Полина Черткова
Учебная программа по обучению хоровому пению (рассчитана на три года)
▼ Скачать + Заказать документы
ХОРОВОЕ ПЕНИЕ
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности базового уровня освоения образовательных результатов
Педагог дополнительного образования
Черткова Полина Владимировна
Итатский
2016
СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ
1. Пояснительная записка
2. Задачи
3. Формируемые предметные знания, учебные уменияи универсальные учебные действия
4. Ожидаемые результаты
5. Учебно-тематический план
6. Содержание образования
7. Методическое обеспечение
Публикация «Учебная программа по обучению хоровому пению (рассчитана на три года)» размещена в разделах
8. Материально-техническое оснащение
9. Литература
1. Пояснительная записка
1.1. Программа «Хоровая студия» (далее – программа) составлена в соответствии с основной образовательной программой центра и является дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программой художественной направленности базового уровня освоения образовательных результатов.
1.2. Актуальность программысвязана с ростом числа учащихся, желающих заниматься вокальным пением и участвовать в концертно-исполнительской деятельности. Для того, чтобы дети, наделенные способностью и тягой к творчеству и развитию своих вокальных способностей, могли овладеть умениями и навыками вокального искусства, самореализоваться в творчестве, научиться голосом передавать внутреннее эмоциональное состояние, разработана настоящая программа.
1.3. Назначение программы :
первого года обучения :
1) дать учащимся общие сведения об интересующем их виде деятельности, помочь им составить представление о выбранной деятельности и оценить свои возможности в её освоении;
2) сформировать у учащихся следующие обобщё нные умения уровня элементарной грамотности:
рассказать о конкретном виде деятельности;
выполнять основные действия;
объяснить причины выбора данного вида деятельности.
второго года обучения :
1) дать возможность учащимся осмыслить имеющийся опыт в выбранной деятельности, углубить теоретические знания и практические умения;
2) сформировать у учащихся не только обобщённые умения уровня элементарной грамотности, но и следующие обобщё нные умения уровня функциональной грамотности:
систематизировать информацию;
выбрать и совершить самостоятельные необходимые действия для выполнения задания
довести начатую работу до конца (с помощью педагога);
общаться;
задать вопрос специалисту.
третьего года обучения :
1) дать учащимся возможность для углубленного изучения предмета, со-вершенствования полученных умений, самостоятельного переноса знаний и умений в новую ситуацию;
2) сформировать у учащихся кроме обобщённых умений уровней элементарной и функциональной грамотности, следующие обобщё нные умения уровня предпрофессиональной грамотности:
умение изготовить продукт (изделие) самостоятельно;
умение творчески подойти к собственной работе;
способность найти себе применение в жизни;
уверенность в своих силах и возможностях;
социальная адаптация во внешней среде.
3) привитьинтерес к вокально-хоровому искусству, стремление к творческому самовыражению (пение в ансамбле исоло, участие в концертах);
4) сформировать у учащихся следующие обобщё нные уменияуровня элементарной грамотности:
владение некоторыми основами нотной грамоты, использование голосового аппарата;
проявление навыков вокально-хоровой деятельности (вовремя начинать и заканчивать пение, правильно вступать, умение петь по фразам, слушать паузы, правильно выполнять музыкальные, вокальные ударения, четко и ясно произносить слова при исполнении);
понимание жестов дирижера и умение реагировать на них;
умение двигаться под музыку, культура поведения на сцене;
стремление передавать характер песни, умение правильно распределять дыхание во фразе, уметь делать кульминацию во фразе, умение исполнять длительности и ритмические рисунки.
второго года обучения :
1) дать возможность учащимся осмыслить имеющийся опыт в выбранной деятельности, углубить теоретические знания и практические умения;
2) вокально-творческое самовыражение (пение в ансамбле и соло, активность в концертной деятельности); проявление навыков вокально-хоровой деятельности (некоторые элементы двухголосия, усложненные произведения);
3) сформировать у учащихся не только обобщённые умения уровня элементарной грамотности, но и следующие обобщё нные умения уровня функциональной грамотности:
умение исполнять произведения различной сложности с не дублирующим вокальную партию аккомпанементом, пение в унисон;
правильное распределение дыхания в длинной фразе, использование цепного дыхания;
участие в конкурсах и концертах, умение чувствовать исполняемые произведения на большой сцене, правильно двигаться под музыку и повышать сценическое мастерство.
