Олеся Кутовенко
Конспект НОД и самоанализ занятия «Зимушка — зима» в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Участие в районном конкурсе «Мой лучший урок» 2021 год
Самоанализ непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» в средней группе.
Тема: «Зимушка - зима».
Образовательная деятельность проводилась с детьми среднего дошкольного возраста в количестве 10 человек, на протяжении 20 минут, что соответствует нормам СанПиН.
Публикация «Конспект НОД и самоанализ занятия „Зимушка — зима“ в средней группе» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Самоанализ
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2021
В группе было продумано расположение демонстрационного и наглядного материала. Непосредственно образовательная деятельность построена с учетом интегративного подхода, предполагающая реализацию задач образовательных областей: социально-коммуникативного, речевого, познавательного, физического, художественно-эстетического развития.
Конспект составлен самостоятельно, в соответствии с задачами основной общеобразовательной программы и возрастными особенностями детей. Для реализации каждой задачи были подобраны приемы, в интересной и занимательной форме.
Во время занятия использовалось музыкальное сопровождение, которое усиливало эмоциональное восприятие детей.
Учитывая все это, определила: цели, задачи, содержание, форму проведения образовательной деятельности, методы, приемы и средства, необходимые для положительных результатов.
Цель: Уточнить и закрепить знания детей о времени года – зима, расширить представления о простейших связях между явлениями живой и неживой природы.
Образовательные:
- Закреплять знания детей о признаках зимы, сезонных изменениях в природе; активизировать словарный запас детей; закрепляла умения детей отвечать, на вопросы полным ответом; учить вести диалог с воспитателем, слушать друг - друга и высказывать свое мнение по теме; закрепить умение составлять предложения.
Развивающие:
- Развивать навыки общения; развивать и укреплять физическое и психическое здоровье детей средствами физкультминутки и дыхательной гимнастики.
Воспитательные:
- Воспитывать интерес к природному миру; формировать у детей чувство сплоченности, единства, положительного эмоционального настроя внутри коллектива.
По своей структуре непосредственно образовательная деятельность построена таким образом, чтобы вызывать и поддерживать познавательный интерес детей.
Первая часть занятия включала психологический настрой, установление дружеских взаимоотношений как внутри детского коллектива, так между гостями и детьми.
В основной части занятия была проведена беседа с детьми, игра «Исправь ошибку», экспериментальная деятельность «Свойства льда», словесная игра «Какой? Какая»», динамическая пауза «Снег кружит», дыхательная гимнастика «Сдуй снежинку». В художественно-продуктивной деятельности детей ожидал сюрприз.
Методы и приемы работы подобраны в соответствии с образовательными, развивающими и воспитательными задачами: словесные методы были использованы неоднократно - при создании игровой мотивации, при решении проблемных ситуаций.
На всех этапах занятия старалась активизировать речевую, познавательную деятельность детей. Для получения обратной связи использовала ласковое слово, мимику, жесты.
Мною был выбран умеренный темп речи, материал излагала эмоционально. В течение всего занятия дети были активны, работоспособны, проявляли интерес к содержанию и процессу деятельности.
Третья часть заключительная включала в себя подведение итогов (рефлексия). Считаю, что НОД получилось интересным, логичным, последовательным, поставленная цель и задачи реализованы.
Пояснительная записка
непосредственно образовательной деятельности в средней группе по теме «Зимушка-зима».
Образовательная область: «Познавательное развитие»
Направление: дошкольное
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие, познавательное развитие.
Конспект образовательной деятельности составлен на основе перспективного планирования, с учетом основной образовательной программы дошкольного образования МКДОУ детский сад «Колосок» общеразвивающего вида реализуемой в ДОУ, возрастных особенностей детей 4-5 лет, индивидуального подхода, системно - деятельностного подхода.
Занятие проводится с детьми средней группы, с общей наполняемостью 18 человек. В группе 11 мальчиков, 7 девочек. Все дети из обеспеченных, благополучных семей, 6 семей - многодетные. Дети группы любознательны, активны, программу усваивают хорошо. Воспитанники проявляют высокую познавательную активность и интерес к исследованию новых предметов, любят слушать книги и рассматривать детские энциклопедии. В межличностных отношениях дети общительны как со сверстниками, так и со взрослыми.
