Гордина Светлана
Конспект родительского собрания в форме игрового практикума «Роль пальчиковых игр в речевом развитии детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Управление образования Администрации муниципального района Туймазинский район
Республики Башкортостан МБДОУ детский вида №10 г. Туймазы
Конспект родительского собрания в форме игрового практикума
Тема:«Роль пальчиковых игр в речевом развитии детей»
Учитель-логопед МБДОУ №10
Гордина Светлана Николаевна
Г. Туймазы
Публикация «Конспект родительского собрания в форме игрового практикума „Роль пальчиковых игр в речевом развитии детей“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мелкая моторика
- Пальчиковая гимнастика и игры. Консультации для родителей
- Пальчиковая гимнастика. Конспекты занятий
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Родительские собрания в детском саду
- Семинар, практикум
- Темочки
ЦЕЛЬ: формировать у родителей представления о роли мелкой моторики в психофизическом развитии детей; познакомить родителей с пальчиковыми играми, направленными на речевое развитие детей.
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
1. Выступление учителя логопеда.
2. Игровой практикум.
3. Проект решения.
- Добрый день, уважаемые родители! Мы рады встретиться с вам сегодня. У каждого из вас на столе лежат схемы и ручки. Вам необходимо выполнить небольшое задание, для того, чтобы определить тему нашей встречи.
1. В слове ПАР выделите первый звук и запишите букву в красный круг.
2. В слове МАК выделите звук, находящийся в середине слова и запишите букву в синий треугольник.
3. В слове ВОЛ выделите звук в конце слова и запишите букву в жёлтый квадрат.
4. В слове РЕЧЬ выделите букву, не означающую звук и запишите букву в зелёный овал.
5. В слове ЧАЙ выделите первый звук и запишите букву в красный треугольник.
6. В слове МИР выделите звук, находящийся в середине и запишите букву в зелёный прямоугольник.
7. В слове МИШКА выделите третий согласный звук и запишите букву в жёлтый овал.
8. В слове УХО выделите второй гласный звук и запишите букву в синий круг.
9. В слове ВАТА выделите первый звук и запишите букву в красный прямоугольник.
10. В слове ШАПКА выделите первый гласный звук и запишите букву в зелёный треугольник.
11. В слове ЛЮБИМАЯ выделите последний звук и запишите букву в синий квадрат.
1. В слове ГИМН выделите первый звук и запишите букву в красный круг.
2. В слове ТИГР выделите звук, находящийся в середине и запишите букву в зелёный треугольник.
3. В слове КОМ выделите последний звук и запишите в синий овал.
4. В слове БАНТ выделите последний звук и запишите букву в жёлтый прямоугольник.
5. В слове КОМАР выделите второй гласный звук и запишите букву в синий треугольник.
6. В слове СЛОВО выделите первый звук и запишите букву в красный овал.
7. В слове СТОЛ выделите согласный звук, находящийся в середине слова и запишите букву в зелёный квадрат.
8. В слове УЛИТКА выделите гласный звук, находящийся в середине слова и запишите букву в синий прямоугольник.
9. В слове ШКОЛА выделите второй согласный звук и запишите букву в жёлтый круг.
10. В слове САД выделите звук, находящийся в середине слова и запишите букву в красный треугольник.
(ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА)
- Это и будет темой для нашего сегодняшнего разговора.
- Занимались ли ваши родители с вами пальчиковой гимнастикой? Как?
- Играли ли вы сами с вашими пальчиками? Как?
- Как вы играете с пальчиками вашего ребёнка?
- Что умеют делать ваши пальцы на руках? (Рисовать, лепить, готовить и т. д.).
«Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга». И. П. Павлов
Образная, богатая синонимами речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. А между тем, овладение речью в возрасте от 3 до 7 лет имеет ключевое значение, так как этот период наиболее благоприятен к её усвоению.
Дети осваивают родной язык, подражая речи окружающих. К сожалению, вечно занятые родители в наше время часто забывают об этом и пускают процесс развития речи ребёнка на самотёк. Ребёнок проводит мало времени в обществе взрослых (всё больше за компьютером, у телевизора или со своими игрушками, редко слушает рассказы и сказки из уст мамы и папы, а развивающие занятия по развитию речи – вообще редкость. Вот и получается, что с речью ребёнка к моменту поступления в школу возникает множество проблем.