третьего года обучения :
1) развивать и совершенствовать навыки вокально-хоровой деятельности (исполнение одно - двухголосных произведений с аккомпанементом, умение исполнять и определять характерные черты музыкального образа; активное участие в музыкальных постановках, в концертной деятельности);
2) сформировать у учащихся кроме обобщённых умений уровней элементарной и функциональной грамотности, следующие обобщё нные умения уровня предпрофессиональной грамотности:
умение исполнять более сложные ритмические рисунки;
услышать красоту своего голоса и увидеть исполнительское мастерство;
умение самостоятельно и осознанно высказывать собственные предпочтения исполняемым произведениям различных стилей и жанров;
умение петь под инструментальную фонограмму, умение владеть своим голосом и дыханием.
1.4. Цель – приобщение учащихся к вокально-хоровому искусству, обучение пению, развитие их певческих и творческих способностей и повышение их общекультурного уровня.
1.5. Программа является модифицированной. В её основу заложены основные положения программы вокально-хоровой кружок «Капельки» Сорокиной Н. Б., адаптированные к запросам учащихся и потенциалу образовательного учреждения и педагога.
1.6. Программа, несмотря на то, что дополнительное образование, реализующее дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы, не стандартизировано, но является составной частью образовательной системы и тесно связано с общим образованием, предусматривает работу по формированию у учащихся универсальных учебных действий.
1.7. По структуре программа является сквозной, соизмеряющей учебный материал с возрастными особенностями учащихся, их количеством в группах и оценкой физического состояния.
1.8. По содержанию деятельности программа является познавательной и содержит элементы развивающей творческие способности деятельности.
1.9. По уровню формирования и развития личности программа является развивающей личность – информирующей о виде деятельности, нацеленной на получение сведений по предусмотренному виду деятельности и формирование предметных учебных умений и универсальных учебных действий в этом виде деятельности, на совместную и самостоятельную деятельность в процессе обучения.
1.10. По уровню освоения программа являетсябазовой, дающей основы знаний и формирующей предметные учебные умения и универсальные учебные действия в предусмотренном ею виде деятельности.
1.11. Исходной теоретической основой программы являются положения о
роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном становлении;
развитии творческого потенциала и музыкальных способностей учащихся разных возрастных групп соразмерно их личной индивидуальности;
вокально-хоровом искусстве как источнике раскрепощения, оптимистического настроения, уверенности в своих силах и гармонизации личности.
1.12. Главная идея программы заключается в личностно-ориентированном подходе, позволяющем увидеть способности каждого учащегося, развить их и помочь показать ему его возможности, учитывая физиологические и вокальные особенности детского голоса, соответствующие возрастным особенностям; научить учащихся слышать и слушать себя, осознавать и контролировать свою певческую природу, владеть методами и приемами, снимающими мышечные и психологические «зажимы».
1.13. Программа построена на технологии дифференцированного подхода, учитывающего возможности, способности и склонности каждого учащегося.
1.14. Срок реализации программы :
программа рассчитана на 3 года обучения;
общая продолжительность обучения составляет 432 учебных часа (144 учебных часов в год).
1.15. Режим занятий:
занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 занятия продолжительностью 45 минут с перерывом (переменой)продолжительностью 15минут для снятия напряжения и отдыха;
принимаются все желающие, не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья.
1.16. Возраст учащихся: 7 – 14 лет, для детей с умственной отсталостью – 10 – 15 лет.
1.17. Количество учащихся в группе: не менее 15 человек, для детей с умственной отсталостью – не менее 10 человек.
1.18. Организационные формы обучения – групповые аудиторные занятия с индивидуальным подходом и созданием творческой атмосферы, стимулирующей повышенную работоспособность и возможность активизации индивидуального участия.
1.19. Формы занятий:практические занятия с изучением основ теоретических знаний.
1.20. Программа реализуется по безоценочной системе.
1.21. Формы подведения итогов реализации программы :
текущий контроль осуществляется в процессе проведения каждого учебного занятия и направлен на формирование и закрепление учебных умений;
промежуточный контроль в ходе первого и второго года обучения без специально отведённого для него времени в форме мониторинга участия учащихся в конкурсах, концертах;
итоговый контроль в ходе третьего года обучения без специально отведённого для него времени в форме мониторинга участия учащихся в конкурсах, концертах.
