Наталья Васильева
Учебное исследование в коррекционной школе
▼ Скачать + Заказать документы
Учебное исследование в коррекционной школе
Окружающий нас мир стремительно меняется и все более актуальными становятся вопросы, связанные с подготовкой детей с нарушением интеллектуального развития к самостоятельной жизни. Как показывает практика, такие дети испытывают затруднение в трудовой, бытовой и психологической адаптации. Основная же задача специальной (коррекционной) школы– это социально-бытовая, социально-нормативная и социально-трудовая адаптация учащихся с недостатком интеллекта с последующим вливанием их в общество. Поэтому внимание теоретиков педагогической науки и педагогов-практиков как у нас в стране, так и за рубежом активно обращается к рассмотрению вопросов о переосмыслении концептуальных подходов к обучению детей с нарушениями в интеллектуальном развитии.
Публикация «Учебное исследование в коррекционной школе» размещена в разделах
Это обстоятельство жизни побудило нас обратить внимание на новый вид деятельности - исследовательское обучение. Возможно ли оно в коррекционной школе?
Главная особенность исследовательского обучения – это активизировать учебную работу детей, придав ей исследовательский, творческий характер. Введение в процесс образования на уроках в коррекционной школе метода проекта открывает значительные возможности для повышения качества обучения, позволяет обучать школьников самостоятельной поисковой и исследовательской деятельности, повышает мотивацию к обучению. Школьник из «потребителя» превращается в «производителя», что даёт ему возможность подготовиться к различным формам деятельности, способствует самореализации личности и ее гражданскому становлению.
Согласно разработанной концепции, программа исследовательского и проектного обучения состоит их трех подпрограмм.
1. Самостоятельная исследовательская практика. Основное содержание работы – проведение учащимися самостоятельных исследований и выполнение ими творческих проектов. Эта подпрограмма выступает в качестве основной – центральной. Занятия построены так. Что степень самостоятельности у детей с нарушением интеллекта контролируется педагогом.
2. Тренинг исследовательских способностей. Исследование и проектирование – занятия творческие, а творчество требует не только специальных знаний. Поэтому и здесь педагогу следует направить учащего с нарушением интеллектуально развития в нужное русло.
3. Мониторинг исследовательской деятельности учащихся. Для того чтобы мотивация поиска новых знаний не угасала, считаем, что необходимо знать ученику то, что результаты его работы интересны другим. С этой целью ввели в практику в своем классе коррекционно-развивающего обучения защиту исследовательских работ и проектов. Защита проводится в течение учебного года и является основным элементом мониторинга. Кроме этой формы мониторинга используем конференции, конкурсы.
Одной из важных задач этого направления работы является то, что детям с нарушением интеллекта необходимо освоить практику презентаций результатов собственных исследований, с помощью взрослого научиться аргументировать собственные суждения, умозаключения и выводы.
Используя метод проекта в специальной (коррекционной) школе необходимо ориентирован на психофизические возможности учащихся с недостатком интеллекта. В связи с этим иногда просто необходимо использовать групповую, коллективную деятельность учащихся. Так как не все учащиеся в силу их индивидуальных особенностей, уровня интеллектуального и физического развития могут полностью самостоятельно выполнить проект, поэтому необходимо формировать группы так, чтобы были задействованы учащиеся с разными уровнями развития. Здесь деятельность педагога играет ведущую и направляющую роль.
Используя метод проектов в своей практики многих педагогов подстерегают некоторые ошибки и опасности на данном пути.
Исследование и рукоделие. Детское рукоделие – занятие важное и полезное. Но мы, педагоги, должны здесь видеть развитие исследовательских способностей и познавательных потребностей. Детское рукоделие и детское исследование – разные виды деятельности. В своей работе очень часто используем всевозможные конкурсы, которые очень нравятся детям, развивая в них творческую смекалку, активность и выдумку. Например, девочки принимали активное участие в творческой выставке «Вторая жизнь наших вещей», где из вторичного сырья представляли сумки, игрушки.