Ставя задачу развития речи детей дошкольного возраста, рассмотрим, с какими проблемами в этой области сталкиваются родители и педагоги.
Типичные проблемы развития речи дошкольников : бедность речи; недостаточный словарный запас; односложная, состоящая лишь из простых предложений речь; бедная диалогическая речь; неспособность детей построить монолог, описательный рассказ, пересказ текста своими словами; отсутствие логического обоснования и выводов; плохая дикция.
Развитие речи и речевое общение в детском саду осуществляется во всех видах деятельности, в разных формах как на специальных речевых занятиях, так и во всех режимных моментах. Но без помощи родителей, без их активного участия полноценное развитие речи у ребёнка невозможно.
Более подробно хотелось бы остановиться на пальчиковых играх, их роли в речевом развитии детей дошкольного возраста.
Известному педагогу В. А. Сухомлинскому принадлежит высказывание: «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев».
«Рука – это инструмент всех инструментов», - сказал ещё Аристотель. «Руку – это своего рода внешний мозг», - писал Кант.
По своей сути пальчиковая игра – это массаж и гимнастика для рук, а иногда и для ног. Это подвижные физкультминутки прямо за столом или за партой, весёлые стихи, которые помогут вашим детям стать добрее.
Пальчиковые игры – это весёлые упражнения для пальчиков и ручек, инсценировка с их помощью каких-либо стихотворений, историй, сказок. Вы можете просто почитать их малышам и попросить подвигать пальцами так, как они этого хотят.
Главная цель пальчиковых игр – переключение внимания, улучшение координации и мелкой моторики, что напрямую воздействует на умственное развитие ребёнка. Кроме того, при повторении стихотворных строк и одновременном движении пальцами у малышей формируется правильное звукопроизношение, умение быстро и чётко говорить, совершенствуется память, способность согласовывать движение и речь. У детей, с которыми часто проводили пальчиковые игры, даже почерк намного лучше, чем у других. Уникальное сочетание добрых стихов и простых массажных приёмов даёт поразительный эффект активного умственного и физического развития.
Пальчиковые игры для детей – это не новшество двадцать первого века. Они существовали в разных народах, их история имеет много страниц.
Мелкая моторика – это точные общие и специальные движения пальцев рук. Она тесно связана с развитием произвольного внимания, глазо - двигательной координации, наглядно – действенного мышления и развитием речи.
Развитие мелкой моторики в дошкольном возрасте играет первостепенную роль. С 3 до 6 лет у детей активно пополняется словарный запас, произношение становится значительно чище, исправляются дефекты речи. К сожалению, сегодня практически половине дошкольников требуется помощь логопеда: не поддаются малышам такие звуки, как [Р], [Р], [Л], [Л], [Ш] и другие. Одной из причин является недостаточное развитие мелкой моторики. Общеизвестен тот факт, что она влияет на речь, в том числе и чистоту произношения.
Учёные пришли к выводу, что формирование устной речи ребёнка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигает достаточной точности. В электрофизиологических исследованиях было обнаружено, что, когда ребёнок производит ритмичные движения пальцами, у него резко усиливается согласованная деятельность лобных (двигательная речевая зона) и височных (сенсорная зона) отделов мозга, то есть речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев.
Поэтому с самого раннего возраста взрослые стараются научить ребёнка выполнять точные движения руками и брать пальцами в руки большие и маленькие предметы, пользоваться ими в соответствии с их функцией (ложкой, вилкой, совочком и другими предметами, открывать и закрывать коробки и сосуды, отвинчивать тюбики и гайки, завязывать и развязывать.
Хочется отметить, что пальчиковые игры были всегда любимы детьми, появившись в глубокой древности, они дошли до наших времён почти без изменений. Например, кто не знает игры «Сорока–белобока», или игры «Ладушки–ладушки», или «Коза рогатая». Играя с детьми в эти игры, мы развиваем у детей внимание, расширяем горизонты их познания, стимулируем речевое и интеллектуальное развитие.
