Анастасия Сысаева
Творческо — поисковый проект «Жили — были крестьяне» для детей подготовительной группы
Творческо — поисковый проект для детей подготовительной группы
Вашему вниманию предлагается паспорт проекта, продукт или итог проекта - открытое занятие. Презентации по ходу этого проекта. Презентация "Русская изба", презентация "Русские народные танцы", а так же книга, созданная с помощью детей "Жили -были крестьяне" И конечно же, представлю фотоотчет о проделанной работе. О том как реализовывался этот проект, что делали на занятии, посещение фольклорного мини-музея в музыкальном зале, и само открытое занятие.
Проект
" Тема проекта: «Жили – были крестьяне»
Актуальность:
Публикация «Творческо — поисковый проект „Жили — были крестьяне“ для детей подготовительной группы» размещена в разделах
- Быт наших предков, предметы быта и утварь
- Подготовительная группа
- Проекты творческие
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» июнь 2020
Проект посвящен изучению истории русского быта, устройства деревенской избы, различных обычаев и поверий, существовавших в русских семьях. Выбор темы вызван интересом детей к образу жизни русского народа, к разнообразию старинных предметов домашнего быта, к разделению труда в семье, к традициям русского народа в воспитании мальчиков и девочек.
Цель: Узнать подробности из жизни крестьян, сравнить с современными условиями.
Задачи:
1. Формирование уважения к русской народной культуре.
2. Привлечь к совместной деятельности детей, родителей и педагогов.
Вид проекта: Творческо-поисковый
Участники проекта: Дети шести - семи лет (подготовительная группа, педагоги, родители.
Сроки реализации: Долгосрочный (1 месяц).
Предполагаемый результат: Изготовление книги о жизни крестьян, развлечение.
1. Этап – подготовительный.
Мотивация детей на заданную тему, чтобы она стала их проблемой, которую они будут решать совместно со взрослыми.
После праздника Дня народного единства, муз. рук-ль спросил у детей, кто знает как называли людей в то далекое время?
На что дети не могли ответить на этот вопрос. Тогда муз. рук. им сказала, что этот народ называли – крестьянами. А кто такие крестьяне?
И тогда Сайфуллин Влад ответил: «Это люди, которые жили очень давно»
Муз. рук: Совершенно верно, эти люди жили много веков тому назад.
Выявление уже имеющихся у детей знаний, интересов, затруднений с помощью вопросов:
Что дети знают?
А вы знаете что-нибудь про это время? Как жили, где жили, что ели, что носили, чем занимались? (на что дети ответили отрицательно)
Опять же, Сайфеллин Влад сказал, что жилье, где жили крестьяне, называли избой.
Что дети хотят знать?
Муз. рук. : Ребята, а вы бы хотели узнать о жизни крестьян?
Дети: Да.
Где можно найти необходимую информацию?
Муз. рук. : А где мы можем это узнать?
Дети: спросить у родителей, у бабушек, найти в интернете с мамой, а Дима Реутов сказал, что у него есть книга про то время.
Какой результат мы хотим получить в конце?
А когда мы это все узнаем, что мы можем сделать с нашими знаниями, с нашей информацией?
Денис: Рассказать другим детям.
А вы хотели бы сделать книгу о жизни крестьян?
Ведь, посмотрите, ребята, в нашем зале есть мини-музей быта простого народа, а если мы еще соберем много информации об этом и поместим все это в книгу, то об этом смогут узнать и другие ребята.
2. Этап – планирование.
Построение схемы последовательных действий совместно с детьми.
Каждому из детей были розданы задания, в которых надо было узнать о той или иной театральной профессии. Причем дети сами выбирали, о чем они будут рассказывать на следующем занятии.
Дима Реутов, конечно же принесет свою книгу. узнает у мамы о профессии декоратора.
Ульяна Павлова выбрала тему про еду, что же ел простой народ в то время.
Саша Шилин нам расскажет в какой избе жили крестьяне, и что там еще находилось.