1.22. Организация обучения детей с умственной отсталостью осуществляется с предоставлением следующих специальных условий:
учёт нарушений в сфере отношений, отклонений в познавательной сфере (низкий уровень развития познавательных интересов, волевых проявлений, трудовой культуры, неразвитость потребностей, патологического развития характера;
использование коррекционно-развивающих методов и приёмов обучения;
привлечение при необходимости специалистов в области коррекционной педагогики;
создание других условий, без которых невозможно или затруднено освоение данной программы.
2. Задачи программы
Для реализации поставленной цели решаются следующиезадачи:
первого года обучения :
1) познакомить состроением артикуляционного аппарата,особенностями, возможностями и гигиеной певческого голоса;
2) сформировать представление обосновах музыкальной грамоты, различных манерах пения;
3) формировать пониманиеэлементарных дирижерских жестов и умение правильно следовать им (внимание, вдох, начало звукоизвлечения и его окончание);
4) научить:
правильно дышать: делать небольшой спокойный вдох, не поднимая плеч;
петь без сопровождения отдельные попевки и фразы из песен;
уметь делать распевку; к концу года спеть выразительно, осмысленно.
5) способствоватьразвитию музыкальных способностей: ладового чувства, музыкально-слуховых представлений, чувства ритма.
6) приобщать к концертной деятельности (участие в праздниках, конкурсах).
второго года обучения :
1) продолжить совершенствование знаний и умений, полученных в ходе освоения программы первого года обучения;
2) научить:
точно повторять заданный звук;
петь чисто и слаженно в унисон;
использовать элементы ритмики и движения под музыку;
работать в сценическом образе.
3) способствоватьактивному участию в творческой жизни хорового коллектива;
4) воспитывать у учащихся эстетический вкус, исполнительскую и слушательскую культуру, умение работать в коллективе.
третьего года обучения :
1) продолжить совершенствование знаний и умений, полученных в ходе освоения программы первого и второго лет обучения;
2) сформировать представление об основных типах голосов, жанрах вокально-хоровой музыки.
3) научить:
петь достаточно чистым по качеству звуком, легко, мягко, непринужденно;
исполнять произведения выразительно, осмысленно;
исполнять двух- и многоголосные произведения.
4) способствовать активному участию во всех концертах, фестивалях, конкурсах.
5) воспитывать настойчивость и целеустремлённость в преодолении трудностей учебного процесса, ответственность за творческий результат.
3. Формируемые предметные знания, учебные умения
и универсальные учебные действия
Содержание программы обеспечивает формирование у учащихся следующих
предметных знаний:
строение артикуляционного аппарата;
особенности и возможности певческого голоса;
гигиена певческого голоса;
основные типы голосов;
особенности хорового пения;
жанры вокально-хоровой музыки;
образцы вокально-хоровой музыки русских, зарубежных композиторов, народное творчество;
основы музыкальной грамоты;
поведение певца до выхода на сцену и во время концерта;
реабилитация при простудных заболеваниях;
предметных учебных умений :
умение правильно дышать, петь короткие фразы на одном дыхании, в подвижных песнях делать быстрый вдох;
умениепеть легким звуком, без напряжения, четко выговаривая слова песни;
умение петь чисто и слаженно в унисон;
умение петь двух- и трехголосные произведения;
умение дать критическую оценку своему исполнению;
умениеправильно вести себя на сцене;
Программа предусматривает дальнейшее формирование у учащихся следующих универсальных учебных действий :
1) личностных универсальных учебных действий, обеспечивающих ценностно-смысловую ориентацию учащихся:
умение соотносить поступки с принятыми этическими принципами;
знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения;
умение ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях.
2) регулятивных универсальных учебных действий,обеспечивающих учащимся организацию своей учебной деятельности :
овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности;
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений;
формирование эффективных способов достижения результата в исполнительской и творческой деятельности;
продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач во внеурочной деятельности;
позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей;
овладение навыками смыслового прочтения содержания «текстов» различных музыкальных стилей и жанров;
3) познавательных универсальных учебных действий, включающих:
умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, поселка и др. ;
развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;
формированиедоброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей, этических чувств;
развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества.
4) коммуникативных универсальных учебных действий, обеспечивающих социальную компетентность:
учёт позиции других людей, партнёров по общению или деятельности;
умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем;
способность интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми:
планирование учебного сотрудничества с педагогом и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
разрешение конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
управление поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка его действий;
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.