Это важно при своевременном речевом развитии, особенно, в тех случаях, когда это развитие нарушено. Кроме того, доказано, что мысль и глаз ребёнка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев является мощным средством повышения работоспособности головного мозга.
Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.
Что же происходит, когда ребёнок занимается пальчиковой гимнастикой?
Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.
Игра – один из лучших способов развития речи и мышления детей. Она доставляет ребёнку удовольствие и радость, а эти чувства являются сильнейшим средством, стимулирующим активное восприятие речи и порождающим самостоятельную речевую деятельность.
Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка.
Малыш учится концентрировать своё внимание и правильно его распределять.
Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворениями, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль над выполняемыми движениями.
Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений.
У малыша развивается воображение и фантазия. Овладев многими упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории.
Организованные игры, в том числе и пальчиковые, сопровождаемые речью, превращаются в своеобразные маленькие спектакли. Они увлекают малышей и приносят пользу. Дети могут многое запомнить и воспроизвести, надо только несколько раз повторить текст.
В результате пальчиковых упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладением навыком письма.
Любые упражнения будут эффективны только при регулярных занятиях, и длительность их будет составлять не более 5 минут.
Опыт работы с детьми дошкольного возраста подтверждает, что уровень развития речи детей находится в зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.
Тренируя пальцы, мы оказываем мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга, что в дальнейшем сказывается на подготовке руки к письму. Поэтому в повседневную работу с детьми целесообразно включать игры и задания для развития общей и мелкой моторики с учётом индивидуальных особенностей каждого ребёнка. Развивая мышцы рук, мы не только готовим руку к письму и рисованию, но и к самообслуживанию (застёгиванию пуговиц, завязыванию шнурков, одновременно стимулируем речевую активность, а значит, развиваем интеллектуальные способности ребёнка.
- Я предлагаю вам отправиться в небольшое путешествие в страну игр для пальцев. Но сначала давайте подготовимся.
Выполняется самомассаж.
Вы готовы, глазки? (Поглаживание век.)
Да! (Прикладывание ладоней к векам.)
Вы готовы, ушки? (Поглаживание ушей.)
Да! (Прикладывание ладоней к ушам.)
Вы готовы, ручки? (Поглаживание кистей рук.)
Вы готовы, ножки? (Поглаживание ног.)
Да! (Притоптывание.)
Вы готовы? (Развести руки в стороны.)
Да! (Обнять себя руками.)
Первая остановка «Массажная»
Цель: Научить элементам самомассажа пальцев рук.
1. Массаж подушечек пальцев рук.
(Большой палец становится на ноготь массируемого пальца, а остальные пальцы прижимают подушечку снизу, разминая её. На каждую строчку стиха – разминание подушечки одного пальца.)
Дети любят всех зверей:
Птиц, и ящериц, и змей,
Пеликанов, журавлей,
Бегемотов, соболей,
Голубей и глухарей,
И клестов, и снегирей.
Любят горного козла,
Обезьянку и осла,
Дикобраза и ежа,
Черепаху и ужа.
2. Цепочка.
(Подушечками пальцев поочерёдно касаться большого пальца. Затем на обеих руках из указательного и большого, среднего и большого, безымянного и большого, мизинца и большого пальцев составлять колечко и сцеплять колечки так, чтобы получалась цепочка.)
Пальчики перебираем
И в цепочку собираем.
3. Разотру ладошку сильно,
Каждый пальчик покручу,
Поздороваться с ним сильно
И вытягивать начну.
(Растирание ладоней, захватить каждый пальчик у основания и выкручивающими движением дойти до ногтевой фаланги.)
Затем руки я помою.
(«Моют» руки.)
Пальчик в пальчик я вложу,
На замочек их закрою
И тепло поберегу.
(Пальцы в замок.)
Выпущу я пальчики,
Пусть бегут как зайчики.
(Расцепить пальцы и перебирать ими.)
Вторая остановка «Игровая»
Цель. Развитие быстроты, мелкой моторики рук.
1. «Ножки».