Актуальность выбранной темы позволяет в условиях воспитательно - образовательного процесса ДОУ расширять знания детей о сезонных изменениях в природе в зимний период. Зима - это не всегда пронизывающий холод, но и красота природы. А сколько всего можно интересного узнать, благодаря этому удивительному времени. Наверное, мы взрослые уже не так воспринимаем окружающей мир, как дети, потому что мы потеряли веру в волшебство и сказку. Наша задача помочь им раскрыть мир окружающей природы.
Вот на этом и основано написание конспекта занятия по познавательному развитию «Зимушка-зима» для детей средней группы.
Структура и содержание занятия соответствует возрастным возможностям детей, состоит из 3-х взаимосвязанных частей: вводной, основной и заключительной.
Вводная часть занятия направлена на мотивацию детей. Для снятия у детей зажатости на занятии и погружения их в деятельность был использован сюрпризный момент (ветер-почтальон прислал письмо, который позволил мотивировать детей на дальнейшую деятельность, создать доброжелательную игровую атмосферу, а также прием эмоционального объединения детей в начале занятия.
Основная часть занятия строилась в основном на использовании всех групп методов и приемов: наглядный, словесный, практический, которые помогали решить в интересной и занимательной форме программные задачи.
Словесные: беседа, использование художественного слова, указания, вопросы поискового характера, игра «Какой, Какая?».
Практический: проведение с детьми эксперимента
Экспериментальная работа вызывает у детей интерес к исследованию
природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию,
обобщение, предоставляют ребенку возможность найти ответы на вопросы «как?» и «почему?», стимулирует любознательность и активизирует восприятие учебного материала.
Беседа по ходу экспериментальной деятельности направлена на развитие диалогической речи, а также закрепления навыков грамматически правильного оформления высказываний.
Игровой: игра «Сдуй снежинку», проведение с детьми физкультминутки. Физминутка способствовала снятию утомляемости, где дети выполняли упражнение по закреплению координаторных навыков, т. к. текст физминутки необходимо было соотнести с движениями.
Третья часть – заключительная, на ней был подведен итог учебной деятельности с помощью ответов детей на заданные вопросы. Детям была предложена рефлексия.
Все этапы НОД логичны и последовательны, подчинены одной теме. Создание поисковых и проблемных ситуаций активизировало мыслительную и речевую деятельность воспитанников. Длительность НОД соответствует гигиеническим нормам для детей данного возраста 20 минут. Занятия по познавательному развитию с детьми пятого года жизни проводится один раз в неделю.
Использовались следующие формы организации детей:
- групповая – физкультминутка;
- индивидуальная – самостоятельное проведение детьми эксперимента.
До проведения занятия с детьми запланирована предварительная работа: наблюдения за сезонными изменениями в природе зимой, беседы о характерных признаках зимы, жизни животных и птиц зимой, чтение стихов, сказок, рассказов о зиме; рассматривание иллюстраций с зимними пейзажами и забавами. Опытно – исследовательская деятельность «Свойства льда».
Конспект интегрированного занятия в средней группе на тему: «Зимушка-зима»
Цель: Сформировать у детей обобщенное представление о зиме как время года.
Задачи:
Образовательные:
- Закрепить знание детей о зиме, о признаках зимы, сезонных изменениях в природе, о состоянии живой и неживой природы.
- Продолжать знакомить детей со свойствами льда.
- Познакомить с акварелью, вызвав у детей эмоциональное удовольствие от деятельности.
- Активизировать словарный запас детей;
- Учить вести диалог со сверстниками, слушать другдруга и высказывать свое мнение по теме.
Развивающие:
- Упражнять детей в умениях объяснять, сравнивать, рассуждать, делать выводы.
- Расширить кругозор детей, стимулируя познавательный интерес.
- Развивать навыки общения;
- Развивать и укреплять физическое и психическое здоровье детей средствами физкультминутки и дыхательной гимнастики.
Воспитательные:
- Воспитывать у детей познавательный интерес к опытно – экспериментальной деятельности.
- Воспитание любви к природе.
- Формировать у детей чувство прекрасного, сплоченности, единства, положительного эмоционального настроя внутри коллектива.
Интеграция образовательных областей:
- Познавательное развитие;
- Социально-коммуникативное развитие;
- Художественно-эстетическое развитие;
- Речевое развитие;
- Физическое развитие.
