Виктория Орехова
Участие эмоций и мотивов в формировании детской личности
▼ Скачать + Заказать документы
Эмоции выражают особую значимость для ребенка объектов и ситуаций с точки зрения его потребностей и мотивов. Эмоции – то звено, с помощью которого и через которое мотивы становятся актуальными и нередко осознаются дошкольником.
Эмоциональные реакции и состояния детей могут быть чрезвычайно разнообразны по силе, длительности и устойчивости переживаний. Эти разные по содержанию эмоции отличаются также глубиной протекания и последствиями.
Публикация «Участие эмоций и мотивов в формировании детской личности» размещена в разделах
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Эмоции. Развитие эмоциональной сферы у детей
- Темочки
Ребенок-дошкольник – это личность, но личность, которая еще развивается, формируется. Поэтому, развитие социальных мотивов и эмоций является центральным звеном в сложном и длительном процессе формирования детской личности.
Развитие эмоций в деятельности
Воспитание эмоций и чувств ребенка, начиная с первых лет его жизни, является важнейшей педагогической задачей.
Эмоции ребенка развиваются и в деятельности и зависят от содержания и структуры этой деятельности.
Уже у двух-трехмесячного младенца возникает положительное эмоциональное отношение к матери или к другому близкому человеку. Эта эмоция, являющаяся, по-видимому, зародышем всех в дальнейшем формирующихся высших человеческих чувств, названа в психологии «комплексом оживления».
Эмоции по типу «комплекса оживления» формируются в первые месяцы жизни младенца на основе приобретаемого им опыта практического взаимодействия и общения с близкими взрослыми, которые помогают ему удовлетворять все жизненные потребности (в том числе и в новых впечатлениях).
По мере развития у ребенка формируются новые потребности и интересы. Интересы его распространяются на более широкий мир окружающих предметов, явлений и событий, а вместе с тем эмоциональные проявления его становятся сложнее и содержательнее. Например, к концу первого года жизни ребенок может эмоционально откликаться на музыкальные звуки, игрушки.
К началу дошкольного возраста ребенок приходит уже с относительно богатым эмоциональным опытом. Он обычно довольно живо реагирует на радостные и печальные события, легко проникается настроением окружающих его людей. Выражение эмоций носит у него очень непосредственный характер, они бурно проявляются в его мимике, словах, движениях.
Эмоциональное отношение к сверстнику в условиях морального выбора
Стабильные и устойчивые взаимоотношения между детьми в группе, как известно, складываются далеко не сразу. В первые дни поступления в детский сад дети лишь присматриваются друг к другу, а затем начинают постепенно понимать сверстников и привыкать к ним.
Первые детские привязанности, возникающие в группе, как правило, случайны и неустойчивы. На них можно довольно легко воздействовать взрослому: внушением, объяснением, примером.
Однако в старшем возрасте у детей можно заметить довольно устойчивые привязанности, позволяющие говорить о том, что их взаимоотношения стабилизируются и становятся более самостоятельными, более независимыми от конкретных ситуаций деятельности. Они значительно труднее поддаются воздействиям и перестройке.