Максим принесет нам информацию о том, так же как сейчас ли одевались крестьяне. (об одежде)
Дима Верещага выбрал тему о русских народных инструментах.
Артем Нургалиев вместе с мамой найдет для нашей книги кухонную утварь, как она называлась и расскажет нам, для чего они нужны.
Я - музыкальный руководитель, так же приготовила презентацию о всей русской избе, как он обустроена, и что в ней главное.
Родителям были розданы записки с просьбами найти и рассказать своему ребенку ту или иную информацию.
Организация деятельности родителей.
Познакомила родителей с темой проекта. С целями и задачами. Сообщила каждому, что выбрал их ребенок, какую информацию надо подготовить вместе с ним, для того, чтобы рассказать детям.
3. Этап – Сбор информации.
Выполнение задачи детьми.
Дети приносили информацию в распечатанном виде. Все дети делились информацией устно. Затем с их слов все рассказанное размещалось на отдельных листах.
Матвей, после второго занятия, нашел информацию о самом главном атрибуте избы это – печи.
Ксюша Нам поведала о том, как учились дети в то старинное время.
Муз. рук-ль: Рассказала детям о том, как работали и как отдыхали люди. Какие песни исполняли. Затем несколько занятий дети обыгрывали народные песни, играли в различные народные игры. Учили танец русский народный, а так же муз. рук-ль показала презентацию о русских народных танцах. Дети с удовольствием смотрели отрывки 16-ти народных танцев и даже примечали некоторые знакомые движения.
4. Этап – Обобщение информации
Обсуждение проведения презентации:
На четвертом этапе проекта происходило обсуждение вместе с детьми полученной информации, затем обговаривалось, как будем представлять книгу.
Кому еще будет интересен наша книга? Конечно родителям, которые так же принимали участие в проекте, другим детям группы, которым в дальнейшем покажут эту книгу.
5. Этап – Презентация продукта.
На заключительном этапе было проведено развлечение, где дети показали все свои знания по этой теме, поиграли, попели, послушали народную музыку. Были так же привлечены к этому празднику родители. А в дальнейшем, в мини-музее смогут воспользоваться нашей книгой весь детский сад.
6. Этап – Анализ результатов работы.
Обсуждение эффективности проведенной презентации со зрителями:
После того, как мы вместе с детьми покажем наш продукт детям других групп не принимавшим в этом участие, если возникнут у слушателей вопросы, мы вместе с участниками постараемся на них ответить.
Затем обсудим, как мы добились такого результата. Кто нам в этом помогал, что нам особенно удалось, а что вызвало затруднение и, конечно же, что больше всего понравилось, запомнилось.
И, я думаю, поставим перед собой новую задачу, на будущий проект.
«Жили – были крестьяне»
Цель непосредственно-образовательной деятельности «Ознакомление дошкольников с бытом и предметами утвари русской избы»: продолжать знакомить детей с бытом русской избы и традициями русского народа.
Непосредственно-образовательная деятельность направлена на формирование представления об облике русской деревни, обобщения знания детей о предметах старинного быта. Закрепления знаний детей о русском устном и музыкальном творчестве.
Цель:
• Продолжать знакомить детей с традициями русского народа. Занятие знакомит детей с бытом русской избы и традициями русского народа.
• Формировать представление об облике русской деревни, обобщая и систематизируя знания детей о предметах старинного быта.
• Закреплять знания детей о русском устном и музыкальном фольклоре.
Задачи:
• Познакомить детей с избой – жилищем крестьянской семьи, с предметами старинного русского быта (печь, прялка, посуда, коромысло и т. д.).
• Обогатить словарь детей народными пословицами, поговорками, загадками, частушками. Словами, которые использовались только в быту в русской избе, новыми словами: ухват, чугун, прялка, рубель, коромысло.
• Развить связную монологическую речь и коммуникативные умения при помощи игровых подходов и народных игр.