Предварительная работа:
- Наблюдения за сезонными изменениями в природе зимой.
- Беседы о характерных признаках зимы, жизни животных и птиц зимой.
- Чтение стихов, сказок, рассказов о зиме;
- Рассматривание иллюстраций с зимними пейзажами и забавами.
- Опытно – исследовательская деятельность «Свойства льда».
Материалы и оборудование:
Письмо от Зимы, снежинки из бумаги с цифрами, лед, подносы, влажные салфетки для рук, подготовленные листы бумаги с нарисованными воском снежинками, кисти, акварельные краски, - аудиозапись со звуками вьюги метели, аудиозапись «Вальс ветра» для дыхательной гимнастики, аудиозапись Моцарт «Симфония», снежинки из салфеток для дыхательной гимнастики (по количеству детей).
Воспитатель: Посмотрите, к нам сегодня пришли гости, давайте мы с ними поздороваемся! (здороваются) Наши гости пришли посмотреть, как мы сегодня будем с вами повторять то, что уже знаем и узнаем что-то новое и интересное. Ребята подойдите ко мне, встанем в круг и поприветствуем друг друга.
Организационный момент. Приветствие.
Здравствуй правая рука — протягиваем вперёд,
Здравствуй левая рука — протягиваем вперёд,
Здравствуй друг - берёмся одной рукой с соседом,
Здравствуй друг — берёмся другой рукой,
Здравствуй, здравствуй дружный круг - качаем руками.
Я люблю свой детский сад,
В нём полным-полно ребят, Может - сто, а может- двести?
Хорошо, когда мы вместе! Все на месте? Все ли тут?
Повернулись, оглянулись и друг другу улыбнулись.
Ход совместной деятельности.
Вводный этап:
Звучит музыка (вой вьюги)
Воспитатель: Ой, что это за звуки?
Дети дают ответы (ветер, вьюга)
- Ой-ой-ой! Вот это да! Откуда же ветер появился в нашей группе и что он нам принес? Посмотрите, письмо! Это его, наверное, ветром принесло к нам. Ну, надо-же! Ветер-почтальон! А здесь (открывает письмо) какая-то загадка! Здесь написано, что отгадав загадку, мы узнаем, кто же это сегодня с нами так шутит! (читает загадку)
Наступили холода.
Обернулась в лед вода.
Длинноухий зайка серый,
Обернулся зайкой белым.
Перестал медведь реветь:
В спячку впал в бору медведь.
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает?
Дети: (зимой)
Воспитатель:
- Это Зима прислала нам письмо:
«Здравствуйте, детишки,
Девчонки и мальчишки!
Приглашаю в путь, друзья!
Дорога будет нелегка!
Путь укажет вам тропинка,
Вы ищите все снежинки.
И тогда в конце пути,
Сюрприз вы сможете найти!»
(снежинки с заданиями размещены в разных местах по группе)
Зимой нас всегда ждет много интересного! А вы мне расскажите, какая Зима? (холодная, снежная, морозная)
- Скажите ребята, чем вы любите заниматься в это чудесное, сказочное время года? (ответы детей, перечисляют зимние развлечения)
- Конечно! Зимой можно играть в снежки, кататься на санках, лыжах, коньках или на ледянках и плюшках с горки! А еще можно строить снежные замки и изучать различные следы, любоваться снежинками!
- Но Зима хочет вас проверить, действительно ли вы знаете о ней все!А сейчас мы с вами пойдем искать снежинки с заданиями.
Воспитатель обращает внимание на 1-ую снежинку
- Ребята, посмотрите, вот первая снежинка и наше первое задание. -Пойдемте присядем с вами на стулья.
(дети с воспитателем присаживаются на стулья)
Снежинка 1. «Упражнение «Назови правильно»
Я буду читать вам утверждения, но в них есть ошибки, выпостарайтесь их найти и исправить!
1. Наступила зима. Кругом бело. Листья на деревьях начали желтеть.
2. Зима у нас морозная, снежная. Теплый снег падает на землю.
3. За окном ветер кружит снежинки. В весеннем лесу трещит мороз.
4. Зимой в лесу тихо. Лишь изредка слышно, как трещат сучки деревьев, которые ломает неуклюжий медведь.
