Кашперук Кристина
Консультация «Творческое начало есть в каждом ребенке. Развиваем творческую личность»
▼ Скачать + Заказать документы
«Каждый ребенок - художник. Трудность в том, чтобы остаться художником, выйдя из детского возраста.»
(Пабло Пикассо)
Начнем с главного и простого. Будьте уверены, что в каждом, без исключения, человеке заложен от природы уникальный набор творческих способностей, для каждого свой!
Быть творческой личностью - это не подразумевает писать картины, создавать музыку и писать стихи. Элементы творчества присутствуют везде - в приготовлении пищи, воспитании детей, общение, рутинной работе.
Публикация «Консультация „Творческое начало есть в каждом ребенке, Развиваем творческую личность“» размещена в разделах
Творческий подход - это, прежде всего, образ мыслей и состояние души, ощущение свободы, энергии и смелости пробовать что-то новое, смотреть необычно на обычное. Такому человеку не скучно.
В творчестве самое важное - внутренние импульсы и желания.
Давайте вернемся к началу. Появляется наш малыш на свет.
И вот в какой-то момент у него просыпаются первые внутренние импульсы-интересы к внешнему миру. А что это блестит, звенит, движется?
В 5-6 мес. у ребенка рождаются сильные порывы дотянуться до предмета, доползти, схватить его и обязательно облизать.
Так выглядит первое творческое взаимодействие с миром, исследование его граней и возможностей. Именно так выглядит первое творчество.
Зачем ребенку нужно потрогать и облизать все, что ему попадается в ручки?
Формируется предметное мышление (как база для образного и логического в дальнейшем). Карапуз собирает информацию о мире через контакт с предметами, а еще проверяет из чего этот мир создан, насколько он прочный.
Мы много раз замечали, как малыш трудится в этот момент, как пыхтит, широко открывает глазки, проделывая колоссальную работу!
Как поддерживать творческую инициативу?
Давать возможность много двигаться (класть на пол, исследовать предметы в доме, на улице, облизывать.
Здорово, если поверхности разные!
Знакомьте малыша с разными материалами по фактуре (они все есть у вас дома) крупы, бумага, ткани, клей, природные материалы: шишки, камни, палки, пеньки ими же можно создавать звуки.
Как поддерживать импульсы?
Вы, наверное, замечали, что ребенок часто смотрит на лицо, ориентируется на мамины эмоции. Поддержка - это улыбка, теплое, ласковое прикосновения и ободряющие возгласы - ты мой хороший, ой какой ты активный и т. д. в моменты творческого исследования.
Давайте вспомним как выглядят дети от года до 2-х лет?
Ребенок начинает ходить, бегать, падать, быстро меняет вид деятельности, бросает игрушки, совершенно не сидит на месте. Он продолжает исследовать мир и его границы, границы своего тела!
Как выглядит творчество годовалых детей?
Оно такое же быстрое как и они сами) уборка занимает значительно больше времени, чем сам процесс рисования.
Творческие занятия выглядят скорее как эксперименты с материалами, нежели законченная готовая, аккуратная и понятная работа!
Дети активно исследуют и свое тело, наносят краски на тело, стены и все что видят, рвут бумагу, стучат и громко кричат. Часто это пугает родителей.
Важен настрой мамы на такие занятия!
Как помочь малышу в его потребности по возрасту исследовать?
1. Выделить специальное место для творчества.
2. Расстелить клеёнку.
3. Рисовать на больших листах ватмана! Дети рисуют не кистью, а всей рукой!
4. Поддерживать творца своим позитивным настроем по отношению к его работам.
5. Создавать выставки рисунков, аппликаций, поделок вне условий красоты и качества.
Можно творить на даче, природе - это заметно расслабляет всех участников процесса!
Как выглядит творчество у детей от 2-х до 3-х лет? Что важно?
В этом возрасте у детей начинает формироваться образное мышление. Они уже многое умеют и знают, и есть готовность погружаться в создание своей простой работы, а потом играть с ней!
Деткам очень нравится клеить, лепить, резать ножницами, рисовать мелками и красками, создавать общие работы и коллажи.
Что важно? Как поддерживать?
Разрешать ребенку делать так как ему хочется, давать свободу в его идеях.
Поощряйть творческую инициативу и хвалите ребёнка.
Наши наблюдения: чем больше идей у мамы и чем больше участвует мама в работе, тем меньше пространства остается для идей ребенка!
К трем года у ребенка сильная потребность выбирать самому, самому решать. Скорее всего он будет все делать наоборот и отстаивать свои интересы - разрешите ему выразиться, для это есть место как раз сейчас!
Дети в возрасте 2х лет любят рисовать и выбирать чёрный цвет - это нормально и связано с потребностью быть отдельным, кризисом 2х лет. Хорошо если у ребенка есть свое постоянное место в доме для творческих занятий, а так же, понимание и принятие со стороны взрослых!
Главные принципы поддержки творческой инициативы в любом возрасте!
Позитивная реакция на детское творчество :
1. Отсутствие критики, сравнения, обесценивания, оценок.
Радуйтесь вместе! Обсуждаете, ЧТО малыш и КАК изобразил? Говорите о своих чувствах.
2. Свободное самовыражение:
Мама не делает работу вместо ребенка, не рисует руками малыша. Просто находится рядом и комментирует, что происходит или выполняет свою работу по дому не отвлекая творца.
3. Создание выставок и искреннее признание способностей малыша. «Смотри как у тебя хорошо получилось» Мне нравится, мне приятно.
Первые рисунки:
Интересное исследование было проведено Оливье и Вероникой Марк. Они собирали рисунки детей от 1 до 4х лет из стран всего мира более 30 лет. Дети проживали в семьях из разных социальных слоев.
Проанализировав, сделали интересные выводы:
Рисунки повторяют один другой вне зависимости от места рождения. Очень похожи и в первую очередь дети рисуют не то, что видят, а то, что чувствуют.
Рисуют свою историю, своё мировосприятие до рождения.
Рисуют галлакти, устройства вселенной, своё внутриутробное развитие.
Если ребенок свободен в рисунке - он рисует что-то фантастическое!Он творец!
Не следует в этом возрасте вмешиваться в этот уникальный процесс, давать готовые штампы (дом, солнце).
Доверьтесь этому процессу.
Что же всё-таки дают творческие занятия ребенку?
Выражение своего внутреннего состояния.
Выход эмоций (страх, гнев, протест, радость, нежность, любовь). Дополнительный ресурс для выражения эмоций.
Развивают речь (мелкую моторику).
Снижает беспокойство и тревогу.
Повышают самооценку, уверенность в себе (при условиях бережного внимания к работам).
Учат спонтанности, гибкости, расширяет вариативность мышления. Дальше - творческий подход к решению трудностей. Жизнь такого человека всегда наполненная, яркая и гармоничная.
Важно сохранить в ребенке эту творческую, созидательную энергию, укрепить внутренний контакт с творческой силой!
Ведь мы взрослые являемся первыми зрителями у своих детей и ребенок сделает вывод на дальнейшую жизнь отталкиваясь от нашей обратной связи - будет он творческим или нет?