• Вызвать у детей эмоциональную отзывчивость к русской народной музыке.
• Воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным традициям, обычаям гостеприимства.
• Систематизировать знания детей о народных традициях, поверьях, фольклоре.
• Развивать творческие навыки в процессе изготовления оберегов.
• Воспитывать любовь и уважение к культуре и быту русского народа, к народным традициям.
Словарная работа: ухват, прялка, коромысло, чугун, самовар.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций в книгах с изображением старинных предметов быта, беседа о значении леса в жизни русского человека, в том числе для постройки жилища, и для изготовления домашней утвари. Разучивание пословиц, поговорок, загадок, небылиц, хороводов. Чтение русских народных сказок.
Оборудование: уголок русской избы с предметами быта (печь, лавки, стол, старинная посуда, прялка и др., мультимедийная установка, слайды с изображением деревни, записи русских народных песен, карусель для\ игры, атрибуты для песен народных и игр, русский народный костюм для хозяйки и детей.
Детей и гостей в зале встречает хозяйка.
Хозяйка: Милости просим, гости дорогие! Хлеб да соль, с поклоном приглашаю вас.
Знаете, как здоровались в старину? Говорили: «3драве буде».
– Что означает, как вы думаете? Будьте здоровы, здравствуйте.
Милости прошу ко мне в избу, гости дорогие! Проходите, присаживайтесь поближе к печи. Дорогих гостей всегда усаживали возле печи, а непрошенных возле порога.
Горница у меня небольшая. Да красивая какая! На убранство поглядите. Да про всё мне расскажите! Что вы видите в моей избе? (дети говорят) А из чего вообще строили избы? (из дерева, из бревен) Расскажите, ребята, какая самая главная часть в избе?
(красный угол, а что в этом углу могло находиться)
Хозяйка: Образ русской печки хорошо нам всем знаком. А для чего нужна печка?
Дети: В печи готовится еда, пёчётся хлеб. На печке сушат грибы, ягоды и разные полезные травы. А ещё печь нужна для обогрева жилища.
Хозяйка: Но это ещё не всё, что «делала» русская печь много-много лет назад. Печка не только согревала помещение, но и была источником света. Когда огонь в печи разгорался, в избе становилось светло. Хозяйка с хозяином усаживались около печи, и каждый занимался своим делом. Например, хозяйка пряла пряжу, а хозяин плёл корзины из прутьев. В каждой избе была печь-матушка, печь-кормилица. Она не только обогревала жилище, но и кормила и лечила людей. В русской печи очень вкусно готовили щи, кашу, пекли хлеб, пироги. Огонь в печи берегли. Он сохранялся даже ночью в виде углей. Если переезжали в другой дом, угли из старой печки забирали с собой и помещали их в новую печь.
Вот сейчас пришло время немного нам всем поработать. Для того, чтобы нам печь истопить, что нужно? Дрова. Вот мальчики сейчас будут перевозить дрова на тачках, а наши девицы – красавицы в это время налепят нам баранки, а мы их в печь поставим, чтобы они там поджарились.
Игра: «Навози дров» для мальчиков
Игра «слепи баранки» для девочек.
Хозяйка: Была в избе так же и кухонная утварь разная. И называлась она по особенному, нам об этом расскажет Артем. (горшки, чугунки, ухваты) В старину любили русские люди почаёвничать, т. е. чай из самовара попить. Особенно после баньки. Пили чай из блюдечка, прикусывали кусочками сахара. Богатые люди пили чай с мёдом, вареньем и баранками.
Вот отгадайте загадки про бытовые принадлежности русского народа.
Загадки:
Стоит жилище
деревянные бочища,
Внутри печь да дрова
это русская… (изба).
Зимой нет, теплей,
Летом нет, холодней (печь).
Не бык, а бодает.
Не ест, а еду хватает,
Что схватит – отдаёт,
А сам в угол идёт (ухват).
Воду дед носил с утра,
Каждый раз по два ведра,
На плечах дугой повисло.