Детские исследования и художественное творчество. Часто за детские исследования пытаются выдать разные продукты художественного творчества детей. Художественная и исследовательская деятельности различны. Они преследуют разные цели, решают разные образовательные задачи. Некоторые ребята с нарушением интеллектуального развития очень хорошо рисуют, поэтому именно для них стараемся включать в программу конкурсы плакатов и рисунков на природоохранную тематику. Например, «День птиц», «Энергосбережение», «Новогодний букет вместо елки».
Детские исследования и социально значимые задачи. Не следует полностью направлять учебно-исследовательскую работу в русло добровольно-обязательного труда, особенно детям с отклонениями в интеллектуальном развитии. Прежде чем дать исследование причин и разрешение проблем уборки мусора, например, на школьной территории, наведение порядка на переменах или заучивание лозунгов или призывов, надо подумать, интересно ли это детям. В весенний период проводим конкурс на декорирование цветочной клумбы.
Таким образом, главная задача учебно-исследовательской деятельности в образовании и воспитании – развивать природную потребность в познании.
Исследование и реферирование. Некоторые педагоги не относят рефераты к исследовательским теоретическим работам. Здесь пересказываются и выделяются основные мысли авторов. Дети с нарушением интеллекта учатся анализировать, вдумчиво читать тексты. Поэтому целесообразно давать им написание рефератов на различные темы, например, «Зимующие птицы Ульяновской области»
Штампы и повторы. Хочется выделить, что не следует брать для наблюдения и исследования, повторяющиеся ранее темы. Это воровство не имеет ничего общего с профессиональной работой педагога и особенно развития самого ребенка.
Исследование и пропаганда. Прежде чем что-то пропагандировать, необходимо как следует исследовать и изучить. С ребятами проводим акции в защиту хвойных насаждений, «Новогодний букет вместо елки», что проходит в сочетании с исследовательской работой. Детям особенно важно понять, для чего это необходимо выполнять. Акция «День птиц», «Покорми птиц зимой» - в сочетании с острой необходимостью о том, что произойдет на Земле, если не будет птиц?
Исследование и расследование. Здесь необходимо максимально объективно изучать действительность, а не поддаваться эмоциям. Нашим ребятам нравится проводить исследование по теме «Расследование Е, исследуем нашу еду», соотносить пищевые добавки к опасным и наиболее опасным.
Защита детских работ. Текст, прежде всего, должен быть доступен ученикам. Основные фрагменты текста проговариваются как учителем, так и учеником. Научные термины, такие как предмет, объект, гипотеза, новизна должны быть разъяснены учителем и сформулированы вместе. Наиболее уместными для использования будут выражения, раскрывающие реальный процесс работы над проектом, например, мне было интересно узнать, меня удивило, я предположил, мне захотелось узнать, проверить, убедиться. Обязательной частью выступления должна быть рефлексия учащегося на получение знаний и практических умений во время работы над проектом, которая завершает презентацию и выражается в таких следующих формулировках как: в ходе работы над проектом я узнал,. а также научился. По итогам защиты необходимо поощрить не только тех, кто хорошо доложил об итогах исследовательской работы, но и тех, кто хорошо задавал интересные вопросы и участвовал в обсуждении.
Таким образом, опыт показывает, что в классе коррекционно-развивающего обучения метод учебного исследования и проектирования возможен под присмотром и помощи педагога. Выпускники школы приобретают знания, умения и навыки, необходимые им при выборе профессии. Наши ребята неоднократно совершали выезд за пределы школы и защищали свои исследовательские проекты в ГБОУ ДОД Областной станции юных натуралистов с проблемной темой «Сбережем тепло зимой». Исследовательская работа получила публичную огласку в печати, была опубликована в сборнике «Материалы научно-практической конференции «Мы - исследователи»». Награждены грамотой за активное участие в научно-практической конференции, также была подарена еще одна книга «Занимательные эксперименты», где ребята продолжат свою исследовательскую деятельность над экспериментами «Вода в растениях», «Поведение насекомых», «Пудинг для птиц», что поможет систематизировать материал, выдвинуть свои гипотезы, проанализировать свои идеи и предложения, обосновать вывод. Все вышесказанное поможет в дальнейшем в исследовательской работе.
Васильева Наталья Юрьевна, учитель класса коррекции, высшей категории МОУ «Тереньгульская средняя общеобразовательная школа» МО «Тереньгульский район» Ульяновской области