5. Птицам в зимний период холодно и голодно. Дети насыпают им в кормушки крошки хлеба, семечки и наливают сок.
6. Скоро закончится зима и наступит лето.
7. Зимой дети катаются на велосипедах, санках и лыжах.
- Вы справились! Вы молодцы, ребята! Пора искать следующую снежинку!
Воспитатель обращает внимание детей на столы, возле которых лежит снежинка (2) и с детьми идут к столам.
-Ребятки, идите быстрее сюда, я вижу снежинку, посмотрите, какой снежный сугроб Зимушка намела. Посмотрим, что же спрятала Зима для нас в сугробе?
(Поднимают снежное покрывало в снегу находят кусочки льда).
- Что это? (лед)
- Возьмите у меня кусочки льда.
-Какой лед? (Холодный, твердый).
-Положите льдинки на ладошки и покатайте их. Почему льдинки скользят? (Лёд гладкий, скользкий)
- Когда мы подержали льдинки в руке, какая у нас стала ладошка (мокрая)
- От чего она стала мокрой? (льдинки тают)
Почему льдинки стали таять (ладошка теплая, а лёд в тепле таит)
- Льдинка очень похожа на конфетку – леденец. Можно ее попробовать (нет)
- А почему нельзя? (ответы детей)
Молодцы, всё правильно! Положите лёд и вытрите руки салфеткой. Ребята, сейчас мы немного отдохнём и снова пойдем искать снежинки.
Физминутка
Воспитатель: Молодцы, отдохнули, а теперь пройдемте искать следующую снежинку. А вот же она. Воспитатель обращает внимание детей на снежинку (3)
Воспитатель: Присядем с вами на стулья и прочитаем следующее задание.
Какое все-таки интересное время года – зима! Вот, например, какие малюсенькие снежинки падают с неба, но превращаются они в сугробы! Снежинки маленькие…., а сугробы? (большие) Снег зимой мягкий, а лед ….? (твердый)
А давайте поиграем с вами в игру. Я называю любой зимний предмет или явление, а вы мне называете, какой он этот предмет?
Игра «Какой, Какая?»
Горка – (длинная, скользкая, ледяная);
Снег – (белый, пушистый, мягкий);
Лед – (холодный, твердый, скользкий);
Ветер – (сильный, холодный);
Мороз – (жгучий, холодный);
Одежда – (теплая).
- Конечно ребята! Самое главное зимой, для ребятишек, это быть тепло одетыми! Молодцы, справились с заданиями! Вы правильно отгадали все загадки и ответили на мои вопросы, а вот и последняя снежинка!
Воспитатель обращает внимание детей на столы с листами и акварелью, где лежит снежинка
Снежинка 4.
«Вот последняя снежинка
И конец заданиям.
Здесь сюрприз найдете вы
Раскрасив белые листы!»
Воспитатель с детьми подходят к столам
Рисуем «портрет» зимы
(На столах у детей заранее приготовленные листы белой бумаги с нарисованными воском снежинками, кисточки, голубая акварель.
Воспитатель: У вас на столе волшебные листки бумаги. После того как вы их закрасите, произойдет чудо.
(МузыкаMozart Simfonija)
Дети раскрашивают акварелью свои листочки. И затем рассказывают что получилось.
- Здорово! Какие замечательные снежинки у вас получились.
- Вы молодцы!
- Мне сейчас захотелось прочесть отрывок из стихотворения И. Сурикова «Зима»:
Белый снег, пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.
- Ребята, а давайте мы и со снежинками немного поиграем? Мы их будем сдувать с ладошки, как настоящий ветер (звучит музыка ветра).
Игра «Сдуй снежинку»
Чтобы нам снежинку сдуть,
Нужно глубоко вдохнуть.
(Дети выполняют упражнения на дыхание)
- Вы у меня молодцы! Ну, что я предлагаю сложить наши снежинки в конверт и отправить с самым сильным ветром Зимушке – зиме! Но это мы сделаем, когда пойдем на прогулку, а сейчас пусть высохнет краска.
Рефлексивно-оценочный этап
-Ребята подойдите к столу, найдите смайлики, и покажите, какое у вас сейчас настроение?
- Спасибо вам большое! А сейчас пора прощаться с нашими гостями!