по Своему образу и подобию.

Буки – вторая буква славянской азбуки. Она олицетворяет собой второе место в мире, которое отдано природе (ведь на первом месте Аз – начало всех начал, Солнце правды и извечный свет – основа мира). Древнерусский художник изображал причудливый орнамент, напоминающий травы, деревья, крылья птиц, в который вплетена человеческая фигура. Человек как бы сдерживает движение природы, напоминая, что весь видимый мир – создание Великого Творца.

Древнерусские рукописные книги, писанные с XI по XVI века, отличаются красотой отчётливостью начертания букв. Древние писцы пером и кистью разрисовывали начальные буквы (буквицы) и заглавия книг, украшали их узорными орнаментами с изображением растений, животных, птиц, цветов. Когда древнерусский художник вычерчивал и раскрашивал буквы, он отражал в них важный духовный смысл. Если внимательно присмотреться, можно заметить, что в основе изображения славянских букв имеются треугольник (символ Святой Троицы, крест (символ Крестных мук Спасителя, круг (символ Царствия Божиего) :

Д – добро,

Ь – ять,

О – он.

Исследователи церковнославянского языка считают, что красивое начертание буквы

«Ж» - живете -

в древнерусских рукописных книгах рисовалось, как символ жизни. Ей нет подобия ни в одном алфавите мира. На рисунке стержень буквы похож на человека, сплетённого с древом жизни. Древо жизни как бы врастает в сердце человека. Ведь сердце – центр его жизни. Всё доброе в человеке исходит из его сердца. Но и зло может исходить из сердца человека, если он не будет бороться со своими недостатками (страстями).

Имяслов буквы

«М» - мыслете –

значит: «мыслите», рассуждайте», «думайте», «вразумляйтесь». Название обращает нас к слову «мысль». Художник изобразил двух рыбаков, несущих богатый улов: они уловили мысль, слово. Это напоминание о тех простых рыбаках, которые слушали слово Божие, последовали за Иисусом Христом и стали Его учениками.

Рцы – название буквы совпадает с глаголом «ректи» (говорить) в повелительном наклонении: рцы – говори! Художник изобразил человека, трубящего в рог, в руках у него жезл премудрости и просвещения). Мы видим пророка, который возвещает премудрое Слово Божие.

Премудрое Слово Божие было возвещено славянским народам великими трудами первоучителей Кирилл и Мефодия.

За великие труды по просвещению славян Церковь причислила братьев – первоучителей Кирилла и Мефодия к лику святых и назвала их равноапостольными.

Данные материалы были изучены в процессе теоретического исследования.

Выводы, сделанные на основании теоретического исследования :

1) была обоснована через внимательное рассмотрение жизни и деятельности великих святых возможность формирования личности, готовой на самопожертвование, даже при самых неблагоприятных для неё внешних исторических условиях;

2) было определено, какие именно качества характера святых Кирилла и Мефодия позволили им стать истинными миссионерами, первоучителями, просветителями славян.

Результаты исследования (численные и фактические данные).

В результате анкетирования учеников восьмых - девятых классов (после участия их в создании совместного исследовательского проекта) мы выяснили, что 70% обучающихся знают о роли великих просветителей славян Кирилле и Мефодии.

30% обучающихся не знают о роли и значимости деятельности просветителей.

Тем не менее, в результате анкетирования было выяснено, что приоритетными нравственными ценностями для 80% ребят являются такие ценности, как православная культура, вера, Родина, родной язык.

Заключение.

Поставленная в исследовании проблема возможности использования православной христианской традиции в духовно - нравственном воспитании подростков в современных условиях на примере жизни и подвига великих просветителей славян Кирилл и Мефодия имеет следующие перспективы:

• нам необходимо продолжить исследовательскую работу в области духовного краеведения Подмосковья - созданию долгосрочного учебного исследовательского проекта по гражданско – нравственному воспитанию по теме «Подвиг святых равноапостольных Кирилла и Мефодия – просветителей славян»;

• учителя и ученики–исследователи нашего лицея будут разрабатывать этот проект совместно, потому что мы все заинтересованы в возрождении и развитии нашего родного языка.

Список использованной литературы:

Академия наук РФ. Институт русского языка. Словарь русского языка. Т. II.- Москва. «Русский язык», 2003.

В. Н. Тростников. Икона и меч. «Русский дом», 2004.

Е. Поселянин. Святые вожди Земли Русской. - Москва. «Товарищество И. Д. Сытина», 1900.

И. А. Ильин. Три речи о России. Т. I,с. 7.-«Русское слово»,1997.

За Землю Русскую. - М. ; Даниловский благовестник, 2005.

Слава и гордость Земли Русской.. Хрестоматия. /сост. В. В. Артёмов. - М. :Учебная книга БИС, 2005.

Ю. М. Лощиц. Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий. - Москва, «Русское слово».

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Цитаты святых отцов о воспитании Православный педагог прежде всего должен знать о духовном наследии святых отцов, чтобы в своём предмете суметь преподнести душеполезный.

Исследовательский проект «Молоко» Обязательным и незаменимым продуктом детского питания является молоко. Оно по своему составу и биологическим свойствам занимает исключительное.

Исследовательский проект «Опыт с воздухом» Цель: продолжать знакомить детей с неживой природой-воздухом; развивать познавательную активность в процессе экспериментирования. Задачи:.

Исследовательский проект «Солнышко на ножке»Исследовательский проект «Солнышко на ножке» h4][/h4]Исследовательский проект: «Солнышко на ножке» Выполнили: Мамышева Елена Николаевна, Донгак Александра Кыргысовна Вид проекта: краткосрочный.

Исследовательский проект в ДОУ. Проект для детей старшего дошкольного возраста «Телефон» Воспитатель Зайцева Наталья Ивановна Вид проекта -  Исследовательско-познавательный, эксперимент Участники - Воспитатель, дети Продолжительность.

Краткосрочный проект ко Дню святых Петра и Февронии Слайд №1 Давным – давно жил в Муроме княжич по имени Петр. Слайд №2 К несчастью, обьявился в тех краях злой крылатый змей причинявший.

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию с детьми 6–7 лет «Подвиг Александра Матросова» Проект по нравственно-патриотическому воспитанию с детьми 6-7 лет на тему: «Подвиг Александра Матросова». Тип проект: - творческий - информационный.

Проект по организации мини-музея в ДОУ «Не забыть нам их подвиг великий!» «Каждый народ не просто хранит исторически сложившиеся воспитательные традиции и особенности, но и стремится перенести их в будущее, чтобы.

Сценарий праздника в подготовительной и старшей группах «Воспоминание о рождественских встречах и святых вечерах»Сценарий праздника в подготовительной и старшей группах «Воспоминание о рождественских встречах и святых вечерах» Ведущая: С давних времен у многих народов были весёлые праздники, которые они отмечали зимой. Издавна на Руси в Святки проходили самые шумные.

Консультация «Воспитание детей на примере святых царских мучеников» Воспитание детей на примере святых царских мучеников. Сегодня часто можно увидеть на улице, как родители совершенно не могут справиться.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Учебный исследовательский проект «Подвиг святых равноапостольных Кирилла и Мефодия»
Опубликовано: 12 февраля 2018 в 19:55
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Учебный исследовательский проект «Подвиг святых равноапостольных Кирилла и Мефодия»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Гущина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД