гурина анна
Учебное — методическое пособие «Карусель» для развития литературной одаренности
▼ Скачать + Заказать документы
«Карусель»
Радость, счастье ребятишкам
И девчонкам, и мальчишкам
Дарит эта карусель
Все в восторге, уж поверь!
Мы подуем на вертушку
И закрутится игрушка,
Карусель слегка толкнём
Побежит она кругом.
На занятие для души
К ней ты в гости, поспеши!
Цель:
Формирование литературной одаренности у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
Публикация «Учебное — методическое пособие „Карусель“ для развития литературной одаренности» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Игры для детей
- Литературная деятельность
- Одаренные дети. Выявление и работа с одаренными детьми
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
1. Активизировать познавательную деятельность воспитанников, повысить роль самостоятельной творческой исследовательской работы педагога и ребенка;
2. Учить детей составлять сложноподчиненные предложения и рассказы (по картинке или серии сюжетных картинок);
3. Развивать мелкую моторику, слуховое внимание, фонематический слух, словесно – логическое мышление;
4. Обеспечить развитие целостной структуры личностных свойств воспитанника, позволяющих наиболее успешными способами осваивать материал и раскрывать свой творческий потенциал.
Аннотация:
Многофункциональное учебное - методическое пособие «Карусель» (для детей старшего дошкольного возраста). Играя в неё, дети развивают свою речь, воображение, мышление, учатся правильно и последовательно рассказывать текст. У детей вызывает большой интерес работать с этим пособием. Им нравится вращать карусель и выполнять задание.
Учебное – методическое пособие «Карусель» включает в себя четыре направления, которые должны освоить дошкольники по развитию литературной одаренности :
1. Звуковая культура речи;
2. Грамматические навыки;
3. Словарный запас;
4. Связная речь.
И состоит из четырех цветных секций, каждый цвет соответствует определенному кейсу заданию, которые построены следующим образом: от простого к сложному.
Описание:
Пособие «Карусель» изготовлена из деревянной основы, обклеена цветной самоклеящейся плёнкой. На каждой стороне используются крючки для карточек. При использовании в работе игру можно вращать и находить разные задания. На крыше закреплена разноцветная вертушка, которая используется для отработки воздушной струи.
Основные характеристики:
1. многофункционально;
2. безопасно;
3. практично;
4. эстетично;
5. компактно.
Вертушка:
Важнейшим условием правильной речи – это плавный длительный вдох, четкая и напряженная артикуляция. Цель тренировки правильного речевого дыхания – выработка длительного, плавного выхода.
1. ЗЕЛЕНАЯ СЕКЦИЯ
Цель: Учить владеть связной речью, совершенствование грамматического строя, освоение смысловой стороны слова, умение подбирать картинки по смыслу.
1ряд 1задание
Игра «Добрый слон»
Жил на свете добрый слон,
Сочинял рассказы он.
Книжки добрые писал,
И друзьям их раздавал.
В рифмы он любил играть,
Чтоб с друзьями не скучать.
Вот картина, вот (корзина, машина и т. д. ,
Вот ромашка, вот (букашка, бумажка,
Вот мой домик, вот твой (томик, сомик,
Вот и пушка, вот и (мушка, сушка, кружка,
Вот вам пышка, а вот (книжка, мышка, крышка,
Вот сосед, а вот (обед, кларнет, винегрет).
Чтоб и нам не скучать,
Будем рифмы подбирать.
1ряд 2задание
Игра «Рифмы»
Мы в рифмы играли – слова подбирали.
Сейчас поиграем с тобой.
И слово мы скажем- какое с собою возьмём.
Скажу я гармошка, а ты мне (картошка,
Держу я рубашку, ты видишь (букашку,
Взяла я корзину, купил ты (картину).
Я вижу: на поле пасётся баран,
А маленький мальчик несёт -(барабан,
С тростинкой по тропке ползёт муравей,
А следом за ним летит (воробей).
Концерты на «Бис» даёт нам скрипач,
Детей веселит в цирке (Циркач,
Весной прилетают с юга грачи,
Детишек всех лечат наши (врачи).
1ряд 3задание
Игра «Подарки».
У Мартышки День рождения,
Все приносят поздравления:
Петушок принёс ей пушку,
А лошадка – (хлопушку, погремушку, вертушку и т. д.).
Белый мишка – шоколад,
А Ежонок -(мармелад, лимонад и т. д.)
2ряд 1задание
Рифмы-миниатюры
В кладовой шуршала мышка,
Под сосной лежала -(шишка) .
Живёт в нашем доме Гарик,
У него есть синий (шарик).
Капризуля наша Маша,
У неё в тарелке (каша).
Стоит в деревне старый дом,
В сети к нам попался -(сом).
В библиотеке взяли том,
Зимой ребята лепят -(ком).
Очень любят мыши сыр,
В хорошем сыре много -(дыр).
Ветер очень сильно дул,
Стоял повсюду страшный (гул).
Живёт у фермера баран,
В пустыне бегает -(варан).
Мама мыла чисто пол,
Папа ждал: когда же (гол).
На палубу упала пачка,
Потому, что была -(качка).
2ряд 2задание
Рифмы-миниатюры-2
Пишет маме письмо дочка,
В конце рассказа стоит-(точка).
Портной выбрал красный шёлк,
Значит, знает в моде (толк).
В КВН играли сутки,
Залу нравились все -(шутки).
На берегу лежала гайка,
Рыбёшку утащила -(чайка).
Дымится в миске кашка,
С чаем стоит -(чашка).
Было в сказке очень худо,
Пока не появилось -(чудо).
Очень громко плачет мальчик-
Он поранил стеклом (пальчик).
В огороде вырос лук,
На грядке ползал майский (жук).
Было мишке мёду мало,
Пчёлка показала (жало).
В малиннике медведь бурчал,
Рядом с ним ручей (журчал).
Ночью спал Аркадий чутко,
Темноты боялся (жутко).
2 ряд 3задание
Рифмы-миниатюры-3
Надел спортсмен свою жакетку,
В руках держит он (ракетку).
Ребятня каникул ждёт-
Лето красное (идёт).
В группе самый старший – Веня,
У него дружок есть -(Женя).
Петрушки зелёной пучок
Прожорливый съел (жучок).
Закричала громко баба-
Испугала её -(жаба).
В сказках очень любят пир,
Всем на свете нужен (мир).
На стройке делают бетон,
В метро потребуют -(жетон).
Купил модный Клим жилет,
Приобрёл в театр (билет).
Жил на свете мальчик Жора,
У него сестрёнка (Лора).
Всех хвастливей Таня-крошка,
У неё на шляпе -(брошка).
3ряд 1задание
Игра «Подбери рифму»
Подберите несколько изображений таким образом, чтобы они образовывали рифмованные пары. Например, мак-рак, мишка-шишка, подушка-погремушка, картошка-гармошка, баран-барабан.
Предложите ребенку разобрать картинки парами. Помогайте ему, перебирайте карточки, пробуйте рифмовать их друг с другом, убирая в сторону неподходящие варианты. Начинайте с 3-4 пар, постепенно увеличивая количество. Поощряйте ребенка самостоятельно придумывать рифмы к словам на картинках.
3ряд 2задание
Игра «Придумай рифму»
Вы называете слово, а ребенок сам придумывает к нему рифму. В качестве усложнения называйте определенную часть речи, и рифму нужно придумать той же части речи.
3ряд 3задание
Игра «Придумай двустишие»
Когда ребенок уже хорошо подбирает рифмованные слова, попробуйте сочинить двустишие по такому алгоритму:
«Жил-был кто-то и был похож на что-то»
Например: Жил был мишка, и был похож на шишку
Поощряйте творчество ребенка, пусть он переставляет местами или добавляет слова:
«Жил был мишка, он был коричневый, как шишка»
«Жил был мишка, он любил собирать шишки»
Краски выберем и кисти - раскрасим эти листья;
Лучше от лесного мишки – дверь закрыть на все задвижки;
На лугу пасутся козы – заплетает Катя косы;
Только в добрых детских книжках – добрыми бывают мишки;
Жил был мишка, и был похож на шишку;
Записали репортаж – получился ералаш;
Сколько съела я конфет – это маленький секрет;
Здесь красивое местечко – протекает мимо речка;
Жук увидел одуванчик – и присел как на диванчик;
Строим мы в поселке дачу- и кладем песок на тачку;
Лает в небе круглый год – я знаю это бегемот;
Лиса спряталась под мост – виден только рыжий хвост.
2. ЖЕЛТАЯ СЕКЦИЯ
Цель: Формировать у детей умение отгадывать загадки, развивать логическое мышление, чувство рифмы, творческое воображение; расширять словарный запас.
1 ряд 1 задание
Доскажи словечко
Апельсины и бананы очень любят… (обезьяны)
У меня пропал носок, утащил его… (щенок)
В реке большая драка: поссорились два… (рака)
Очень много окон в нем. Мы живем в нем. Это (дом)
Не боюсь я слова "брысь", - я лесная кошка (рысь)
Встает на заре, поет во дворе, на голове гребешок. Кто же это?. (петушок)
Подставив солнышку бочок, лежит на грядке (кабачок)
Вяжет мама длинный шарф, потому что сын - (жираф)
Как зовут меня, скажи. Часто прячусь я во ржи,
Скромный полевой цветок, синеглазый… (василек)
«Спинка в веснушках. Ах, как неловко!» –
И покраснела (божья коровка)
1ряд 2задание
Доскажи словечко
Не колючий, светло-синий, по кустам развешан… (иней)
Вкус у ягоды хорош, но сорви ее поди-ка:
Куст в колючках, будто еж, вот и назван (ежевика)
Злая, как волчица. Жжется, как горчица!
Что это за диво? Это же (крапива)
В колючках еж и ерш, но сразу разберешь:
Кто ежится, тот… (еж, а кто ершится - … (ерш)
Вышел зайчик погулять, лап у зайца ровно … (четыре)
Просит бабушка Аркашу. Из редиски скушать … (салат)
Во дворе трещит мороз. Шапку ты надень на … (голову)
Хоккеистов слышен плач. Пропустил вратарь их … (шайбу)
1ряд 3задание
Доскажи словечко
С каждым днем все холоднее,
Греет солнце все слабее,
Всюду снег, как бахрома, —
Значит, к нам пришла. (зима)
Наши окна — как картинки.
Кто художник-невидимка?
На стекле букеты роз
Нам нарисовал. (мороз)
Кто все ночи напролет
Песни снежные поет?
Ветру — зимняя подруга,
Наметет сугробы. (вьюга)
Рыхлый снег
На солнце тает,
Ветерок в ветвях играет,
Звонче птичьи голоса
Значит к нам пришла (весна)
Снег в лесу. Сугробов много.
Но слышна синицы трель.
С крыши прямо на дорогу
Звонко капает … (капель)
Зеленеют луга,
В небе — радуга-дуга.
Солнцем озеро согрето:
Всех зовёт купаться … (лето)
В синем небе,
Как по речке,
Белые плывут овечки.
Держат путь издалека
Как зовут их?. (облака)
Дни стали короче,
Длинней стали ночи,
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает? (осенью)
В сером небе низко
Тучи ходят близко,
Закрывают горизонт.
Будет дождь. Мы взяли. (зонт)
Лист осенний долго кружит,
И его Варвара сушит.
А потом мы вместе с Варей
Дома делаем. (гербарий)
Мочит поле, лес и луг,
Город, дом и всё вокруг!
Облаков и туч он вождь,
Ты же знаешь, это —. (дождь)
Птицы с длинными ногами
До весны простились с нами,
Машут крыльями вдали
И курлычут. (журавли).
Опустели наши грядки.
Огород и сад в порядке.
Ты, земля, еще рожай.
Мы собрали (урожай)
2ряд 1задание
Загадки-обманки
Отгадку нужно подбирать не в рифму, а по смыслу. Если же говорить последнее словечко в рифму – получится смешная чепуха.
С пальмы вниз, на пальму снова ловко прыгает… корова (и никакая не корова, а обезьяна)
Дочерей и сыновей учит хрюкать… соловей? (свинья)
Кто любит по ветвям носиться? Конечно, рыжая. лисица? (белка)
Хвост веером, на голове корона. Нет птицы краше, чем… ворона (павлин)
В теплой лужице своей, громко квакал… соловей или муравей (лягушка)
Кто в малине знает толк? Косолапый, бурый… волк (конечно, медведь)
Зимой в берлоге видит сон, лохматый, косолапый… слон (снова мишка)
На заборе поутру, кукарекал… кенгуру (петух)
2ряд 2задание
Загадки-обманки-2
В чаще, голову задрав, воет с голоду… жираф (волк)
Над лесной полянкой ночью, долго слышался кошмар:
ухал, ахал, выл по-волчьи и пугал зверей… комар (филин)
По сосне, как в барабан, застучал в лесу. кабан или баран (дятел)
Все преграды одолев, бьет копытом верный… лев (конь)
По горной круче проходил, обросший шерстью …крокодил (козёл)
Длиннее шеи не найдёшь. Сорвёт любую ветку …ёж (жираф)
Под луною песню петь, сел на ветку…медведь (соловей)
Фрукты хоботом берёт, толстокожий …бегемот (слон)
Клубком свернулся – ну-ка тронь! Со всех сторон колючий…конь (ёж)
2ряд 3задание
Загадки-обманки-3
К цветку приставишь ухо, а в нём жужжит, поёт
Старательная…муха (пчела) и собирает мёд.
Как в автобусный салон к маме в сумку прыгнул…слон (кенгурёнок)
Над лесом солнца луч потух, крадётся царь зверей…петух (лев)
Кто грызёт на ветке шишку? Ну, конечно, это … мишка (белка)
Ква-ква-ква — какая песня! Что быть может интересней,
Что быть может веселей? А поет вам … соловей (лягушка)
Хвост веером, на голове корона. Нет птицы краше, чем … ворона (павлин)
Кто взлетит с цветка вот-вот? Разноцветный … бегемот (пчела)
Дочерей и сыновей. Учит хрюкать … муравей (свинья)
3ряд 1задание
Скажи чистоговорку добавь рифму.
3ряд 2задание
Составить сложное предложение по схеме.
3ряд 3задание
Придумать рифму.
3. СИНЯЯ СЕКЦИЯ
Цель: Развивать логическое мышление, внимание и речь. Учить детей составлять сложноподчиненные предложения, рассказы (по картинке или серии сюжетных картинок).
1ряд 1задание
«Рассмотри картинку и ответь на вопросы»
1ряд 2задание
«Посмотри на картинку попробуй сам сформулировать вопрос»
1ряд 3задание
«Опиши картину»
1ряд 1задание
«Найди на картине отличия»
1ряд 2задание
«Составь рассказ со сложноподчиненными предложениями по картине»
1ряд 3задание
«Составь рассказ по мнемотаблице»
1ряд 1задание
«Послушай сказку - Волшебные символы к сказкам».
Сначала читаем небольшую сказку совместно с ребенком подбираем карты Проппа.
1ряд 2задание
«Перескажи сказку» (задание на развитие связной речи).
Предложить ребёнку прослушать сказку, выложить картинки самостоятельно и пересказать ее.
1ряд 3задание
«Слушай внимательно»
Ребенок слушает сказку, подбирая соответствующие картинки. После прочтения воспитатель выбирает любую карту из выбранных ребенком и предлагает рассказать эпизод выбранной ребенком карты.
1. Жили-были дед да баба. И была у них Курочка Ряба.
Снесла курочка яичко, да не простое — золотое.
Дед бил — не разбил.
Баба била — не разбила.
А мышка бежала, хвостиком махнула, яичко упало и разбилось.
Плачет дед, плачет баба и говорит им Курочка Ряба:
— Не плачь, дед, не плачь, баба: снесу вам новое яичко не золотое, а простое!
2. Подружился как-то мужик с медведем. Вот и вздумали они вместе репу сеять. Посеяли и начали уговариваться, кому что брать. Мужик и говорит:
— Я возьму себе корешки, а тебе Мишка достанутся вершки.
Выросла у них хорошая репа. Собрали они урожай. Мужик взял себе корешки, а Мише отдал вершки.
Видит медведь, что прогадал. Одни листья получил и говорит мужику:
— Ты, брат, меня надул. Ну, смотри, когда будем в другой раз сеять, ты уж меня так не проведешь.
На другой год говорит мужик медведю:
— Давай, Миша, опять вместе сеять.
— Давай, только теперь ты себе бери вершки, а мне отдавай корешки – уговаривается Миша.
— Ладно! – говорит мужик. – Пусть будет по-твоему.
И посеяли пшеницу. Добрая пшеница уродилась. Мужик взял себе вершки, а Мише отдал корешки. Намолотил мужик пшеницы, намолол муки, напек пирогов, а медведь опять ни с чем. Сидит над ворохом сухих стеблей. Вот с тех пор перестали медведь с мужиком дружбу водить.
3. КРАСНАЯ СЕКЦИЯ
Цель: Учить детей составлять сложноподчиненные предложения, рассказы, развивать связную речь.
1ряд 1задание
«Вставить в предложение подходящие по смыслу слова»
К дому ___машина.
Дети ___в мяч.
Весной по дорожкам текли.
Сегодня на улице ___ погода.
Две машины ___ в разные стороны.
С деревьев ___ листья.
Папа ___ колесо у машины.
Мама ___ обед.
Вечером на небе ___ луна.
Умей отличать ___ грибы от ядовитых.
1ряд 2задание
«Вставить в предложение подходящие по смыслу слова, составь сложноподчиненное предложение»
1ряд 3задание
«Перескажи текст вставляя вместо картинок слова»
1ряд 1задание
«Угадай сказку по картинке»
1ряд 2задание
«Расскажи сказку по картинке, вставляя вместо картинок слова»
1ряд 3задание
«Выбери героев и составь свою сказку»
1ряд 1задание
«Вспомнить стихотворение по картинке»
Мишка
Уронили мишку на пол,
Оторвали мишке лапу.
Все равно его не брошу -
Потому что он хороший.
1ряд 2задание
«Послушай стихотворение и расскажи его опираясь на мнемотаблицу»
1ряд 3задание
«Составь свое четверостишие опираясь на картинку и ключевые слова»