Держит ведра. (коромысло).
Он как круглая кастрюля
Он чумазый, не чистюля.
Где там, в печке уголёк
Кашу сварит. (чугунок).
Выпускает жаркий пар
Древний чайник. (самовар).
Эту обувь не забыли,
Хоть давным-давно носили.
Влезут дети на полати,
У печи оставят. (лапти).
Ребята, а посмотрите, мы ведь сегодня даже одеты с вами необычно и что же такое на нас надето? Кто расскажет?
(дети рассказывают об одежде)
Ребята, а как работал крестьянский народ? Мы с вами уже показали кое что, мужчины заготавливали дрова, сеяли пшеницу, собирали урожай, а девушки по хозяйству избу прибирали, готовили, так же могли урожай собирать, пасли скотину, ходили в лес по ягоды, грибы.
Обязательно в каждой крестьянской избе были прялки. Когда осенние работы на полях заканчивались, женщины и девушки пряли пряжу, чтобы потом связать носки, варежки и другие вещи. Долгими зимними вечерами горела на столе свечка – ведь электричества ещё не было, девушки пряли и пели песни. Давайте послушаем.
Звучит русская народная песня «Пряха».(слушание)
Ребята, расскажите, пожалуйста, в чем особенность русских песен? (распевы, напевность, аккапельно исполнялись, слова разные по ударению, непривычно проговаривались.)
На каких музыкальных инструментах играл русский народ?: На русских народных. И у нас в музыкальном зале есть альбом таких инструментов. (показ альбома и инструментов)
Хозяйка: А вы знаете, что когда народ работал, чтобы им было веселее и легче, они песни напевали.
Вот мы сейчас с вами пропоем песню «Как пошли девки по ягоды»и конечно же покажем это.
А мужчины землю пахали, пшеницу сеяли, да напевали.
Песня: «Пахарь»
Хозяйка: Вы заметили, что не было раньше ни кинотеатров, ни телевизоров, ни музеев. Как же люди свободное время проводили, чем занимались? Много работали наши предки, уставали, а отдохнуть им помогали весёлые песни, да игры. Наши родители приготовили частушки. Давайте их послушаем.
Частушки
1. Кто сказал – частушки вроде,
В наши дни уже не в моде?
Да и дело разве в моде,
Если любят их в народе!
2. Эх, как выйду я плясать,
Ножками задрыгаю –
Печь, кастрюли и ухват
По полу запрыгают.
3. Эх, раз, полтора,
Бежит печка со двора,
А за нею – чашки
От грязнули Машки.
4. Как у нашего Егора
Пузо стало, как пригорок –
Целый день он на печи
Уплетает калачи.
5. Мы частушки вам пропели
Хорошо ли, плохо ли.
А теперь мы вас попросим,
Чтоб вы нам похлопали!
Хозяйка: Ох, и рассмешили, ох, и развеселили. Какие все молодцы!
Вот и пришла пора нам поиграть, да порезвиться.
Выходите все играть в золотые ворота. (и родители, и дети)
Игра: «Золотые ворота»
Игра: «Жаворонок»
Игра «Карусель»
– Русские люди всегда славились своим гостеприимством и любили угощать пирогами, пряниками. А мы ведь с вами баранки испекли, пришло время их из печи доставать, да угощаться. Вот в корзиночку сложила. Сами покушаете и друзей угостите.
Ну а посиделки наши подходят к концу. В нашем зале имеется мини музей русской избы, а теперь еще и с вашей помощью мы поместим в наш музей альбом русских народных инструментов и книгу старинную об избе и крестьянском жизни.
Хозяйка: Дорогие гости, любили раньше в старину на Руси обереги, почитали домового. Верили, что они приносят в дом счастье. И мы хотим принести в ваш дом кусочек счастья. Наши ребята сделали для вас счастливые подковы.
Была рада вас всех видеть. – Ну, а теперь до свидания, гости дорогие! Приходите ещё ко мне в гости!