4. Ожидаемые результаты
В ходе освоения программы учащиеся будут :
1) иметь представление:
о различных жанрах вокально-хорового искусства;
о различных жанрах вокально-хоровой музыки в творчестве русских и зарубежных композиторов;
обосновных понятиях музыкальной грамоты (ноты, ритм, лад, тональность, интонация, интервалы, аккорды).
2) знать:
первого года обучения :
строение артикуляционного аппарата;
технику правильного дыхания и пения;
правила хорового пения;
начальные понятия музыкальной грамоты.
второго года обучения :
технику правильного дыхания, певческую установку;
основные понятия музыкальной грамоты;
жанры вокально-хоровых произведений;
правила поведения до, во время и после выступления на сцене.
третьего года обучения :
типы дыхания;
правила гигиены голоса;
вокально-хоровые жанры в творчестве отечественных и зарубежных композиторов, народное творчество.
3) уметь:
первого года обучения :
правильно интонировать и выразительно исполнять простые музыкальные произведения;
воспроизводить несложные ритмические рисунки хлопками;
понимать дирижерские жесты.
второго года обучения учащиеся будут :
свободно интонировать разученные мелодии;
слышать себя и других в хоровом пении;
держать свою партию в 2х-голосных произведениях;
уверенно держаться на сцене;
эмоционально передавать характер музыкального произведения.
третьего года обучения учащиеся будут :
уметь исполнять одноголосные произведения различной сложности с не дублирующим вокальную партию аккомпанементом;
слышать и держать свою партию в 2-х и 3-х- голосном пении;
уметь правильно распределить дыхание в длинной фразе, используя цепное дыхание;
уметь исполнять и определять характерные черты музыкального образа;
импровизировать движения под музыку, использовать элементарные навыки ритмики в исполнительском и сценическом мастерстве, повышать сценическое мастерство, участвовать активно в концертной и пропагандистской деятельности.
4) применять:
общекультурные и общетрудовые компетенции;
основы музыкальной грамоты;
технику правильного дыхания и пения;
элементы актерского мастерства.
5) иметь опыт:
участия в различных мероприятиях, конкурсах, фестивалях.
5. Учебно-тематический план
№
п/п Название
учебных разделов и тем Количество часов
теоретические занятия практические занятия всего
1 год обучения
1. Вводное занятие. Прослушивание голосов. 2 - 2
2. Навыки певческого вдоха и выдоха. Правильное формирование гласных. - 8 8
3. Мелодия и ее запись нотами. - 8 8
4. Подбор репертуара. Практические занятия. - 12 12
5. Работа над артикуляцией, ритмом, интонацией. - 12 12
6. Подготовка к праздникам (День матери, Новый год). Подбор репертуара. Выступления. - 18 18
7. Подготовка к праздникам. Работа над музыкальным спектаклем. - 24 24
8. Подбор репертуара. Практические занятия. - 20 20
9. Подготовка к праздникам (23 февраля, 8 марта, День Победы) - 24 24
10 Практические занятия. Выступления. - 12 12
11 Итоговое занятие 2 - 2
Итого 4 140 144
2 год обучения
1. Вводное занятие. Прослушивание голосов. 2 - 2
2. Темп, динамика, артикуляция. - 8 8
3. Подбор репертуара, практические занятия. - 16 16
4. Лад, тональность. - 12 12
5. Подготовка к праздникам (музыкальные спектакли, театрализация песен). Выступления. - 16 16
6. Обучение навыкам двухголосия. - 20 20
7. Работа с солистами. - 16 16
8. Подбор репертуара. Практические занятия. - 12 12
9. Подготовка к праздникам. Концертная деятельность. - 16 16
10 Понятие интервалов и аккордов. Практические занятия. - 24 24
11 Итоговое занятие 2 - 2
Итого 4 140 144
3 год обучения
1 Вводное занятие. Прослушивание голосов. 2 - 2
2 Слушание музыки. Подбор репертуара. Практические занятия. 2 38 40
3 Подготовка к праздникам. Концертная деятельность. - 36 36
4 Пение в два и три голоса. Подбор репертуара. Практические занятия. 2 38 40
5 Слушание музыки. Подготовка к праздникам. Концертная деятельность. 2 22 24
6 Итоговое занятие 2 - 2
Итого 10 134 144
Всего 18 414 432
6. Содержание образования
1 год обучения
Вводное занятие (2ч). Знакомство с планом работы объединения. Прослушивание голосов. Беседа об устройстве и гигиене голосового аппарата.
