Галина Иргизцева
Творческое задание «Волшебный конь»
▼ Скачать + Заказать документы
Творческое задание
Выдвигая в число показателей художественной выразительности детских работ фантастичность создаваемых ими образов, следует исходить из того, что этот показа-тель не является чем-то надуманным. Знакомясь с работами дошкольников, нетрудно обнаружить в рисунках и выполненных из пластилина или глины скульптурах сказоч-ные сюжеты. Многие из этих работ удивительно образны и выразительны.
Публикация «Творческое задание „Волшебный конь“» размещена в разделах
Для того чтобы при выполнении творческого задания настроить детей на созда-ние в лепке сказочных образов коней, можно прочитать им отрывки из сказки «Конек-Горбунок» П. Ершова, показать вятских, каргопольских глиняных коней, скульптур-ные изображения в гжельской керамике, богородских деревянных резных коней.
Прекрасной иллюстрацией могут служить и кони, вырезанные одним из ста-рейших мастеров с. Богородское Н. И. Максимовым, создавшим и Конька-Горбунка и красавцев коней, которых Иванушка ведет продавать на ярмарку. Иллюстрации работ Н. И. Максимова можно встретить в любой из книг, посвященных богородскому про-мыслу, в наборах цветных диапозитивов о народном декоративном искусстве.
Лепке коней может предшествовать создание детьми рисунков на тему прочи-танной сказки. Выполнение рисунков на сказочный сюжет более доступно и близко для детей, нежели создание пластических форм из пластилина или глины. Дети имеют определенный опыт в создании подобных рисунков. В свою очередь графический об-раз поможет более успешно справиться с лепкой коней.
Разумеется, далеко не все рисунки будут равноценны по образному художе-ственному воплощению замысла. Среди них могут быть и удивительно красочные, оригинальные работы, и маловыразительные или подражательные рисунки, когда ре-бенок повторяет графический образ и цвет, выполненный товарищем. И все-таки в большинстве своем, как правило, эти рисунки образно и поэтично рассказывают о сказке.
Даже тогда, когда в изображении коня на листе бумаги заметен некоторый схе-матизм (большинство коней бывают нарисованы застывшими, в статичных позах, и почти никто из детей не рисует стремительно бегущего коня, все равно детские рабо-ты подкупают своей наивной непосредственностью и красотой звонкостью цвета. Цвет в рисунках играет первостепенную роль. И пусть не очень-то выразительным по-лучится силуэт коня, но зато он может быть розовым и голубым. Таких коней можно встретить только в сказке.
Следует особо подчеркнуть, что фантастичность и сказочность того или иного рисунка нередко зависят не от отдельного конкретного сказочного образа, а от всей общей цветовой или композиционной выразительности рисунка. На это важно обра-тить внимание детей.
Рисунки волшебных коней помогут смелее подойти к созданию объемных, та-ких же причудливых коней из пластилина или глины. Глиняных коней после обжига в муфельной печи можно расписать гуашью, темперой или глазурями. В работе над пла-стическими формами коней следует наряду с глиняной и деревянной народной игруш-кой знакомить детей и с резными изображениями городецких упряжных коней, тоже вырезанных из дерева, но окрашенных затем в густые темные тона, с федосьевской щепной деревянной игрушкой, где одним из главных персонажей всегда является об-раз коня; наконец, с ярко-красными, черными, желтыми конями украшенными цвета-ми, которых вырезывают из дерева народные мастера села Полхов-Майдан Горьков-ской области.
Коней можно лепить не только из пластилина и глины, но и из снега на участке детского сада. Белоснежные скульптуры затем расписываются анилиновыми или гуа-шевыми красками, разведенными в воде, или выкладываются на них узоры из цветно-го льда. Из глиняных скульптурок коней можно соорудить затем веселую, карусель, расставив вылепленных коней на кружок из фанеры или плотного картона и приладив в центре разноцветный шест — мачту с флажком наверху.
Образцы народного прикладного искусства, таким образом, служат хорошей основой в художественном развитии детей дошкольного возраста. Об этом свидетель-ствуют увлеченность детей работой, повышение их творческой активности, инициати-вы и самостоятельности, повышение художественного качества декоративных работ, созданных детьми, как результат влияния народного прикладного искусства.
Это влияние проявляется как в непосредственной форме (заимствование цвето-вого решения, элементов орнамента, композиции, так и в опосредованной форме, ко-гда дети создают собственные композиций росписи, мозаику, рельефные и барельеф-ные изображения, аппликации, руководствуясь своей творческой фантазией. Если со-поставить и качественно оценить декоративные работы детей при выполнении первых и последних творческих заданий, можно сказать, что образцы народного прикладного искусства не только обогащают цветную палитру, пластическую, графическую и ком-позиционную выразительность детских работ, но и развивают их фантазию и вообра-жение.
Органическое сочетание привития детям практических навыков (кистевой рос-писи рельефного и барельефного декора, способов выкладки мозаики и т. д.) и одно-временное решение ими творческих художественных задач, несомненно, имеет боль-шое значение в эстетическом воспитании детей.
В ходе выполнения тематических творческих заданий дети приобретают уве-ренность в том, что они могут от начала и до конца (от подготовки материала к работе, выполнения мозаики, росписи, аппликации и т. д.) выполнять красивые и необходи-мые вещи: предметы для оформления детского сада, сувениры, украшения для костюма и т. д. Ярко проявляются при этом индивидуальные творческие склонности детей. Так, одни дети хорошо передают декоративность цвета, красочность работ, другие создают выразительные композиции, третьи проявляют склонность к графике, некоторых осо-бенно увлекает возможность участия в оформлении интерьера детского сада, выставок и т. д.
Дети начинают понимать, что хорошо и что плохо в созданных ими работах. Это является основой для дальнейшего развития их творческих способностей, художе-ственного вкуса и общей художественной культуры.
Ознакомление с новыми материалами и техническими приемами их декориро-вания вносит необходимую новизну в декоративно-прикладное творчество детей, спо-собствует развитию их инициативы и самостоятельности в работе.
Привлечение детей к участию в анализе и художественной оценке выполнен-ных ими работ следует рассматривать как одно из действенных средств повышения их творческой активности и как одну из важных предпосылок успеха в их художествен-ном развитии.
Из всего этого следует, что декоративно-прикладная деятельность детей с ис-пользованием образцов народного прикладного искусства должна занять особое место в системе эстетического воспитания в детском саду. Этой деятельности следует уде-лять не меньше внимания, чем изобразительной, так как она служит эффективным средством художественного развития дошкольников.