(Соединять большой палец правой руки с указательным левой (подушечками – это 1-я пара. Затем – большой палец левой руки с указательным правой – это 2-я пара. После чего 1-ю пару размыкаем, обводим с разных сторон вокруг 2-й пары и снова смыкаем. Далее размыкаем и смыкаем 2-ю пару, обводя вокруг 1-й и т. д.).
Наши пальчики, как ноги,
Побежали по дороге.
Очень быстро мы бежали,
Но споткнулись и упали.
2. «Пианист».
(Пальцы опускаются на стол по порядку – от мизинца к большому – на каждый слог стиха. После каждой строчки – смена рук.)
Пианист Бемоль
В музыке король.
Говорить Бемоль
Ноты, как пароль :
«До, ре, ми, фа, соль,
Принесите соль.
До, ре, ми, фа, соль,
Посолить фасоль».
3. «Апельсин».
Мы делили апельсин.
(Показать апельсин – пальцы полусогнуты, словно в руках мяч.)
Много нас, а он один.
(Ладонь сначала раскрыта, затем пальцы сжимаются в кулак, прямым остаётся только большой палец каждой руки.)
Это долька – для ежа,
Это долька – для стрижа,
Это долька – для утят,
Это долька – для котят,
Это долька – для бобра.
(Ладони сжаты в кулак. Начиная с большого пальца, раскрывать кулаки, на каждую фразу по пальцу.)
А для волка…кожура.
Он сердит на нас – беда!
Разбегайтесь кто куда.
(Раскрывать и закрывать ладонь, сжимая пальцы в кулак на каждое слово последних двух фраз.)
4. «Кулак – ладонь».
(Руки ладонями вниз лежат на столе. Затем одновременно сжимаются в кулак и снова ложатся ладонями на стол.)
Руки, как глазки,
Закрылись-открылись,
Словно из сказки
Они появились.
(А теперь правая рука сжимается в кулак, левая – прямая, затем смена рук: одновременно правая рука распрямляется, а левая – сжимается в кулак.)
Один кулак – одна ладошка,
И поменяй их быстро, крошка!
Теперь – ладошка и кулак,
И всё быстрее делай так!
5. Как живёшь?
Как живёшь? Вот так! (Показать большой палец.)
Как идёшь? Вот так! (Прошагать двумя пальцами по ладони.)
Как бежишь? Вот так! (Согнуть руки в локтях и сделать движения при беге.)
Ночью спишь? Вот так! (Руки под щёку, нагнуть голову.)
Как берёшь? Вот так! (Ладонь в кулак.)
А даёшь? Вот так! (Ладонь раскрыть.)
Как молчишь? Вот так! (Прикрыть рот ладонями.)
А грозишь? Вот так! (Погрозить соседу пальчиком.)
6. Упражнение с грецким орехом.
Я мячом круги катаю, (между ладонями)
Взад-вперёд его гоняю. (смена рук)
Им поглажу я ладошку, (соответственно)
Будто я сметаю крошку. (смена рук)
Я сожму его немножко, (соответственно)
Как сжимает лапу кошка. (смена рук)
Каждым пальцем мяч прижму (соответственно)
И другой рукой начну. (смена рук)
А теперь последний трюк: (переброс мяча из руки в руку)
Мяч летает между рук.
Третья остановка «Театральная»
Цель. Учить сюжетным пальчиковым упражнениям, развивать быстроту, внимание, память.
По сигналу (музыка) начинают движение по кругу, выполняя движения животных и птиц.
Медведь (ходьба на внешней стороны стопы, руки полусогнутые в локтях перед собой).
Лиса (ходьба на носках «крадучись», плавные движения кистями рук перед собой).
Тигр (обычная ходьба, кисти рук перед собой округлены, пальцы растопырены).
Волк (обычная ходьба, руки перед грудью и соединены между собой в запястье – одна над другой, пальцы размыкаются и смыкаются).
Лошадь (прямой галоп, руки перед грудью сжаты в кулак).
Олень (ходьба с высоким подниманием колен, руки над головой пересекаются.)
Филин (обычная ходьба, плавные движения рук в стороны, вверх, вниз).
Петушок.
Петушок стоит весь яркий,
Гребешок он чистит лапкой.