Навыки певческого вдоха и выдоха. Правильное формирование гласных. (8ч.). Вокально-певческая постановка корпуса. Дыхание и дыхательная гимнастика. Разминка артикуляционного аппарата. Скороговорки. Распевание.
Мелодия и ее запись нотами. (8ч). Нота и нотоносец. Нотная запись. Высота звука. Практические занятия.
Подбор репертуара. Практические занятия. (12ч). Работа над правильным дыханием, чистотой интонации. Знакомство с дирижерскими жестами. Подбор песен с учетом пожеланий учащихся.
Работа над артикуляцией, ритмом, интонацией. (12ч). Понятие ритма. Знакомство с простыми ритмическими рисунками. Правильное произношение гласных и согласных звуков при пении. Практические занятия на основе выбранного репертуара.
Подготовка к праздникам (День матери, Новый год). Подбор репертуара. Выступления. (18ч). Подбор песен к праздникам. Практические занятия. Репетиции. Выступления.
Подготовка к праздникам. Работа над музыкальным спектаклем. (24ч). Знакомство с музыкальным спектаклем «Дюймовочка». Распределение ролей. Практические занятия, репетиции.
Подбор репертуара. Практические занятия. (20ч). Подбор репертуара с учетом пожеланий учащихся. Закрепление дыхательно-певческих навыков. Работа над интонацией. Практические занятия.
Подготовка к праздникам (23 февраля, 8 марта, День Победы(24 ч). Подбор соответствующего репертуара. Практические занятия, репетиции.
Практические занятия. Выступления. (12ч). Работа над выбранным репертуаром. Повторение пройденного. Выступления.
Итоговое занятие (2 ч). Подведение итогов работы объединения. Небольшой отчетный концерт для родителей учащихся.
2 год обучения
Вводное занятие (2ч). Знакомство с планом работы объединения. Прослушивание голосов. Беседа о красоте и подвижности голоса. Слушание музыки.
Темп, динамика, артикуляция. (8ч). Повторение пройденного за первый год обучения. Певческая установка, артикуляция. Понятие музыкального темпа. Динамика звука.
Подбор репертуара. Практические занятия. (16ч). Подбор песен с учетом пожеланий учащихся. Работа над выбранным репертуаром с учетом приобретенных за первый год обучения навыков.
Лад, тональность. (12ч). Мелодия и ее лад. Два основных лада в музыке. Основной тон, понятие тональности.
Подготовка к праздникам (музыкальные спектакли, театрализация песен). Выступления. (16ч). Работа над репертуаром. Знакомство с музыкальным спектаклем «Муха-Цокотуха». Распределение ролей, репетиции.
Обучение навыкам двухголосия. (20ч). Простейшие виды двухголосия. Упражнения. Практические занятия.
Работа с солистами. (16ч). Подбор соответствующего репертуара. Выбор солистов. Практические занятия.
Подбор репертуара. Практические занятия. (12ч). Работа над выбранными произведениями. Практические занятия.
Подготовка к праздникам. Концертная деятельность. (16 ч). Практические занятия, репетиции. Участие в праздничных мероприятиях.
Понятие интервалов и аккордов. Практические занятия. (24ч). Понятие интервала. Виды интервалов. Понятие аккорда. Практические занятия.
Итоговое занятие (2 ч). Подведение итогов работы объединения. Небольшой отчетный концерт для родителей учащихся.
3 год обучения
Вводное занятие (2ч). Знакомство с планом работы объединения. Прослушивание голосов. Беседа о видах певческих голосов. Слушание музыки.
Слушание музыки. Подбор репертуара. Практические занятия. (40ч).Вокально-хоровые жанры в творчестве русских и зарубежных композиторов. Слушание музыки. Подбор песен с учетом пожеланий учащихся. Закрепление приобретенных певческих навыков. Практические занятия.
Подготовка к праздникам. Концертная деятельность. (36ч).Подбор соответствующего репертуара. Практические занятия, репетиции. Выступления.
Пение в два и три голоса. Подбор репертуара. Практические занятия. (40ч). Упражнения на закрепление навыков пения на два голоса. Обучение трехголосному пению. Подбор соответствующего репертуара. Практические занятия.
Слушание музыки. Подготовка к праздникам. Концертная деятельность. (24ч). Народное творчество. Эстрадное творчество. Пение acapella. Подбор репертуара, репетиции. Выступления.
Итоговое занятие (2 ч). Подведение итогов работы объединения. Небольшой отчетный концерт для родителей учащихся.