(Кисть вверх. Ладонь раскрыта. Указательный палец опирается на большой. Остальные пальцы растопырены и подняты вверх.)
Гусь.
Гусь стоит и всё гогочет,
Ущепнуть тебя он хочет.
(Предплечье вертикально. Кисть под прямым углом. Большой палец отставлен, остальные четыре прижаты друг к другу.)
Кошка.
У кошки ушки на макушке,
Чтоб лучше слышать мышь в норушке.
(Средний и безымянный пальцы упираются в большой. Указательный и мизинец согнуты в дуги и прижаты к среднему и безымянному пальцами.)
Четвёртая остановка «Интеллектуальная»
1. С какого возраста необходимо исправлять речь детей? (С пяти лет.)
2. Главный рабочий инструмент логопеда? (Голос.)
3. Нарушение речи. (Дефект.)
4. Человек, занимающийся исправлением речи. (Логопед.)
5. Учебное заполнение времени. (Занятие.)
6. Какие звуки чаще всего нуждаются в исправлении? (Р, Л.)
7. Как называется гимнастика для языка? (Артикуляционная.)
8. Исправление речи. (Коррекция.)
9. Орган, участвующий в артикуляции звуков. (Язык.)
10. Зачем логопеду спирт? (Вытирать инструменты, руки.)
11. Перерыв в занятии для отдыха. (Физкультминутка.)
12. Сбор родителей для решения педагогических проблем. (Родительское собрание.)
13. Графический знак, входящий в азбуку. (Буква.)
14. То, что слышится, воспринимается слухом. (Звук.)
- Что дала вам сегодняшняя встреча?
- Какие вопросы у вас возникли в процессе нашего общения?
- Давайте примем проект решения нашей встречи.
РЕШЕНИЕ:
1. Поручить Видинеевой О. В. распечатать памятку по использованию пальчиковой гимнастики и распространить её среди родителей.
2.
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ПАЛЬЧИКОВОЙ ГИМНАСТИКИ
1. Прежде чем разучивать пальчиковую игру с ребёнком, попробуйте поиграть самостоятельно, добейтесь чётких движений руки и пальцев.
2. Перед каждой игрой настройте ребёнка, найдите способ заинтересовать его.
3. Начинать пальчиковые игры желательно с разминки пальцев : сгибания и разгибания. Можно использовать для этих упражнений резиновые игрушки, мячики.
4. При разучивании новой игры все движения пальцев и рук выполняются показывающим взрослым и ребёнком медленно. Если ребёнок не может самостоятельно выполнять требуемое движение, надо взять его руку в свою и действовать вместе с ним.
5. Произносить текст пальчиковой игры взрослый должен максимально выразительно: то повышая, то понижая голос, делая паузы, подчёркивая отдельные слова, а движения выполнять синхронно с текстом или паузах. Если ребёнку трудно проговаривать текст, то достаточно выполнять движения вместе со взрослым. Для некоторых игр можно надевать на пальчики бумажные колпачки или рисовать на подушечках пальцев лица.
6. Следует добиваться, чтобы ребёнок выполнял движения кистями и пальцами с оптимальной амплитудой и нагрузкой. От вялых и небрежных движений пользы не будет.
7. Пальчиковые игры следует проводить систематически, ежедневно. Чтобы приобретённые навыки закреплялись, следует повторять хорошо знакомые, полюбившиеся ребёнку игры и одновременно разучивать новые.
8. Старайтесь применять различные пальчиковые игры, используя сжатие, растяжение, расслабление кисти руки, изолированные движения каждого из пальцев. Помните, что в коре головного мозга имеется отдельная область проекции для каждого пальца.
9. Повторяйте игры как для правой, так и для левой руки.
10. Пальчиковые игры повышают тонус коры головного мозга, поэтому соблюдайте осторожность в работе с детьми с повышенной судорожной готовностью.
11. Продолжительность пальчиковых игр зависит от возраста детей. Для младшего дошкольного возраста (до 3-4 лет) рекомендуемое время – от 3 до 5 минут, для среднего и старшего дошкольного возраста (4-7 лет) - 10-15 минут в день.